Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 30-11-2005
Ирина Вадимовна Аржанова, Дмитрий Юрьевич Райчук Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 56-59. 
В статье рассматривается опыт участия российских вузов в международных академических программах. По результатам исследования, проведенного в 2004 году в рамках российско-британской программы БРИДЖ (разработка и реализация совместных магистерских программ), российские вузы достаточно успешно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными вузами на уровне магистратуры. В статье анализируются дальнейшие перспективы проведения образовательных программ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2005
Яна Шамилевна Евдокимова Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 27-38. 
Цель настоящей статьи - описать метод бенчмаркинга, необходимость и условия применения этого метода для российских вузов. Бенчмаркинг может использоваться не только для совершенствования процессов, но и как инструмент стратегического планирования и прогнозирования, поскольку имеет дело с изучением и анализом среды, окружения, тенденций, поиском целей и ориентиров. В данной статье в основном говорится о функциональном бенчмаркинге или бенчмаркинге процесса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Оксана Олеговна Мартыненко, Ирина Петровна Черная, Андрей Горациевич Антонов Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 24-34. 
В статье описывается опыт применения инновационных технологий по организации учебного процесса во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, продиктованного назревающим кризисом финансирования системы высшего образования. На основе инновационного клиентоориентированного подхода к деятельности вуза, была разработана модель матричной системы управления вузом, сформулированы условия для успешной реализации данной модели. Использование такого подхода, по мнению авторов, позволяет эффективно решать проблему качества образовательных услуг. В статье также описывается разработанная и успешно эксплуатируемая автоматизированная информационная система «Учебный план», которая помогает встроить новую образовательную программу в реализуемый процесс.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Галина Ивановна Мальцева, Ольга Васильевна Митина Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 62-75. 
В статье формулируются основные цели стратегического управленческого учета в вузе, как учетно-аналитической системы, необходимой для успешного внедрения и функционирования стратегического менеджмента в вузе. В статье рассматриваются инструментарий и технологии, используемые для стратегического управленческого контроля во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, такие как система комплексного управления качеством, система сбалансированных показателей, бюджетирование, прогнозирование, учет затрат по видам деятельности и др. В статье приведена разработанная в рамках проекта «Стратегическое планирование», реализованном во ВГУЭС, методика распределения затрат образовательных услуг, которая определяет связь между затратами и результатами оказания образовательной услуги и дает руководству университета эффективный инструмент управления затратами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Владимир Петрович Ковалевский, Изабелла Давидовна Белоновская Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 13-17. 
Концепция и принципы интегрально-целевого управления предопределяют содержание метода, формально отражающего процедуры формирования управляющих воздействий на различные структурные подразделения регионального университетского комплекса. Один из принципов, а именно «цель-средства», указывает на первичность цели и вторичность средств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого в настоящей работе метода от известных подходов к формированию управляющих предписаний, предполагающих выполнение констатирующих процедур расчета. Цель применения подобного рода процедур состоит в своевременном отражении фактов или событий. Эти процедуры способны предоставить лишь ориентировочный материал для последующего поиска управляющих воздействий в форме балансов, сводок, таблиц и т. д. Иными словами, распространенные в настоящее время констатирующие процедуры воспроизводят события по форме «как есть». Но принцип, о котором пойдет речь в данной статье, требует иного, а именно: предоставления управляющего предписания в форме «как должно быть».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Игорь Иванович Ганчеренок, Станислав Никифорович Князев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 138-142. 
В своей статье, посвященной проблемам управления в образовательных учреждениях, авторы обращаются к наиболее богатому на сегодняшний день американскому опыту подготовки профессиональных менеджеров для системы высшей школы и формулируют рекомендации и предложения, на взгляд авторов, достаточно принципиальные для развития национальной системы высшего образования, повышения ее «академической эффективности» и конкурентоспособности в рамках европейской Болонской декларации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2005
Вера Владимировна Азарьева, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 48-55. 
Проблема формирования научно-инновационного потенциала является актуальной, поскольку в научных организациях, в том числе и вузах, происходит вымывание результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующие годы с устойчивым финансированием фундаментальной науки. Одной из причин возникновения такой ситуации является то, что в организациях недостаточно уделяется внимание управлению научной деятельностью и развитию инновационных процессов, созданию и совершенствованию систем менеджмента качества, обеспечивающих повышение результативности исследований. В статье предлагается метод управления качеством, направленный на решение проблемы повышения качества научного потенциала организаций при внедрении методов процессного управления для совершенствовании научно-инновационной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 62-91. 
В статье рассказывается о предлагаемой концепции развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период до 2010 года. Данная концепция была подготовлена творческим коллективом — Я. И. Кузьминов (рук.), В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Н. Л. Титова, М. В. Ларионова, С. М. Яковлев, А. В. Белянин с использованием материалов, предоставленных Л. Л. Любимовым, А. С. Малиным, Е. М. Юдиной, И. Ю. Ивановой, И. В. Ивашковской, и с учетом замечаний, высказанных членами Ученого совета ГУ–ВШЭ. Концепция была одобрена на Конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся государственного университета — Высшей школы экономики 30 марта 2004г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2005
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 9-17. 
Роль и ответственность институционального уровня управления повышаются, и государство, а также потенциальные инвесторы, хотят видеть вузы эффективными структурами, эффективно и профессионально управляющимися, органично вписывающимися в рыночные отношения. В статье рассматриваются вопросы стратегического управления в университетах, терминологический аспект стратегического управления, концепции стратегий, роль личности руководителя и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Тамара Александровна Непомнящая, Наталья Николаевна Давыдова Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 35-42. 
Последнее десятилетие ХХ века в нашей стране знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в сфере экономики, так и в сфере городского хозяйства. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. В 90-е годы XX века почти все крупные города Европы стали разрабатывать собственные стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение общей перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Галина Ивановна Мальцева, Роман Анатольевич Луговой, Юлия Александровна Солдатова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 96-103. 
Следуя концепции стратегического управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) столкнулся с необходимостью воплотить полученные в процессе стратегического планирования результаты в оперативную деятельность. При выборе инструмента, позволяющего реализовать стратегию при оптимальном использовании имеющихся ресурсов, авторами статьи были проведены анализ существующих методов управления организацией с целью повышения эффективности ее деятельности и их классификация.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Константин Александрович Аксенов, Борис Исаевич Клебанов, Наталья Вадимовна Гончарова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 54-57. 
Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельны.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Галина Александровна Краюшкина, Дмитрий Юрьевич Райчук Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 92-95. 
Эта статья не имеет целью включаться в дискуссию относительно полезности/вредности для российской высшей школы анонсированных изменений, авторам рассматривают ситуацию с методической точки зрения. Очевидно, что ни один российский вуз не сможет продолжать привычную практику академической и хозяйственной деятельности после введения в силу указанных законопроектов. Поэтому вполне закономерно сопротивление вузов нововведениям, хотя бы в силу традиционного консерватизма высшей школы. Вместе с тем проведенный каждым вузом спокойный и объективный анализ ожидаемых изменений внешней среды позволит, с одной стороны, отказаться от части опасений, как от необоснованных страхов и сопротивления изменениям как таковым, а с другой — сформулировать взвешенные и аргументированные предложения по объективно необходимой корректировке новых законопроектов с учетом отраслевой специфики и/или дополнения их необходимым пакетом нормативных документов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Борис Георгиевич Преображенский, Татьяна Олеговна Толстых Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 7-12. 
Наступление информационной эпохи, выражающееся в массовой компьютеризации, внедрении и развитии новейшей информационной базы радикально изменило не только схему передачи знаний, но и методы обучения. Появление новых образовательных систем ставит задачу осмысления их целевых функций, поиска оптимальных структур, целенаправленных на обеспечение качества обучения в условиях роста потребностей общества в образовательных услугах. Образовательный процесс — это сложный социотехнический объект, состоящий из большого числа разрозненных подсистем и в общем случае не имеющий адекватного формального описания. Системный подход позволяет проанализировать развитие и функционирование образовательной системы с учетом требований государства, общества и граждан как в ближайшей, так и отдаленной перспективе. При этом особенно важен горизонт прогнозирования, идентифицируемый на основе маркетинговых исследований. Одним из основных инструментариев маркетинговых исследований является экспертный метод. Достоверность результатов при его применении в значительной мере зависит от компетентности экспертов. Это делает его малопригодным для применения в исследовании таких сложных систем, как системы образовательных услуг. Поэтому целью данной статьи является обоснование применения теории самоорганизации сложных упорядоченных систем на этапах анализа и синтеза систем образовательных услуг различных иерархических уровней.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Надежда Львовна Титова, Ольга Николаевна Балаева Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 143-151. 
Проблема совершенствования управления вузом в современной России чрезвычайно сложна и актуальна. Актуальность, в первую очередь, вызвана значительным ухудшением внешних условий: снижением, по сравнению с советскими временами, государственного финансирования высшего образования, агрессивной конкурентной политикой вузов-лидеров, приближением демографической «ямы» и т. д. Кроме того, сами вузы после перестройки оказались плохо приспособленными к функционированию в рыночных условиях. В значительной степени это относится к избыточности и низкой эффективности системы управления вузом. Сложность совершенствования системы управления высшим учебным заведением связана, во-первых, с тем, что, как правило, это большие, достаточно разнообразные в своей деятельности и в настоящее время динамично развивающиеся организации, что приводит к быстрому изменению ее параметров и свойств. Масштабы и сложность этих объектов управления таковы, что на фоне постоянной нехватки финансовых ресурсов, а также традиционного нежелания «вытаскивать сор из избы» приглашение сторонних консультантов мало реально. Соответственно, вторым источником сложности исследования системы управления вузом является весь комплекс проблем внутреннего консалтинга: неформальные связи членов исследовательской группы с представителями обследуемых подразделений, намеренные искажения информации со стороны последних и т. д. В статье рассматриваются обозначенные выше проблемы и предлагается модель процессов разработки и принятия управленческих решений, даны краткие результаты использования предложенной модели в ГУ–ВШЭ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл