Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 24-06-2004
С. П. Кузнецова Университетское управление. 1999.  № 1(8). С. 24-29. 
Экономические и политические условия в стране, сложившиеся к концу 1990-х гг., таковы, что государство оказывается несостоятельным для обеспечения сферы образования ресурсами, необходимыми для ее нормального функционирования и развития. Приходится отметить, что для высшей школы государство зачастую не в состоянии обеспечить и самые скромные потребности, ограничиваясь выплатами по заработной плате и стипендиям, уровень которых также нельзя признать достаточным. В силу этих причин, пользуясь предоставленной образовательным учреждениям определенной свободой в плане самостоятельного финансового обеспечения, вузы ведут активный поиск дополнительных источников финансирования. Практика привлечения внебюджетных средств учебными заведениями достаточно развита в мире и признается нормой для образовательной сферы. В статье предложена методики расчета арендной платы для высших учебных заведений, расчета стоимости содержания помещений вуза, сформулированы основные критерии и условия учета при введении единого порядка расчета арендной платы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Валерий Леонидович Нестеров Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 68-76. 
Высшее учебное заведение является сложной активной социально-экономической системой. Управление такой системой представляет собой многокомпонентный процесс, компоненты которого, как правило, взаимосвязаны. Механизм финансового управления является одним из важнейших элементов управленческого процесса. Одна из основных задач управления учебным заведением (в том числе задача финансового управления) состоит в оптимизации образовательного процесса по показателям, характеризующим этот процесс. С точки зрения системного анализа управление активной системой предполагает построение имитационной модели поведения системы во времени в заданных внешних и внутренних условиях в зависимости от реализуемого управляющего воздействия (управления). Выбор управления должен осуществляться на основе анализа заданных критериев оптимальности, оценивающих качественный уровень принимаемого управленческого решения. Имитационную модель, снабженную критериями оптимальности, будем называть моделью оптимального управления. Цель настоящей статьи — изложить результаты работ по созданию модели оптимального финансирования учебного процесса, а также формул для прогноза некоторых показателей, входящих в модель, и дополнительного критерия эффективности финансирования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2000.  № 4(15). С. 23-27. 
В какой степени корректным является вопрос о финансовом менеджменте (ФМ) в государственном вузе? Традиционное распоряжение финансами в образовательных учреждениях, направленное преимущественно на расходование бюджетных средств, имеет мало общего с ФМ как полноформатным процессом управления денежными потоками. Однако практика финансовой деятельности вузов такова, что значительная часть бюджета формируется за счет доходов от внебюджетной деятельности - оказания платных образовательных и других услуг. Для многих учреждений доля заработанных средств превышает бюджетное финансирование, а это даже для среднего по численности вуза весьма значительные суммы, распоряжение которыми требует профессионализма. ФМ состоит из реализации таких функциональных блоков, как блок традиционного бухгалтерского учета, блок управления финансовыми потоками, блок управленческого учета, блок финансирования инвестиций и блок экономического анализа.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Pamela Nikols Marcucci, Donald Bruce Johnstone Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 81-88. 
Определение стоимости обучения вузами является критическим компонентом в любой стратегии разделения затрат. Все больше и больше стран обращаются к разделению затрат, чтобы обеспечить растущий спрос на высшее образование и компенсировать снижение государственных инвестиций. Главной проблемой политики платного образования является распределение стоимости обучения между студентами (и их семьями) и государством или налогоплательщиком; а также гарантия того, что введение платы за обучение не скажется отрицательно на студентах из более низких социально-экономических слоев общества. Таким образом, политика платного образования является очень важной, как в отношении стоимости обучения, так и в отношении его доступности и социального равенства студентов. В данной работе будет рассмотрена плата за обучение в международной сравнительной перспективе в контексте финансов, идеологии и политики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Дмитрий Анатольевич Беляев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 179-183. 
В статье идет речь об интеграции задач стратегического управления и оперативной деятельности функциональных подразделений и администрации вуза. Автор рассматривает проблемы применения информационных систем управления, как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузах, показывает, что актуальным и первоочередным (в случае недостатка средств и, следовательно, необходимости выбора) становится оснащение современными информационными системами именно бухгалтерских и экономических служб предприятия с целью их постепенного, а значит менее болезненного встраивания в общее соответствующее информационное поле головного ведомства, региона и страны.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 20-23. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-05-2004
Нина Александровна Добышева Университетское управление. 1997.  № 2(2). С. 34-36. 
С началом рыночных реформ в России произошло беспрецедентное усложнение финансово-экономической деятельности вузов. Оно обусловлено целым рядом факторов: значительным изменением и увеличением объема нормативной базы финансовой деятельности вузов; формированием системы многоканального финансирования образования (что привело к изменению структуры и функций бухгалтерий вузов); обвальным ростом количества структур, наделенных контрольными полномочиями в отношении финансовой деятельности вузов. Интенсивность проверок стала настолько велика, что редкий месяц вуз может работать без проверяющих. Контрольными функциями и, соответственно, правом штрафовать, наказывать наделены налоговые инспекции, фонды социального страхования, казначейство, контрольно-ревизионные управления и ряд других государственных органов. При проведении проверок и ревизий большое внимание уделяется вопросам правильности использования средств, выделенных из федерального бюджета, и организации платных дополнительных образовательных услуг. Автор подробно рассматривает эти вопросы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 28-05-2004
Игорь Китаев Университетское управление. 1997.  № 1(1).
Возрастание финансовых проблем вузов объясняется ростом социального запроса на образование, не подкрепленного соразмерными финансовыми ресурсами. Вузы продолжают использовать ресурсы стандартным образом, хотя очевидно, что увеличение приема студентов требует решительных корректировок в расходах и устоявшихся методах управления. В большинстве стран ожидается сокращение общего финансирования высшего образования. Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, опубликованным в 1990 г., только Финляндия и Франция предполагают увеличение общего финансирования высшего образования. В большинстве развивающихся стран и стран Восточной Европы ресурсы, выделяемые высшему образованию, являются или непостоянными или снижающимися вследствие экономического спада и политических изменений. Финансовые проблемы усиливаются в западно-европейских и американских университетах. Так, в 1992 г. Конференция немецких ректоров была вынуждена обратиться к правительству с требованием пересмотра бюджета, который не в полной мере учитывал темпы инфляции. Американский совет образования в своем обзоре отмечал, что две трети высших учебных заведений США перенесли сокращение среднегодового финансирования в 1990-91 учебном году и эта тенденция продолжится и в последующие года. Значительные трудности с финансированием испытывают также высшие учебные заведения стран бывшего Советского Союза. Очевидно, что ситуации с бюджетом в различных вузах отличаются главным образом из-за различия схем финансирования, размера и профиля заведений, хотя в целом высшее образование вследствие ряда причин является более дорогостоящим, чем образования других уровней. Управление бюджетным дефицитом должно быть направлено на минимизацию урона определяющим элементам образовательного процесса. В случаях, когда размеры бюджетного дефицита значительны, администраторы вузов не имеют большого выбора и должны обращаться к антикризисному управлению. В других случаях, когда свобода маневра более широкая, ситуация отдельных вузов может быть улучшена стратегическим планированием.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-05-2004
Ольга Николаевна Арзякова, Гавриил Александрович Агарков, Валентин Михайлович Кормышев Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 49-51. 
Тяжелое финансовое состояние высших учебных заведений Российской Федерации порождено общим экономическим положением в стране и поддерживавшимися в обществе несостоятельными идеями о возможности возрождения России без приоритетного развития образования. Между тем, подготовка высококвалифицированных кадров является одной из основ развития реального сектора экономики. Сложившееся положение с обеспечением деятельности высших учебных заведений повышает требования к финансовому менеджменту в вузе как относительно оперативного принятия решений по оптимальному управлению ресурсами, так и долгосрочного финансового планирования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 31-05-2004
Robert Hoogewys Университетское управление. 1997.  № 1(1).
Бюджет университета складывается из трех частей: 1. Так называемые эксплутационные фонды. Их объем состоит на 50% из постоянной суммы, а 50% средств регулируются в соответствии с уменьшением или увеличением численности студентов в данном университете. Средства эксплутационных фондов предназначены для организации университетского образования и научных исследований. Кроме некоторых основных принципов (затраты на персонал, например, не должны превышать 80% данных фондов) университет может свободно распоряжаться этими финансовыми ресурсами. 2. Средства на организацию научно-исследовательских работ, финансируемых правительством страны. Эти ресурсы являются основными для НИР, т.к. из эксплутационных фондов финансируется лишь небольшая часть научных исследований. 3. Инвестиции частных компаний в научно-исследовательскую работу университета. Эти ресурсы в значительной степени распределяются на основе конкретных исследовательских проектов. Университет полностью ответствен за распоряжение финансовыми ресурсами. Однако, возрастание самостоятельности влечет за собой и соответствующие обязанности. В значительно большей степени, чем раньше университет должен осуществлять финансовый контроль над распределением и использованием средств. В этой связи чрезвычайно важны критерии, в соответствии с которыми производится распределение финансовых ресурсов, и реально действующие модели распределения. В университете Гента центральные департаменты финансируются на фиксированной основе. Факультеты и школа менеджмента финансируются в соответствии с моделями распределения, одобренными университетским Советом. Предложенная автором модель распределения финансовых ресурсов является полностью рабочей. Несмотря на то что ее осуществление ведет к значительным изменениям сложившейся ситуацией, ее введение оправдано, т.к. дает значительное увеличение материальных средств.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)