Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Среднее профессиональное образование

Опубликовано на портале: 10-12-2004
Надежда Григорьевна Голубь, Наталья Николаевна Кормягина Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 24-26. 
Статья посвящена вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена в Ярославском строительном техникуме (ЯСТ). Целью публикации является анализ опыта работы коллектива ЯСТ по обеспечению конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников. В качестве главного критерия конкурентоспособности выпускников рассматривается их трудоустройство. В настоящее время наибольшим спросом на рынке труда пользуются выпускники по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» – одной из основных традиционных специальностей данного учебного заведения. В техникум поступают заявки работодателей с предложениями рабочих мест, представители строительных организаций приходят на вручение дипломов, предлагая вакансии. Изучение долгосрочных тенденций спроса на рынке труда затруднено из-за неясности процессов, происходящих в экономике. Так, например, на регистрируемом рынке профессий экономического профиля (бухгалтеров, экономистов, финансистов) сохраняется достаточно высокая конкуренция. Предложение превышает спрос, однако по общероссийским прогнозам потребность экономики в кадрах с экономическим образованием в связи с небольшим, но стабильным подъемом экономики и развитием производства, наметившимся в последнее время, будет расти. В техникуме разработана поэтапная система содействия трудоустройству выпускников (начиная с приема абитуриентов), в которую такие мероприятия, как встречи с заказчиками кадров, профконсультирование, проведение курса «Эффективное поведение на рынке труда» и др. Но в условиях жесткой конкуренции этого недостаточно. Необходимо управление процессами взаимоотношений с потребителями – заказчиками кадров. На основании заключенных с предприятиями договоров производится корректировке учебных планов в соответствии с требованиями заказчика и организация спецкурсов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.С. Куракина Среднее профессиональное образование. 2002.  № 3. С. 42-44. 
Статья посвящена подготовке специалистов экономического профиля в Московском коммерческом колледже. Рассматриваются методы развития способности студентов к самостоятельному мышлению и решению нестандартных вопросов. Для этого формируются учебные задания, которые помогают повысить интерес студентов к знаниям, полученным во время прослушивания лекций, задания для самостоятельной работы над учебным материалом. Задания объединяются по принципу усложнения их логического содержания. Задания могут быть представлены в различной форме, в том числе в тестовой. Подчеркивается важность разработки заданий для разных уровней самостоятельности студентов: от буквального воспроизведения до творческой самостоятельности, способности использовать знания в нестандартных условиях. Такие задания носят проблемный характер: преподаватель ставит только цель предстоящей работы, а ее решение осуществляют сами студенты. Описаны конкретные примеры таких заданий, разработанных автором статьи. Они входят в систему заданий по теме «Контрольно-кассовые машины» курса «Техническое оснащение отрасли (торговли) и охрана труда». В процессе решения заданий студенты должны показать способность самостоятельно изучать и осваивать работу на контрольно-кассовой машине. Это умение крайне необходимо выпускникам колледжа экономического профиля, так как в дальнейшей практической деятельности им предстоит организовывать и контролировать работу администратора магазина и кассиров или самому выполнять их работу. Студенты выполняют задания самостоятельно. После того как преподаватель проверил задания, проводится их обсуждение в группе. Все описанные в статье задания можно отнести к нестандартным, так как они требуют самостоятельного поиска и нахождения ответов, получаемых в результате выполнения различных мыслительных операций: анализ, сравнение, сопоставление, синтез, абстрагирование и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.А. Бурмистрова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 48-50. 
Статья посвящена вопросам преподавания математики при подготовке специалистов-экономистов (финансового профиля). В качестве основной целевой функции рассматривается повышение интегративности образования как отражение современных требований общества к гармоничному развитию личности. Это, в частности находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения по курсу математики. Интеграция содержания образования студентов в структуре методической системы обучения математике предполагает: – содержательность и значимость математических знаний для студентов; – системное представление изучаемого материала; – реализацию внутрипредметных и межпредметных связей; – прикладную направленность курса математики. Интегративным качеством, объединяющим эти компоненты, служит умение математического моделирования. Выделены следующие интеллектуальные умения, которыми должны овладеть студенты при изучении математики и дисциплин финансово-экономического цикла: – умение решать задачи; – способность к математическому моделированию; – умение логически мыслить; – коммуникативные умения; – умение применять новые информационные технологии. Указанные виды учебной деятельности способствуют развитию таких общих интеллектуальных приемов, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование, которые лежат в основе технологии процесса моделирования. С целью реализации интегративных связей курса «Математика» и дисциплин финансово-экономического цикла сформулированы следующие критерии отбора профессионально ориентированных задач, используемых для обучения студентов моделированию реальных экономических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2004
Владислав Георгиевич Семенов Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 10-12. 
Иркутский авиационный техникум почти 70 лет ведет подготовку специалистов для авиастроения и других отраслей промышленности. Сегодня это одно из немногих средних специальных учебных заведений в регионе, готовящее специалистов по высокотехнологичным специальностям. Техникум устойчиво занимает свою нишу на рынке образовательных услуг региона. Иркутский авиационный техникум является одним из примеров взаимодействия между средним специальным учебным заведением и потребтителями кадров. Основной потребитель выпускников техникума – Научно-производственная корпорация (НПК) «ИРКУТ» – одно из крупнейших авиастроительных предприятий России. В статье описан механизм взаимодействия между техникумом и НПК «ИРКУТ» на основе долгосрочного договора о подготовке специалистов. Взаимодействие предусматривает настройку учебных программ в соответствии с требованиями предприятия, что позволяет обеспечить высокое качество подготовки специалистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Сергей Алексеевич Фадеев Среднее профессиональное образование. 2002.  № 3. С. 38-39. 
В статье директора Калужского государственного технического колледжа, заслуженного учителя Российской Федерации С.А. Фадеева рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «Основы социологии и политологии» в средних специальных учебных заведениях. Показана актуальность этого учебного курса, своевременность его введения в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Описывается метод преподавания дисциплины «Основы социологии и политологии», основанный на выделении больших блоков учебного материала. Этот метод рассмотрен на примере блока по теме «Общество и человек». Основной особенностью данного метода является активизация умственной деятельности студента, его включение в процесс познания в качестве активного участника. В качестве учебника по данной дисциплине для средних специальных учебных заведений рассматривается пособие Л.М. Куликова «Основы социологии и политологии». В пособии приводятся многочисленные условные и реальные примеры, исторические ссылки, справочные примечания. Материал изложен доступно, сжато, четко и просто. В приложении имеются зачетные карточки, экзаменационные вопросы и экзаменационные билеты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2004
Петр Федорович Анисимов, Алла Леонидовна Коломенская Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 3-7. 
Среднее профессиональное образование реализует широкий спектр направлений подготовки специалистов: в технической области, в социальной сфере, в области сервиса. Однако, в период возрождения российской экономики особенно актуальным становится вопрос о подготовке кадров технического профиля. В соответствии с этим в статье дана характеристика состояния и перспектив развития среднего профессионального образования технического профиля – среднего технического образования. Специалисты со средним техническим образованием осуществляют подготовку и обработку технической, технологической и другой информации в целях подготовки материалов для принятия инженерных решений, обеспечивают функционирования сложных технических и технологических систем, руководят первичными трудовыми коллективами. Доля специалистов среднего звена технического профиля составляет в промышленности 32 % от общей численности занятых, в строительстве – 30 %, на транспорте и в связи – 36 %. Наиболее важным фактором, отражающим перспективы мирового экономического развития, является переход от технической модернизации к технологической или постиндустриальной, развитие высокотехнологичного производства, основанного на автоматизации и информатизации. Динамика занятости специалистов среднего звена в высокотехнологичном производстве характеризуется поэтапным возрастанием. Если в 1980 году специалисты среднего звена составляли 20 % от общего числа работающих, то в 2000 году их доля выросла до 32 %, к 2010 году прогнозируется рост до 40 %. Динамика подготовки специалистов технического профиля в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется стабильным ростом приема, численности студентов и выпуска специалистов. При этом по специальностям, ориентированным на высокотехнологичное производство – в области машиностроения, энергетики, автоматизации, электроники и вычислительной техники, метрологии и стандартизации – прием наращивается опережающим темпом. Важным аспектом развития среднего технического образования является ориентация на потребности реального сектора экономики, кадровое обеспечение ведущих отраслей производства, прежде всего оборонно-промышленного, машиностроительного комплекса, других отраслей, играющих значительную роль в формировании экономического потенциала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Роза Александровна Харченко Среднее профессиональное образование. 2002.  № 1. С. 42-43. 
Статья директора Колледжа информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского государственного университета посвящена проблемам подготовки кадров со средним профессиональным образованием по экономическим специальностям с учетом развития экономических информационных систем. Колледж информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского государственного университета с 1991 года осуществляет подготовку кадров со средним профессиональным образованием по экономическим специальностям. В настоящее время в колледже реализуются программы по 8 специальностям, предполагается расширение их перечня. Развитие информационных систем приводит к формированию новых подходов к решению задач экономики, управления, реализуемых на базе информационных технологий. В этих условиях существует тенденция к увеличению спроса на профессиональные навыки владения современными информационными технологиями. Анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям в части информатики и информационных технологий позволил выделить три уровня обучения: 1 уровень – по математическим и естественнонаучным дисциплинам – изучение информатики как научной дисциплины; 2 уровень – по общепрофессиональным дисциплинам – изучение информационных технологий общего назначения в экономике и управлении; 3 уровень – по специальным дисциплинам – изучение информационных технологий специального назначения на базе профессионального программного обеспечения. Подготовка специалиста со средним профессиональным образованием экономического профиля проходит следующие этапы: 1 этап информационной подготовки – пропедевтическая подготовка с элементами профориентации при реализации стандарта среднего (полного) общего образования; 2 этап информационной подготовки – фундаментальная подготовка при реализации стандарта среднего профессионального образования базового уровня; З этап информационной подготовки – специальная подготовка по профилю специализации при реализации стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2004
Виктор Иванович Арефьев, Виталий Николаевич Скрябин Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 7-9. 
В статье рассмотрены вопросы подготовки конкурентоспособных специалистов для машиностроительного производства в Тульском колледже машиностроения и информационных технологий. Колледж осуществляет подготовку специалистов среднего звена для акционерной компании (АК) «Туламашзавод» – одного из ведущих машиностроительных предприятий г. Тулы. Основным направлением развития завода является внедрение нового поколения технических устройств, которые позволят реализовывать все этапы жизненного цикла изделий при сквозной информационной поддержке. Для такого наукоемкого производства необходимы специалисты, обладающие совокупными знаниями информационных технологий и машиностроительного производства. Особенно актуальным представляется обеспечение завода специалистами со средним профессиональным образованием. Совместная работа АК «Туламашзавод» и Тульского колледжа машиностроения и информационных технологий позволила ориентировать подготовку специалистов среднего звена на основные направления модернизации производства, определить перспективные направления сотрудничества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Людмила Алексеевна Корчагова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 1. С. 37-39. 
Статья преподавателя экономических дисциплин Московского гидрометеорологического колледжа посвящена рассмотрению проблем образовательного маркетинга на примере деятельности колледжа. Основной вопрос – как организовать эффективный маркетинг образования? Применение маркетинга в деятельности колледжей остается ограниченным и зачастую сводится только лишь к рекламной кампании в период выбора абитуриентами учебных заведений. Другие же инструменты маркетинга в деятельности колледжей используются недостаточно или не используются вовсе. Описаны основные направления маркетинговой деятельности на примере маркетинговых исследований, проводимых в Московском гидрометеорологическом колледже. Первое направление исследований – приоритеты обучающихся. Было выявлено, что большинство учащихся главной целью своего обучения считают возможность стать хорошими специалистами и получить хорошую работу. Среди факторов, которые позволяют сделать курс обучения еще более ценным, учащиеся выделяют возможность продолжения образования, большее количество практических занятий. Среди требований, которые учащиеся предъявляют к преподавателям, наиболее отмечается хорошее знание предмета и наличие опыта работы по преподаваемой специальности. Второе направление исследований – анализ спроса на образовательные услуги колледжа. Этот анализ позволяет выявить и оценить наиболее перспективные специальности и соответственно сформировать учебную программу. При этом одной из главных задач маркетинговой деятельности должно стать целенаправленное формирование и стимулирование спроса с помощью различных инструментов маркетинга (реклама, разъяснительная работа среди школьников, встречи, семинары, публикация статей). Необходимо изучать спрос не только непосредственных потребителей, но и так называемых промежуточных потребителей – предприятий, учреждений, организаций, включая органы управления, а также посреднических структур на рынке образовательных услуг (службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, специализированные образовательные и профессиональные центры, средства массовой информации).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Л.В. Морозова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 2. С. 47-48. 
В статье заместителя директора Орловского политехнического колледжа Орловского ГТУ отмечается актуальность анализа и сопоставления видов социальной деятельности экономических, коммерческих структур и современных образовательных учреждений профессиональной направленности. В условиях формирующегося рынка образовательных услуг степень конкурентоспособности учебного заведения находится в прямой зависимости от уровня конкурентоспособности на рынке труда его выпускников, которые фактически являются продуктом деятельности учебного заведения. Поэтому следует акцентировать особое внимание на поиске аналогий между образовательными и коммерческими учреждениями. Отдельные функции коммерческих структур могут быть использованы в качестве основы при разработке коммуникативной стратегии среднего специального учебного заведения. В статье рассматривается использование набора инструментов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории на различные мероприятия в рамках стратегии маркетинга и коммуникативной стратегии учебного заведения. Это, прежде всего, следующие инструменты: – реклама – форма неличного представления определенных идей или услуг; – public relations – вид коммуникационной целенаправленной деятельности образовательного учреждения по организации общественного мнения и формированию доброжелательного отношения и позитивной деятельности со стороны целевой аудитории. Делается вывод о том, что при проектировании коммуникационной деятельности образовательных учреждений профессионального профиля необходимо рассматривать ее как часть базовой стратегии управления процессом профессиональной социализации. При этом коммуникационная деятельность конкретного учебного заведения должна сочетаться с технологиями менеджмента образования, с учетом профиля профессий учебного заведения, специфики его социальных традиций и динамики социального развития региона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2004
Раиса Петровна Рыкова Среднее профессиональное образование. 2004.  № 4. С. 9-10. 
Статья посвящена вопросу формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями (на примере Пермского политехнического колледжа). Пермский политехнический колледж – одно из старейших и наиболее крупных средних специальных учебных заведений Пермской области, готовящих специалистов для промышленности. Подготовка специалистов практически полностью ориентирована на оборонно-промышленный комплекс. Наиболее крупные потребители выпускников колледжа – ОАО «Мотовилихинские заводы» и завод «Машиностроитель». Взаимодействие с потребителями ведется на основе приказа о создании внутрифирменного образовательного пространства для подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий оборонного комплекса. Целью взаимодействия является развитие взаимовыгодного сотрудничества между сферой экономики и профессиональным образованием. Действующая система взаимодействия колледжа с потребителями позволяет успешно решать вопросы качества подготовки специалистов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2004
Петр Федорович Анисимов, Виктор Иванович Козырь Среднее профессиональное образование. 1995.  № 4-5. С. 40-45. 
В статье рассматривается один из видов американских послесредних образовательных учреждений – коммунальные двухгодичные колледжи. Авторы рассматривают коммунальный колледж как американский феномен, который развивает идею открытого образования, предлагая образовательные услуги людям разных возрастов и специальностей. Массовое развитие коммунальных колледжей в 60-х годах ХХ века было вызвано потребностью в серьезном росте качества не только общего, но и профессионально-технического образования и позволило многим миллионам американцев продолжить образование, получить более высокую квалификацию. В настоящее время в США имеется около 1500 коммунальных колледжей (почти 40% от общего количества учреждений высшего образования США), в которых обучается свыше 6 млн. студентов. Кроме того, 5 млн. американцев разных возрастных групп посещают программы дополнительного и непрерывного образования. В статье раскрыт механизм многоканального финансирования коммунальных колледжей, вопросы управления и аккредитации. Рассмотрены примеры конкретных коммунальных колледжей.
ресурс содержит прикрепленный файл