Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 20-12-2006
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 5. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 62-91. 
В статье рассказывается о предлагаемой концепции развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период до 2010 года. Данная концепция была подготовлена творческим коллективом — Я. И. Кузьминов (рук.), В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Н. Л. Титова, М. В. Ларионова, С. М. Яковлев, А. В. Белянин с использованием материалов, предоставленных Л. Л. Любимовым, А. С. Малиным, Е. М. Юдиной, И. Ю. Ивановой, И. В. Ивашковской, и с учетом замечаний, высказанных членами Ученого совета ГУ–ВШЭ. Концепция была одобрена на Конференции научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся государственного университета — Высшей школы экономики 30 марта 2004г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Наталья Рэмовна Кельчевская, Павел Александрович Мартьянов, Наталья Юрьевна Инатович Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 14-16. 
В настоящее время высшая школа находится в бедственном финансовом положении. Финансирование статей федерального бюджета на науку и оборудование уменьшается, растет задолженность по заработной плате, все меньше средств выделяется для стипендиального обеспечения и иных форм поддержки студентов. Только фонд заработной платы в 1998 г. недофинансирован по вузам Свердловской области в среднем на 40%. Выделение средств, необходимых на приобретение оборудования, ремонт и содержание учебных корпусов, оплату коммунальных услуг, не выделяется уже более четырех лет и в обозримом будущем не планируется. Однако помимо содержания объектов учебного и научного назначения у высших учебных заведений имеется большое количество объектов социальной инфраструктуры - детские сады, летние детские лагеря, базы отдыха, общежития и т.п., содержание которых требует значительных средств. Проведение зачетов, перезачетов на федеральном и местном уровне не решает проблемы, а лишь создает видимость исправления ситуации. Не решит ее и закрытие объектов социальной направленности, поскольку в наибольшей степени от этого пострадают малообеспеченные сотрудники вузов и студенты.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-12-2005
Игорь Николаевич Глухих Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 68-76. 
В статье рассматриваются основные подходы в практике построения вузовской корпоративной информационной системы, создание которой, в первую очередь, должно основываться на некотором исходном принципе, определяющем назначение, место и роль системы в деятельности вуза. В статье приведен опыт Тюменского государственного университета по созданию, внедрению, использованию корпоративного информационно-образовательного портала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Rob Broad Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 57-64. 
Потребность организаций в непрерывном совершенствовании с целью поддержания своей конкурентоспособности, недавние изменения к организационной структуре и необходимость наличия гибких и способных к постоянному развитию навыков и знаний сотрудников заставила многие организации использовать целый набор методов подготовки управленческих кадров как на рабочем месте, так и вне его для улучшения показателей деятельности компании. Данная статья фокусируется на двух основных подходах к развитию управленческих кадров на рабочем месте: коучинг и наставничество, рассматривает некоторые особенности и преимущества эффективного подхода к использованию коучинга и наставничества, а также роль, которую могут играть образовательные учреждения, помогая бизнес-организациям в создании условий и возможностей для использования этих методов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2006
Игорь Иванович Ганчеренок Университетское управление. 2006.  № 1(41). С. 71-76. 
В статье рассматривается специфика кредитных технологий в высшем образовании на примере Европейской системы переноса кредитов (European Credit Transfer System - ECTS). Рассматриваются основные принципы кредитных технологий, академическое оценивание технологий. Рассматриваются системы академических кредитов в Европе, а также целесообразность внедрения кредитных технологий в систему российского дополнительного профессионального образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Наталья Рэмовна Кельчевская, Ирина Васильевна Котляревская Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 47-49. 
Высшее образование в России, как и другие сферы производственной и непроизводственной деятельности, все острее ощущает давление рынка. Будучи связанными новыми обязанностями и свободами, процессы управления в вузах становятся все более адекватными тем, которые используются в сфере предпринимательства, и высшие учебные заведения столкнулись с рядом проблем, связанных с процессами эффективного управления. Это обусловлено прежде всего нехваткой финансирования в целом и бюджетного финансирования в частности. Вынужденные искать дополнительные источники поступления средств, вузы открывают новые специальности и специализации, на которые количественный прием, как, впрочем, и методика обучения, не всегда были продуманными. В результате значительное число студентов-выпускников, в том числе престижных сегодня экономических и юридических специальностей, остаются невостребованными, а государственные вложения в образование не всегда используются рационально. Положение усугубляется ликвидацией системы обязательного распределения молодых специалистов, и Уральский государственный технический университет - не исключение. Маркетинг образовательных услуг на сегодняшний день является нововведением, которое вузы практически не применяют. Это связано прежде всего с тем, что вузы до конца не осознали тот факт, что, как и коммерческому предприятию, вузу необходимо разрабатывать маркетинговую концепцию с целью повышения конкурентоспособности на рынке услуг. Как и любая другая социально-организационная инновация, маркетинг вызовет существенные изменения в модели управления вузом. Эти изменения, по всей видимости, нарушат сложившуюся статичную структуру менеджмента, но придадут ей более гибкий рыночный характер. Не претендуя на исчерпывающий анализ маркетинговых функций необходимой вузу структуры - отдела маркетинга, попытаемся определить наиболее важные направления его деятельности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Елена Вячеславовна Белоусова, Светлана Афанасьевна Клименко Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 76-81. 
В статье рассказывается об основных целях и направлениях маркетинговых исследований, которые были проведены во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а также о маркетинговой политике, проводимой вузом, которая необходима для построения эффективной системы образования, системы управления вузом и качеством обучения, строится на основе изучения спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Сергей Алексеевич Рогожин Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 19-26. 
В существующих квалиметрических технологиях качество образования часто оценивается по показателям, которые проще всего измерить и сосчитать, но которые тем самым меньше всего отражают качество сложной социальной системы — образования — не как простой услуги, а как общекультурной ценности, имеющей особую миссию, особые задачи, особые приоритеты. Измерение качества сложной системы требует системного подхода. Автор рассматривает еще один способ повышения качества образования - повышение материально-технического обеспечения учебного процесса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Сергей Витальевич Севастьянов Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 54-61. 
В статье формулируются основные преимущества международной экономической политики вузов и суммируется опыт выполнения международных образовательных программ во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, рассказывается о международной долгосрочной программе «2+2», предусматривающей совместное обучение студентов ВГУЭС и университетов Китая по программам бакалавриата. На основе данного опыта, авторами сформулированы основные направления развития экспорта образовательных услуг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2007
Сергей Михайлович Яковлев Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 40-46. 
В статье представлена организационная модель обучения, лежащая в основе Международного института экономики и финансов в ГУ-ВШЭ, которая является экономической программой международного уровня, ведущей к получению ученой степени и российского и британского университетов. Особое внимание уделено следующим исследованиям - программе администрирования и финансирования, развитию комплексного учебного плана, методам обучения и оценки студенческих выступлений, оригинальным образовательным и исследовательским техникам, которые способствуют развитию научного потенциала МИЭФ и качеству образовательных программ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Надежда Шагабановна Никитина, Евгения Владимировна Бурмистрова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 98-103. 
Одним из важных направлений реформирования российского образования является активное включение вузов в рыночные отношения за счет связей с рынком труда и образовательных услуг. Предприятия — потребители специалистов, продукции и услуг вуза в соответствии с концепцией ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 «Ориентация на потребителя» являются одной из главных заинтересованных сторон вуза. Совместная деятельность предприятий и вузов может концентрироваться вокруг решения следующих совместных задач: разработка показателей оценки качества подготовки специалистов и норм качества, методик проведения независимой внешней экспертизы, участие представителей предприятий в аудите системы менеджмента качества вуза, подбор персонала для предприятий с помощью кадровых служб вузов из числа выпускников и студентов. Устойчивые длительные контакты в этой сфере, сбор, накопление и последующая обработка информации позволят выделить проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов вуза с точки зрения профессиональных и социально-личностных характеристик. Полученные результаты могут быть использованы для оценки качества образовательных программ и их корректировки. В кадровом центре НГТУ проводятся исследования, связанные с разработкой методики отбора персонала на вакансию на основе анализа профессиональных и личностных показателей претендента. В данной статье приведены результаты, представленные в виде методики подбора персонала с учетом только личностных показателей претендента на основе аппарата нечеткой логики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 18-07-2007
Светлана Сергеевна Донецкая, Николай Григорьевич Загоруйко, Сергей Николаевич Рыскулов Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 25-31. 
Российские вузы используют метод рейтинговой оценки деятельности кафедр и факультетов университета. Благодаря этому появляется большое количество показателей, которые, как правило, усиливают некоторые, наиболее важные, оценочные критерии. В статье рассматривается опыт Сибирского университета потребительской кооперации (Новосибирск) в выборе наиболее информативных показателей для формальной рейтинговой оценки деятельности университетских кафедр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2007
Вячеслав Владимирович Бринза, Анна Владимировна Германова Университетское управление. 2006.  № 2(42). С. 79-87. 
Статья посвящена выявлению дополнительных организационных возможностей развития научно-исследовательской деятельности в вузе в области создания и защиты объектов интеллектуальной собственности. Рассматриваются экономический и математические методы моделирования инновационной активности, представлена методика моделирования многовариантного развития научно-исследовательсткой деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл