Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 15-06-2005
Валерий Леонидович Нестеров Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 68-76. 
Высшее учебное заведение является сложной активной социально-экономической системой. Управление такой системой представляет собой многокомпонентный процесс, компоненты которого, как правило, взаимосвязаны. Механизм финансового управления является одним из важнейших элементов управленческого процесса. Одна из основных задач управления учебным заведением (в том числе задача финансового управления) состоит в оптимизации образовательного процесса по показателям, характеризующим этот процесс. С точки зрения системного анализа управление активной системой предполагает построение имитационной модели поведения системы во времени в заданных внешних и внутренних условиях в зависимости от реализуемого управляющего воздействия (управления). Выбор управления должен осуществляться на основе анализа заданных критериев оптимальности, оценивающих качественный уровень принимаемого управленческого решения. Имитационную модель, снабженную критериями оптимальности, будем называть моделью оптимального управления. Цель настоящей статьи — изложить результаты работ по созданию модели оптимального финансирования учебного процесса, а также формул для прогноза некоторых показателей, входящих в модель, и дополнительного критерия эффективности финансирования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Надежда Николаевна Богдан, Евгений Александрович Могилёвкин Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 89-97. 
Модернизация отечественного высшего образования происходит на фоне интенсивных социально-политических преобразований в стране, связанных с перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами. Это отражается в появлении такой тенденции, как регионализация образования, под которой понимается активное развитие региональной системы образовательных учреждений всех уровней, функции которой ориентированы на удовлетворение потребностей населения в образовании с учетом географической, экономической и социокультурной специфики региона. На примере вузов Дальневосточного Федерального округа рассмотрены проблемы развития образования, управления образованием, проблемы мотивации и демотивации профессиональной деятельности персонала вуза, а также проблемы качества подготовки специалистов, кадрового обеспечения вузов, финансирования вузов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Андрей Юрьевич Афонин, Martin Gibson Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 36-44. 
Развитие связей и содействие повышению эффективности и релевантности образовательных услуг университетов является одной из ключевых задач проекта Делфи II. Целью одного из компонентов данного проекта является оказание поддержки участвующим в проекте образовательным учреждениям Свердловской области, Республики Коми, Волгограда и Воронеже в модернизации и диверсификации «портфелей» своих учебных курсов и программ подготовки менеджеров, максимально приближая эти курсы и программы к реальным потребностям бизнес-сообщества. В статье рассматривается вопросы и проблемы успешного развития университетов, то, как университеты могут укрепить свои существующие связи, улучшить сотрудничество и добиться усиления взаимодействия с основными заинтересованными сторонами в разработке и предоставлении услуг подготовки управленческих кадров.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2006
Владислав Павлович Засыпкин Университетское управление. 2006.  № 1(41). С. 49-57. 
В статье рассматриваются вопросы и проблемы качества педагогического образования, а также неразрывная с ней проблема управления качеством, которая возникает на протяжении всей истории существования высших учебных заведений. Данные вопросы анализируются применительно как к вузам в целом, так и к кафедрам. Рассматриваются предлагаемые методики управления качеством образования, в частности методика процессного подхода к управлению качеством научно-исследовательской деятельности в вузе. Формулируются принципы оценки качества научно-исследовательской деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2006
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2006.  № 1(41). С. 27-32. 
В статье рассматриваются цели, задачи и проблемы создания нового типа высших учебных заведений в России - национальных университетов. Рассматриваются различные организационные формы национальных университетов. Анализируются проблемы реализации этой идеи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2005
Геннадий Иннокентьевич Лазарев, Галина Ивановна Мальцева Университетское управление. 2005.  № 3(36). С. 11-26. 
В статье рассказывается об опыте стратегического управления во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС). В своей деятельности ВГУЭС использует передовые информационные технологии. В основе маркетинговой политики университета лежит ориентация на потребности рынка образовательных услуг и рынка труда. Проблема повышения эффективности обучения в вузе решается путем оптимизации учебного процесса и управления им, а также с помощью внедрения современных технологий обучения и преподавания. Рассмотрен механизм стратегического маркетингового подхода к образованию, опыт внедрения и развития информационных технологий во все вузовские процессы и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Анатолий Петрович Ястребов, Лариса Георгиевна Лапшина Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 17-19. 
Развитие рыночных отношений привело к переходу образовательной услуги в сфере высшего образования в товар, в связи с чем появились присущие категории товара признаки - "себестоимость", "стоимость" и "цена" образовательной услуги. Эти термины в условиях бесплатного для населения образования всех уровней фактически не использовались. Исключительным заказчиком и потребителем подготовленного вузом врача выступал один и тот же субъект - государство, в лице такого своего органа управления как Министерство здравоохранения. Переход от плановой экономики к рыночной вызвал коренную перестройку системы ценообразования во всех отраслях народного хозяйства. В отличие от экономики производственной сферы и сферы услуг, где был накоплен значительный опыт оценки затрат на производство, экономика высшей школы не имела должной научно-методической базы в области ценообразования. Возросшее значение ценообразования с начала 1990-х гг. определялось такими факторами, как экономическая нестабильность, неблагоприятная динамика государственного финансирования высшего образования и здравоохранения, а значит, и снижение покупательской способности основных потребителей образовательных услуг медицинского вуза. Поэтому в современных экономических условиях у вузов появляется необходимость рассматривать цену на свои услуги как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Это предполагает, что цена должна формироваться с учетом рыночных представлений о той потребительской ценности, которую услуги медицинского вуза имеют для потребителей. В качестве ценобразующего инструментария необходимо ввести систему коэффициентов, которая позволяет найти оптимальное соотношение между спросом и предложением, дает возможность наиболее полного и точного учета факторов, влияющих на цену, найти выгодный объем выполнения услуг.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Анатолий Сергеевич Востриков, Антонина Михайловна Гринь Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 31-43. 
В статье рассматриваются проблемы, связанные с финансовым обеспечением и кадровым потенциалом вузов на примере 15 учебных заведений Новосибирска. В статье использованы данные, предоставляемые указанными вузами в течение 9 лет по итогам каждого года в Совет ректоров Новосибирска. Цифровой материал характеризует динамику, состав абитуриентов и студентов; численность, динамику, структуру преподавательского состава; структуру, динамику, источники интегрального бюджета государственных вузов Новосибирска. Приведенные данные являются наглядной и достоверной иллюстрацией проблем, обозначенных в статье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Ossi V. Lindqvist Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 78-81. 
В данной статье я бы хотел рассказать о моем опыте пребывания на посту ректора Университета Куопио в Восточной Финляндии в 90-х годах XX века и об изменениях в национальной политике в области высшего образования, которые осуществлялись в стране, начиная с 80-х годов. С точки зрения стратегии, начало 90-х годов было трудным периодом для финских университетов из-за кризиса в стране, который негативно сказался на финансировании высшего образования. Это потребовало быстрых и конкретных изменений в управленческой практике университетов. Некоторые из изменений были узаконены в рамках политики государства в области высшего образования, в то время как другие оказались необходимы каждому университету для поддержания его конкурентоспособности на национальном и региональном уровнях. И, конечно же, возросло значение международных аспектов деятельности, например, Болонского процесса и его практического осуществления в национальной системе образования
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 18-07-2007
Геннадий Иннокентьевич Лазарев Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 40-45. 
Данная статья посвящена проблеме качества образовательных услуг, а также методикам рейтингования как широко используемому виду оценки деятельности вузов. Автр анализирует недостатки методик и предлагает пути их совершенствования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 53-61. 
Как известно, современная структура органов управления вузом определяется Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). В статье рассматривается управленческая конструкция вуза, которая состоит из 2-х структур с разведением зон ответственности и компетенции на вопросы общего руководства и непосредственного управления. Анализ практики университетского управления позволяет авторам выделить ряд «болевых точек» системы управления вузом, дающих сбои уже сейчас и прогнозируемых в недалеком будущем. В статье подробно рассматриваются некороые из них.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2007
Сергей Анатольевич Беляков Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 66-72. 
В статье описан подход к разработке новых форм образовательных организаций и рассматриваются некоторые проблемы организации управления ими.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-12-2006
Вадим Валерьевич Радаев Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 10-24. 
В статье рассматриваются содержание, инструментарий и процедурные аспекты инновационых организационных форм обучения в Высшей школе экономики в контексте структуры лекционных курсов, учебного расписания, качества студенческих выступлений и обучений. Автор подчеркивает результаты исследований инновационых проблем и перспективы развития новых форм.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2005
Anthony V. Morgan Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 18-26. 
Стратегическое планирование принято рассматривать как один из основных способов решения существующих проблем в области высшего образования, как на национальном, так и на институциональном уровне. Целью данной статьи является описание двух основных подходов к стратегическому планированию (комплексного и проблемного) и оценка их практического использования в современных университетах. В описании и оценке выбранных подходов автор опирается как на литературу по стратегическому планированию, так и на свой более чем 30-летний опыт работы, в том числе и в должности руководителя планового отдела одного из крупнейших исследовательских институтов США. Основное внимание в статье уделяется академическому планированию на институциональном уровне.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2005
Мария Михайловна Акулич Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 50-57. 
В статье рассматривается процесс модернизации российского образования в условия глобализации. Одним из важнейших глобализационных процессов является вхождение России в общеевропейское образовательное пространство. Этот процесс должен быть осмыслен и стратегически определен с учетом общей стратегии России в отношении к глобализации. Анализируются положительные и отрицательные стороны участия России в Болонском процессе, основные глобализационные тенденции в образовании.
ресурс содержит прикрепленный файл