Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 09-12-2005
Виталий Павлович Прокопьев Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 22-30. 
В статье проректора по учебной работе Уральского государственного университета рассказывается об основных достижениях в развитии и модернизации образования, об эффективности проведенных реформ в вузе во второй половине 20-го века. Рассматриваются проблемы и задачи, которые решаются в вузе, о международной образовательной деятельности, о работе вуза в области социальной и внеучебной работы и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-12-2005
Наталья Рэмовна Кельчевская, Стэлла Леонидовна Шкавро Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 61-65. 
В статье рассматриваются проблемы государственной поддержки и финансирования высшего образования в России. Предлагается самый органичный, на взгляд авторов, способ зарабатывания дополнительных средств - расширение видов образовательных услуг и объемов их предоставления, что является не просто привлечением средств, а прежде всего мера, направленная на сохранение кадрового преподавательского состава и обеспечение его работой. Рассматриваются проблемы повышения качества и доступности образования, повышения эффективности проводимых реформ, предложены формы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Олег Борисович Томилин, Александр Владимирович Бритов, Светлана Ивановна Демкина Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 112-123. 
Подписав в 2003 году Берлинское коммюнике «Понимание европейского пространства высшего образования», Российская Федерация стала участником процесса создания паневропейского пространства высшего образования. В статье рассматриваются проблемы адаптации национальной системы образования России к новым условиям, реформирования системы высшего профессионального образования, вопросы повышения качества и доступности образования. Базируясь на результатах педагогического эксперимента, авторы предлагают возможные модификации образовательных технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2005
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 9-17. 
Роль и ответственность институционального уровня управления повышаются, и государство, а также потенциальные инвесторы, хотят видеть вузы эффективными структурами, эффективно и профессионально управляющимися, органично вписывающимися в рыночные отношения. В статье рассматриваются вопросы стратегического управления в университетах, терминологический аспект стратегического управления, концепции стратегий, роль личности руководителя и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Михаил Васильевич Баташов Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 27-32. 
В данной статье, посвященной снижению издержек в образовательных учреждениях, рассматривается лишь образовательный аспект деятельности вуза, так как научный аспект (в рамках применяемых методологий расчета) достаточно хорошо проработан в рамках промышленного производства (бюджетирование научно-исследовательских работ). Предложенная в данной статье методология оценки инвестиционных рисков, через определение степени влияния величины тех или иных издержек, которые несет вуз, хотя и является не полной, тем не менее, может предложить пути выхода из ряда кризисов современной системы образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2007
Светлана Сергеевна Бельтюкова Университетское управление. 2006.  № 2(42). С. 69-73. 
В статье рассматриваются вопросы и проблемы исследования качества услуг образовательных учреждений. Рассказывается об опыте Рязанской государственной радиотехнической академии по внедрению системы менеджмента качества. Представлены инструменты и методы диагностики, которые позволяют исследовать деятельность преподавателя с точки зрения студента, получить информацию о состоянии отдельных параметров процесса обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Людмила Михайловна Волосникова Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 44-49. 
В статье рассматриваются принципы академической автономии в европейских странах. Этот вопрос актуален, и в научной литературе последних лет, международных актах, документах Болонского процесса уделяется значительное внимание содержанию вопроса академической автономии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2007
Юрий Сергеевич Боровиков, Юрий Викторович Волков, Татьяна Александровна Мочалина Университетское управление. 2006.  № 2(42). С. 57-60. 
В статье рассматриваются вопросы и проблемы управления кадоровым потенциалом образовательного учреждения. Планирование численности - это важнейший элемент управления кадрами, поэтому для достижения стратегических целей организации необходимо, чтобы кадровая политика должна обеспечить университет сотрудниками требуемого качества и необходимой чистенности. Приведены критерии, модели и методика расчета для определения оптимальной численности персонала. Предложенная модель может быть использована для построения прогноза изменения кадровой ситуации и формирования на его основе прогноза планов развития на определенный период времени.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Светлана Владиславовна Спиридонова Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 89-97. 
В статье описывается опыт преподвателей Воронежского института экономики и социального управления, связанный с попыткой расширения диапазона предлагаемых курсов дополнительного кратострочного обучения управленческих кадров.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2005
Николай Петрович Макаркин, Олег Борисович Томилин, Ирина Михайловна Фадеева Университетское управление. 2005.  № 3(36). С. 27-63. 
В статье рассказывается об опыте стратегического планирования в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. В основе управления университетом лежит линейно-функциональная модель, направлениями которой являются: децентрализация управления - делегирование части полномочий и ответственности, в том числе и в финансовой деятельности, структурным подразделениям университета (факультетам и институтам), создание новых специализированных структур управления на университетском уровне, а также создание новых специализированных структур, обеспечивающих реализацию матричной модели управления по направлениям деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2005
Владимир Сергеевич Грызлов, Татьяна Борисовна Воробьева, Виктор Ефимович Приходский Университетское управление. 2005.  № 3(36). С. 76-84. 
В статье рассказывается об опыте стратегического планирования в Череповецком государственном университете. Стратегия университета - это средство определения целей и задач его развития на конкретный промежуток времени с учетом создавшихся макро- и микроэкономических условий. Стратегическое планирование - процесс, при помощи которого определяется дальнейшее развитие университета исходя из поставленных целей. Данный процесс основывается на системном анализе деятельности вуза, оценке его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды и заканчивается разработкой плана стратегических мероприятий. Стратегический план дает университету ориентиры на перспективу, помогает концентрировать усилия на ключевых моментах развития, позволяет сделать управление вузом более открытым, обеспечивает эффективное использование имеющихся ресурсов и устойчивое развитие и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Елена Ивановна Сахарчук Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 63-67. 
Предлагаемый в данной статье организационный механизм представляет собой целостную систему действий по реализации управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе. Основываясь на фундаментальных положениях гуманитарного подхода к образованию, управление качеством рассматривается в роли особой функции вуза как целостной самоорганизующейся системы, заключающейся в стимулировании субъектных свойств академического сообщества, направленных на решение задач подготовки компетентных специалистов для сферы образования. Управляющие воздействия со стороны руководителей всех уровней при таком понимании заключаются в создании благоприятных внешних и внутренних обстоятельств для эффективной деятельности преподавателей, студентов и других субъектов профессиональной подготовки. В статье также рассматривается содержательная характеристика действий, которые необходимо предпринять при построении системы управления качеством в вузе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-07-2007
Вадим Ренатович Мавлюкеев Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 82-91. 
Автор статьи анализирует последствия принятия федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в образовательном учреждении». Этот процесс требует от образовательных учреждений особого внимания, так как в корне отличается от прежней практики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2006
Университетское управление. 2006.  № 1(41). С. 58-70. 
В статье рассматриваются перспективы развития сетевого взаимодействия вузов в рамках реализации принципов Болонского процесса, а также вопросы и проблемы интеграции России в международное образовательное пространство. Построены модели сетевого взаимодействия вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2007
Е. М. Юдина Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 64-76. 
Статья основана на исследованиях по организации финансового планирования, мониторинга и анализа финансового менеджмента применительно к сегодняшней деятельности образовательных учреждений. Финансовый менеджмент включает в себя: получение специальных прав для определения своей стратегии; возможность руководить образовательной деятельностью на основе оплачиваемого и взаимовыгодного обучения; повышение объема и стоимости услуг; увеличения ответственности за результаты; необходимость наблюдения за рынком образовательных услуг и позицией университета на нём.