Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуск N3(31) за 2004 год

Опубликовано на портале: 10-06-2005
Руслан Леонидович Смелянский, Михаил Валентинович Иевенко Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 18-25. 
В статье, опубликованной в прошлом номере, авторы рассказали о возможности сформировать на базе решения «Университет» систему отчетности вуза, которая обеспечит информационную поддержку пользователей на всех уровнях управления. В основании системы отчетности лежат функциональные модули, обеспечивающие выполнение и интеграцию бизнес-процессов вуза, связанных с решением задач управления персоналом, финансами и учебным процессом. Этот уровень в архитектуре системы «Университет» обеспечивает решение задач оперативного управления вузом и создание форм внешней отчетности в соответствии с законодательными и отраслевыми требованиями. Данные подсистемы в вузе являются основным источником детализированных учетных данных по основным аспектам деятельности вуза. Сегодняшняя статья полностью посвящена модулю «Система поддержки принятия решений» (СППР) системы «Университет» компании «РЕДЛАБ», предназначенному для решения задач тактического и стратегического управления вузом. Данный модуль создан для руководителей высшего и среднего звена управления вузом и включает два крупных функциональных блока: блок формирования аналитической отчетности и блок стратегического планирования и управления, реализованных на базе платформы SAP Business Intelligence (SAP BI).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Владимир Петрович Ковалевский, Изабелла Давидовна Белоновская Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 13-17. 
Концепция и принципы интегрально-целевого управления предопределяют содержание метода, формально отражающего процедуры формирования управляющих воздействий на различные структурные подразделения регионального университетского комплекса. Один из принципов, а именно «цель-средства», указывает на первичность цели и вторичность средств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого в настоящей работе метода от известных подходов к формированию управляющих предписаний, предполагающих выполнение констатирующих процедур расчета. Цель применения подобного рода процедур состоит в своевременном отражении фактов или событий. Эти процедуры способны предоставить лишь ориентировочный материал для последующего поиска управляющих воздействий в форме балансов, сводок, таблиц и т. д. Иными словами, распространенные в настоящее время констатирующие процедуры воспроизводят события по форме «как есть». Но принцип, о котором пойдет речь в данной статье, требует иного, а именно: предоставления управляющего предписания в форме «как должно быть».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности оказались в принципиально новых условиях функционирования. Будучи связанными новыми обязательствами и получив целый ряд новых свобод, далеко не все предприятия и организации смогли успешно приспособиться к новым экономическим условиям. Но утверждать, что становление и формирование развитой рыночной экономики коснулось лишь отраслей материального производства, принципиально не верно. Бюджетная сфера в свою очередь является неотъемлемым звеном экономической системы страны, а это значит, что развивающиеся рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех ее составляющих, включая и систему высшего образования. Необходимо также отметить, что образовательная деятельность, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной. Главная особенность ее в том, что основной целью работы вуза является выполнение социального заказа (подготовка специалистов), а получение доходов от внебюджетных операций и формирование прибыли выступает скорее единственной вспомогательной функцией, позволяющей вузу в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных задач. В статье рассматриваются методы привлечения финансовых средств, даются рекомендации как объединить интересы предприятий, компаний и вузов в решении проблемы соответствия качества подготовки специалистов в вузах требованиям, предъявляемым к ним рынком труда, отвечающим полезности для предприятий выпускаемых вузом специалистов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Надежда Шагабановна Никитина, Евгения Владимировна Бурмистрова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 98-103. 
Одним из важных направлений реформирования российского образования является активное включение вузов в рыночные отношения за счет связей с рынком труда и образовательных услуг. Предприятия — потребители специалистов, продукции и услуг вуза в соответствии с концепцией ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 «Ориентация на потребителя» являются одной из главных заинтересованных сторон вуза. Совместная деятельность предприятий и вузов может концентрироваться вокруг решения следующих совместных задач: разработка показателей оценки качества подготовки специалистов и норм качества, методик проведения независимой внешней экспертизы, участие представителей предприятий в аудите системы менеджмента качества вуза, подбор персонала для предприятий с помощью кадровых служб вузов из числа выпускников и студентов. Устойчивые длительные контакты в этой сфере, сбор, накопление и последующая обработка информации позволят выделить проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов вуза с точки зрения профессиональных и социально-личностных характеристик. Полученные результаты могут быть использованы для оценки качества образовательных программ и их корректировки. В кадровом центре НГТУ проводятся исследования, связанные с разработкой методики отбора персонала на вакансию на основе анализа профессиональных и личностных показателей претендента. В данной статье приведены результаты, представленные в виде методики подбора персонала с учетом только личностных показателей претендента на основе аппарата нечеткой логики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Валерий Леонидович Нестеров Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 68-76. 
Высшее учебное заведение является сложной активной социально-экономической системой. Управление такой системой представляет собой многокомпонентный процесс, компоненты которого, как правило, взаимосвязаны. Механизм финансового управления является одним из важнейших элементов управленческого процесса. Одна из основных задач управления учебным заведением (в том числе задача финансового управления) состоит в оптимизации образовательного процесса по показателям, характеризующим этот процесс. С точки зрения системного анализа управление активной системой предполагает построение имитационной модели поведения системы во времени в заданных внешних и внутренних условиях в зависимости от реализуемого управляющего воздействия (управления). Выбор управления должен осуществляться на основе анализа заданных критериев оптимальности, оценивающих качественный уровень принимаемого управленческого решения. Имитационную модель, снабженную критериями оптимальности, будем называть моделью оптимального управления. Цель настоящей статьи — изложить результаты работ по созданию модели оптимального финансирования учебного процесса, а также формул для прогноза некоторых показателей, входящих в модель, и дополнительного критерия эффективности финансирования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Надежда Николаевна Богдан, Евгений Александрович Могилёвкин Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 89-97. 
Модернизация отечественного высшего образования происходит на фоне интенсивных социально-политических преобразований в стране, связанных с перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами. Это отражается в появлении такой тенденции, как регионализация образования, под которой понимается активное развитие региональной системы образовательных учреждений всех уровней, функции которой ориентированы на удовлетворение потребностей населения в образовании с учетом географической, экономической и социокультурной специфики региона. На примере вузов Дальневосточного Федерального округа рассмотрены проблемы развития образования, управления образованием, проблемы мотивации и демотивации профессиональной деятельности персонала вуза, а также проблемы качества подготовки специалистов, кадрового обеспечения вузов, финансирования вузов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Анатолий Сергеевич Востриков, Антонина Михайловна Гринь Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 31-43. 
В статье рассматриваются проблемы, связанные с финансовым обеспечением и кадровым потенциалом вузов на примере 15 учебных заведений Новосибирска. В статье использованы данные, предоставляемые указанными вузами в течение 9 лет по итогам каждого года в Совет ректоров Новосибирска. Цифровой материал характеризует динамику, состав абитуриентов и студентов; численность, динамику, структуру преподавательского состава; структуру, динамику, источники интегрального бюджета государственных вузов Новосибирска. Приведенные данные являются наглядной и достоверной иллюстрацией проблем, обозначенных в статье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Елена Ивановна Сахарчук Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 63-67. 
Предлагаемый в данной статье организационный механизм представляет собой целостную систему действий по реализации управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе. Основываясь на фундаментальных положениях гуманитарного подхода к образованию, управление качеством рассматривается в роли особой функции вуза как целостной самоорганизующейся системы, заключающейся в стимулировании субъектных свойств академического сообщества, направленных на решение задач подготовки компетентных специалистов для сферы образования. Управляющие воздействия со стороны руководителей всех уровней при таком понимании заключаются в создании благоприятных внешних и внутренних обстоятельств для эффективной деятельности преподавателей, студентов и других субъектов профессиональной подготовки. В статье также рассматривается содержательная характеристика действий, которые необходимо предпринять при построении системы управления качеством в вузе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Pamela Nikols Marcucci, Donald Bruce Johnstone Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 81-88. 
Определение стоимости обучения вузами является критическим компонентом в любой стратегии разделения затрат. Все больше и больше стран обращаются к разделению затрат, чтобы обеспечить растущий спрос на высшее образование и компенсировать снижение государственных инвестиций. Главной проблемой политики платного образования является распределение стоимости обучения между студентами (и их семьями) и государством или налогоплательщиком; а также гарантия того, что введение платы за обучение не скажется отрицательно на студентах из более низких социально-экономических слоев общества. Таким образом, политика платного образования является очень важной, как в отношении стоимости обучения, так и в отношении его доступности и социального равенства студентов. В данной работе будет рассмотрена плата за обучение в международной сравнительной перспективе в контексте финансов, идеологии и политики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 6. 
Представляем вашему вниманию очередной номер информационно-аналитического бюллетеня "Университетское управление: практика и анализ". Мы надеемся, что материалы номера будут не только интересны, но и полезны вузовским управленцам. Ждем ваших откликов и материалов по актуальным проблемам управления вузом.
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Дмитрий Алексеевич Мельничук, Игорь Ильич Ибатуллин, Анатолий Викторович Шостак Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 44-58. 
Проблема оценки деятельности научно-педагогических работников постоянно находится в поле зрения руководства НАУУ. Камнем преткновения в решении этой проблемы был поиск простой и доступной методики, которая позволила бы формализовать гуманитарную природу научно-педагогической деятельности. Методика определения рейтинга субъектов такой деятельности на принципиально новой основе разработана и внедрена в НАУУ. В статье рассматриваются и другие аспекты управления качеством образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Юрий Мечеславович Краковский, Вера Константиновна Карнаухова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 26-31. 
Уровень развития современных технологий и страны в целом зависит в первую очередь от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития высшего образования. Со всей очевидностью это требует роста уровня образованности и улучшения качества подготовки специалистов. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование. Целью функционирования системы образования является удовлетворение потребности человека в «интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», то есть в знаниях и профессионально-cоциальных навыках, которые являются основой всестороннего развития личности и конкурентоспособности на рынке труда. В статье проводится стратегический анализ регионального рынка труда специалистов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Шенгьян Юань Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 77-80. 
В статье специалиста международного проекта «Доступность и финансирование высшего образования» рассказывается об истории возникновения в Китае частного высшего образования, затрагиваются проблемы и особенности развития образования, а также контроля частных учреждений, предоставляющих образовательные услуги.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)