Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуск N2(30) за 2004 год

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Алексей Викторович Солдатов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 116-119. 
В последние десятилетия в мире наблюдается кризис образования, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, а с другой — недостаточностью его финансирования. Как отмечает Б. Джонстоун, профессор Центра сравнительных и глобальных исследований образования университета Буффало (США), «высшее образование никогда не играло более важной роли, чем сейчас, в начале XXI века. Оно занимает центральное место во все более технологичной и основывающейся на знаниях экономике…» По материалам Национального разведывательного совета США, «в 2015 году образование будет определяющим фактором достижения успеха, как индивидуального, так и национального».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Ossi V. Lindqvist Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 78-81. 
В данной статье я бы хотел рассказать о моем опыте пребывания на посту ректора Университета Куопио в Восточной Финляндии в 90-х годах XX века и об изменениях в национальной политике в области высшего образования, которые осуществлялись в стране, начиная с 80-х годов. С точки зрения стратегии, начало 90-х годов было трудным периодом для финских университетов из-за кризиса в стране, который негативно сказался на финансировании высшего образования. Это потребовало быстрых и конкретных изменений в управленческой практике университетов. Некоторые из изменений были узаконены в рамках политики государства в области высшего образования, в то время как другие оказались необходимы каждому университету для поддержания его конкурентоспособности на национальном и региональном уровнях. И, конечно же, возросло значение международных аспектов деятельности, например, Болонского процесса и его практического осуществления в национальной системе образования
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 10-16. 
За последние 10 лет вузы России принимали участие в десятках международных проектов в области управления образованием и университетами, которые финансировались из самых разных источников. В рамках международных программ Темпус, Делфи, НФПК, Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса), АЙРЕКС был выполнен целый ряд проектов, в результате которых накоплен интересный опыт, достойный того, чтобы быть использованным во многих российских университетах. Кроме того, в последние годы подобная деятельность активно поддерживается и федеральными целевыми программами, в частности, Федеральной программой развития образования. Наработан интересный опыт по созданию региональных университетских комплексов, вузовских систем управления качеством, формированию основ будущей системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, созданию региональных центров международного сотрудничества и др. По ряду направлений инновационные начинания уже вышли на федеральный уровень.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 9. 
Работа по совершенствованию управления проводится Министерством образования непрерывно и на разных уровнях: федеральном, региональном и институциональном. Совершенствование качества управления вузом, качества достижения оптимальных показателей и качества образовательного и научного процесса в деятельности вуза — это задачи, которые были всегда. В современных условиях они заметно обострились, стали более актуальными, поскольку изменились отношения в обществе, экономические условия, международные отношения. Произошли глубинные изменения в самом профессиональном образовании в связи с возрастанием роли личности, различных общественных групп. Возникло новое поле для анализа, поиска решений в вопросах управления высшим профессиональным образованием
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Константин Александрович Аксенов, Борис Исаевич Клебанов, Наталья Вадимовна Гончарова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 54-57. 
Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельны.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Светлана Васильевна Барабанова, Лариса Леонидовна Шиловская Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 30-34. 
В связи с развитием современного законодательства и принятием ряда новых кодексов — Гражданского, Бюджетного, Налогового, Трудового — все острее становится вопрос о роли и месте специального законодательства об образовании. Очевидно, что появляющиеся коллизии никогда не разрешаются в пользу образовательных учреждений. Отчасти это можно объяснить тем, что основным системообразующим актом в регулировании образовательных отношений является Федеральный закон «Об образовании», а не кодекс. Закон, в нарушение логики теории построения нормативно-правовой системы, традиционно воспринимается как акт меньшей юридической силы. В настоящее время Минобразованием России уже проведена большая подготовительная работа, Правительству Российской Федерации представлен проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании. Думается, по проекту будет высказано немало критических замечаний, однако лед тронулся, и специфика образовательных отношений подтверждена фактом разработки этого кодекса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 5-6. 
Когда Вы, уважаемый читатель, откроете этот выпуск журнала «Университетское управление: практика и анализ», останется позади предвыборная политическая суета, народ узнает имя избранного Президента, скорее всего — будут уже известны структура и состав кабинета, и вектор основных направлений его деятельности, среди которых важное место займет давно назревшая административная реформа. Допускаю, что некоторым из Вас подобная цепочка взаимосвязей «университетское управление — политика — административная реформа» может показаться поверхностной, не слишком логичной или очевидной.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Наталья Борисовна Озерова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 65-77. 
Осенью 2003 года состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором обсуждался вопрос реструктуризации бюджетного сектора страны, в том числе и в связи с большим числом проблем, связанных с финансированием бюджетных учреждений. В материале, представленном Минфином России, были освещены основные проблемы его функционирования (была приведена соответствующая статистика) и предложения по их решению.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Николай Дмитриевич Кликунов, Владимир Леонидович Шаповалов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 35-42. 
Эффективность функционирования системы высшего образования определяется эффективностью работы высших учебных заведений. Вуз представляет собой, по сути, фирму, которая аккумулирует материальные, физические, интеллектуальные ресурсы и трансформирует их в конечный продукт — знания и навыки, сформированные у выпускников вуза. Под эффективностью мы будем понимать максимизацию качества знаний и навыков выпускников вуза при минимизации расхода ресурсов, потраченных на обеспечение качественного учебного процесса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)