Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Надежда Николаевна Богдан, Евгений Александрович Могилёвкин Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 89-97. 
Модернизация отечественного высшего образования происходит на фоне интенсивных социально-политических преобразований в стране, связанных с перераспределением полномочий между федеральным центром и регионами. Это отражается в появлении такой тенденции, как регионализация образования, под которой понимается активное развитие региональной системы образовательных учреждений всех уровней, функции которой ориентированы на удовлетворение потребностей населения в образовании с учетом географической, экономической и социокультурной специфики региона. На примере вузов Дальневосточного Федерального округа рассмотрены проблемы развития образования, управления образованием, проблемы мотивации и демотивации профессиональной деятельности персонала вуза, а также проблемы качества подготовки специалистов, кадрового обеспечения вузов, финансирования вузов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Анатолий Сергеевич Востриков, Антонина Михайловна Гринь Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 31-43. 
В статье рассматриваются проблемы, связанные с финансовым обеспечением и кадровым потенциалом вузов на примере 15 учебных заведений Новосибирска. В статье использованы данные, предоставляемые указанными вузами в течение 9 лет по итогам каждого года в Совет ректоров Новосибирска. Цифровой материал характеризует динамику, состав абитуриентов и студентов; численность, динамику, структуру преподавательского состава; структуру, динамику, источники интегрального бюджета государственных вузов Новосибирска. Приведенные данные являются наглядной и достоверной иллюстрацией проблем, обозначенных в статье.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Ossi V. Lindqvist Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 78-81. 
В данной статье я бы хотел рассказать о моем опыте пребывания на посту ректора Университета Куопио в Восточной Финляндии в 90-х годах XX века и об изменениях в национальной политике в области высшего образования, которые осуществлялись в стране, начиная с 80-х годов. С точки зрения стратегии, начало 90-х годов было трудным периодом для финских университетов из-за кризиса в стране, который негативно сказался на финансировании высшего образования. Это потребовало быстрых и конкретных изменений в управленческой практике университетов. Некоторые из изменений были узаконены в рамках политики государства в области высшего образования, в то время как другие оказались необходимы каждому университету для поддержания его конкурентоспособности на национальном и региональном уровнях. И, конечно же, возросло значение международных аспектов деятельности, например, Болонского процесса и его практического осуществления в национальной системе образования
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 53-61. 
Как известно, современная структура органов управления вузом определяется Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). В статье рассматривается управленческая конструкция вуза, которая состоит из 2-х структур с разведением зон ответственности и компетенции на вопросы общего руководства и непосредственного управления. Анализ практики университетского управления позволяет авторам выделить ряд «болевых точек» системы управления вузом, дающих сбои уже сейчас и прогнозируемых в недалеком будущем. В статье подробно рассматриваются некороые из них.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Михаил Васильевич Баташов Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 27-32. 
В данной статье, посвященной снижению издержек в образовательных учреждениях, рассматривается лишь образовательный аспект деятельности вуза, так как научный аспект (в рамках применяемых методологий расчета) достаточно хорошо проработан в рамках промышленного производства (бюджетирование научно-исследовательских работ). Предложенная в данной статье методология оценки инвестиционных рисков, через определение степени влияния величины тех или иных издержек, которые несет вуз, хотя и является не полной, тем не менее, может предложить пути выхода из ряда кризисов современной системы образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Елена Ивановна Сахарчук Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 63-67. 
Предлагаемый в данной статье организационный механизм представляет собой целостную систему действий по реализации управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе. Основываясь на фундаментальных положениях гуманитарного подхода к образованию, управление качеством рассматривается в роли особой функции вуза как целостной самоорганизующейся системы, заключающейся в стимулировании субъектных свойств академического сообщества, направленных на решение задач подготовки компетентных специалистов для сферы образования. Управляющие воздействия со стороны руководителей всех уровней при таком понимании заключаются в создании благоприятных внешних и внутренних обстоятельств для эффективной деятельности преподавателей, студентов и других субъектов профессиональной подготовки. В статье также рассматривается содержательная характеристика действий, которые необходимо предпринять при построении системы управления качеством в вузе.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Наталья Юрьевна Пименова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 163-172. 
В статье рассказывается об опыте Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по формированию корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения. Автор рассматривает особенности формирования корпоративной культуры, способы организации корпоративных коммуникаций, проблемы и вопросы повышения конкурентоспособности в рыночных условиях для образовательных учреждений.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Тамара Александровна Непомнящая, Наталья Николаевна Давыдова Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 35-42. 
Последнее десятилетие ХХ века в нашей стране знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в сфере экономики, так и в сфере городского хозяйства. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. В 90-е годы XX века почти все крупные города Европы стали разрабатывать собственные стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение общей перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 10-16. 
За последние 10 лет вузы России принимали участие в десятках международных проектов в области управления образованием и университетами, которые финансировались из самых разных источников. В рамках международных программ Темпус, Делфи, НФПК, Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса), АЙРЕКС был выполнен целый ряд проектов, в результате которых накоплен интересный опыт, достойный того, чтобы быть использованным во многих российских университетах. Кроме того, в последние годы подобная деятельность активно поддерживается и федеральными целевыми программами, в частности, Федеральной программой развития образования. Наработан интересный опыт по созданию региональных университетских комплексов, вузовских систем управления качеством, формированию основ будущей системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, созданию региональных центров международного сотрудничества и др. По ряду направлений инновационные начинания уже вышли на федеральный уровень.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Pamela Nikols Marcucci, Donald Bruce Johnstone Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 81-88. 
Определение стоимости обучения вузами является критическим компонентом в любой стратегии разделения затрат. Все больше и больше стран обращаются к разделению затрат, чтобы обеспечить растущий спрос на высшее образование и компенсировать снижение государственных инвестиций. Главной проблемой политики платного образования является распределение стоимости обучения между студентами (и их семьями) и государством или налогоплательщиком; а также гарантия того, что введение платы за обучение не скажется отрицательно на студентах из более низких социально-экономических слоев общества. Таким образом, политика платного образования является очень важной, как в отношении стоимости обучения, так и в отношении его доступности и социального равенства студентов. В данной работе будет рассмотрена плата за обучение в международной сравнительной перспективе в контексте финансов, идеологии и политики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 9. 
Работа по совершенствованию управления проводится Министерством образования непрерывно и на разных уровнях: федеральном, региональном и институциональном. Совершенствование качества управления вузом, качества достижения оптимальных показателей и качества образовательного и научного процесса в деятельности вуза — это задачи, которые были всегда. В современных условиях они заметно обострились, стали более актуальными, поскольку изменились отношения в обществе, экономические условия, международные отношения. Произошли глубинные изменения в самом профессиональном образовании в связи с возрастанием роли личности, различных общественных групп. Возникло новое поле для анализа, поиска решений в вопросах управления высшим профессиональным образованием
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Дмитрий Анатольевич Беляев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 179-183. 
В статье идет речь об интеграции задач стратегического управления и оперативной деятельности функциональных подразделений и администрации вуза. Автор рассматривает проблемы применения информационных систем управления, как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузах, показывает, что актуальным и первоочередным (в случае недостатка средств и, следовательно, необходимости выбора) становится оснащение современными информационными системами именно бухгалтерских и экономических служб предприятия с целью их постепенного, а значит менее болезненного встраивания в общее соответствующее информационное поле головного ведомства, региона и страны.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Галина Ивановна Мальцева, Роман Анатольевич Луговой, Юлия Александровна Солдатова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 96-103. 
Следуя концепции стратегического управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) столкнулся с необходимостью воплотить полученные в процессе стратегического планирования результаты в оперативную деятельность. При выборе инструмента, позволяющего реализовать стратегию при оптимальном использовании имеющихся ресурсов, авторами статьи были проведены анализ существующих методов управления организацией с целью повышения эффективности ее деятельности и их классификация.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Константин Александрович Аксенов, Борис Исаевич Клебанов, Наталья Вадимовна Гончарова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 54-57. 
Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельны.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Светлана Васильевна Барабанова, Лариса Леонидовна Шиловская Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 30-34. 
В связи с развитием современного законодательства и принятием ряда новых кодексов — Гражданского, Бюджетного, Налогового, Трудового — все острее становится вопрос о роли и месте специального законодательства об образовании. Очевидно, что появляющиеся коллизии никогда не разрешаются в пользу образовательных учреждений. Отчасти это можно объяснить тем, что основным системообразующим актом в регулировании образовательных отношений является Федеральный закон «Об образовании», а не кодекс. Закон, в нарушение логики теории построения нормативно-правовой системы, традиционно воспринимается как акт меньшей юридической силы. В настоящее время Минобразованием России уже проведена большая подготовительная работа, Правительству Российской Федерации представлен проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании. Думается, по проекту будет высказано немало критических замечаний, однако лед тронулся, и специфика образовательных отношений подтверждена фактом разработки этого кодекса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него