Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Выпуски:
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Владимир Васильевич Крюков, Карина Иосифовна Шахгельдян Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 67-77. 
Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер, а управление вузом на основе информационных технологий является сложной комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем с учетом экономической целесообразности. Можно, с известной долей условности, выделить несколько проблемных областей, или контуров информатизации вуза, — административное управление и управленческий учет, финансы, управление учебным процессом, управление информационными ресурсами, собственно образовательный процесс, научные исследования. Как правило, интеграция объектов информатизации каждого контура выполняется на основе создания корпоративной информационной среды вуза в целях обеспечения единства учебных и управленческих процессов в вузе, а также реализации универсальных способов доступа к информации, что послужит основой формирования полноценной корпоративной системы управления знаниями. Если говорить об управлении в вузе, то для него информационные технологии (ИТ) являются основным средством, которое позволит создать преимущества в конкурентной среде. В этой связи ключевыми мероприятиями в развитии ИТ становятся создание надежной и эффективной инфраструктуры информатизации, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия ИТ-инфраструктуры стратегическим целям вуза. Комплексная реализация данных мероприятий может быть увязана с формированием корпоративной информационной среды (КИС) вуза, что обеспечит интеграцию информационных ресурсов и позволит создать информационную инфраструктуру вуза в соответствии с действующей организационной структурой и принятыми бизнес-правилами.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Василий Сергеевич Беляков Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 173-178. 
Как известно, в настоящее время в Европе ведется активная работа по реализации основных положений Болонской декларации. В своей статье автор рассматривает Болонский процесс, как интеграцию высших учебных заведений и создание общеевропейского высшего учебного заведения, распределенного по разным государствам, — единого образовательного пространства, и один из важных результатов реализации положений Болонской декларации - создание общеевропейского распределенного университета, охватывающего все или значительную часть высших учебных заведений Европы, механизм и принципы создания, способы реализации и т.д.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 5-6. 
Когда Вы, уважаемый читатель, откроете этот выпуск журнала «Университетское управление: практика и анализ», останется позади предвыборная политическая суета, народ узнает имя избранного Президента, скорее всего — будут уже известны структура и состав кабинета, и вектор основных направлений его деятельности, среди которых важное место займет давно назревшая административная реформа. Допускаю, что некоторым из Вас подобная цепочка взаимосвязей «университетское управление — политика — административная реформа» может показаться поверхностной, не слишком логичной или очевидной.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 6. 
Представляем вашему вниманию очередной номер информационно-аналитического бюллетеня "Университетское управление: практика и анализ". Мы надеемся, что материалы номера будут не только интересны, но и полезны вузовским управленцам. Ждем ваших откликов и материалов по актуальным проблемам управления вузом.
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 4. 
Статья главного редактора журнала - А. К. Клюева о деятельности редакционной коллегии, о планах и реализуемых проектах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Дмитрий Алексеевич Мельничук, Игорь Ильич Ибатуллин, Анатолий Викторович Шостак Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 44-58. 
Проблема оценки деятельности научно-педагогических работников постоянно находится в поле зрения руководства НАУУ. Камнем преткновения в решении этой проблемы был поиск простой и доступной методики, которая позволила бы формализовать гуманитарную природу научно-педагогической деятельности. Методика определения рейтинга субъектов такой деятельности на принципиально новой основе разработана и внедрена в НАУУ. В статье рассматриваются и другие аспекты управления качеством образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Наталья Борисовна Озерова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 65-77. 
Осенью 2003 года состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором обсуждался вопрос реструктуризации бюджетного сектора страны, в том числе и в связи с большим числом проблем, связанных с финансированием бюджетных учреждений. В материале, представленном Минфином России, были освещены основные проблемы его функционирования (была приведена соответствующая статистика) и предложения по их решению.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Николай Дмитриевич Кликунов, Владимир Леонидович Шаповалов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 35-42. 
Эффективность функционирования системы высшего образования определяется эффективностью работы высших учебных заведений. Вуз представляет собой, по сути, фирму, которая аккумулирует материальные, физические, интеллектуальные ресурсы и трансформирует их в конечный продукт — знания и навыки, сформированные у выпускников вуза. Под эффективностью мы будем понимать максимизацию качества знаний и навыков выпускников вуза при минимизации расхода ресурсов, потраченных на обеспечение качественного учебного процесса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Николай Петрович Макаркин, Олег Борисович Томилин, Александр Владимирович Бритов Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 152-162. 
Успех деятельности любой организации, действующей в рыночной среде, в значительной степени определяется уровнем ответных реакций на вызовы внешнего мира. Состояние такой активной позиции зависит от перманентных изменений форм и методов своей деятельности. В мировой практике общеприняты следующие направления изменения деятельности организации: введение менеджмента всеобщего качества (TQM), сокращение размеров организации и реинжиниринг. Однако масштабные исследования состояния организаций, работающих в разных сферах человеческой деятельности, показывают, что значительные усилия, как интеллектуальные, так и материальные, по реализации приведенных выше направлений изменений оказываются в большинстве случаев (около 70 %) безрезультатными. В статье определяются основные понятия, касающиеся феномена организационной культуры, рассматривается методика построения профиля организационной культуры, а также применения предложенной методики и полученные результаты.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 12-52. 
В статье предлагаются оценки и расчеты, которые получены в процессе выполнения проекта «Разработка и апробация научно-методического обеспечения оценки социально-экономических последствий и затрат, связанных с интеграций российской системы образования в общеевропейскую в рамках Болонского процесса», входящего в научную программу «Федерально-региональная политика в науке и образовании». Работа выполнена авторским коллективом в составе: Афанасьев Ю. А. (Новосибирск), Васильева О. Л. (Новгород), Вишневский О. В. (Москва), Демин В. А. (Москва), Егоров В. Н. (Москва), Краюшкина Г. А. (Череповец), Нечаев Н. Н. (Москва), Панин В. А. (Тула), Соколицын А. С. (Санкт-Петербург), Ставров М. С. (Санкт-Петербург), Федотов А. В. (Санкт-Петербург), Шехонин А. А. (Санкт-Петербург), Легостаева В. И. (Санкт-Петербург), Немичева Н. Н. (Санкт-Петербург), Коваленко А. А. (Санкт-Петербург). В настоящей публикации приводятся наиболее интересные, по мнению авторов, подходы, оценки и результаты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Надежда Львовна Титова, Ольга Николаевна Балаева Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 143-151. 
Проблема совершенствования управления вузом в современной России чрезвычайно сложна и актуальна. Актуальность, в первую очередь, вызвана значительным ухудшением внешних условий: снижением, по сравнению с советскими временами, государственного финансирования высшего образования, агрессивной конкурентной политикой вузов-лидеров, приближением демографической «ямы» и т. д. Кроме того, сами вузы после перестройки оказались плохо приспособленными к функционированию в рыночных условиях. В значительной степени это относится к избыточности и низкой эффективности системы управления вузом. Сложность совершенствования системы управления высшим учебным заведением связана, во-первых, с тем, что, как правило, это большие, достаточно разнообразные в своей деятельности и в настоящее время динамично развивающиеся организации, что приводит к быстрому изменению ее параметров и свойств. Масштабы и сложность этих объектов управления таковы, что на фоне постоянной нехватки финансовых ресурсов, а также традиционного нежелания «вытаскивать сор из избы» приглашение сторонних консультантов мало реально. Соответственно, вторым источником сложности исследования системы управления вузом является весь комплекс проблем внутреннего консалтинга: неформальные связи членов исследовательской группы с представителями обследуемых подразделений, намеренные искажения информации со стороны последних и т. д. В статье рассматриваются обозначенные выше проблемы и предлагается модель процессов разработки и принятия управленческих решений, даны краткие результаты использования предложенной модели в ГУ–ВШЭ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Юрий Мечеславович Краковский, Вера Константиновна Карнаухова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 26-31. 
Уровень развития современных технологий и страны в целом зависит в первую очередь от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития высшего образования. Со всей очевидностью это требует роста уровня образованности и улучшения качества подготовки специалистов. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование. Целью функционирования системы образования является удовлетворение потребности человека в «интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», то есть в знаниях и профессионально-cоциальных навыках, которые являются основой всестороннего развития личности и конкурентоспособности на рынке труда. В статье проводится стратегический анализ регионального рынка труда специалистов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Александр Олегович Грудзинский Университетское управление. 2004.  № 1(29). С. 9-20. 
В современном российском университетском менеджменте сложилась весьма парадоксальная ситуация, касающаяся применения идей стратегического планирования. В начале 90-х годов рухнула советская командно-административная система, являющаяся классическим примером механистической бюрократии и основанная на тотальном планировании. В памяти тех, кто стоит сейчас у руля российской системы образования, без сомнения, живы воспоминания обо всех недостатках советской плановой экономики. С одной стороны, эта система организации и управления была абсолютно неспособной учитывать постоянно расширяющееся множество параметров планирования в условиях нарастающей диверсификации товаров и услуг, а с другой стороны, она подавляла всякую инициативу и любые зачатки саморегулирования. В результате потребитель испытывал постоянный дефицит товаров, который в большом числе случаев возникал именно из-за системных дефектов существовавшей процедуры планирования, а не по причине отсутствия ресурсов или производственных мощностей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Юрий Петрович Похолков, Александр Иванович Чучалин Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 121-125. 
В настоящее время в России подготовку специалистов в области техники и технологий осуществляют 346 государственных и 112 негосударственных вузов. По инженерным направлениям и специальностям обучаются более 1,3 млн студентов [1]. Проблема качества подготовки специалистов является центральной в вопросе их востребованности национальной экономикой и международного признания российских степеней и квалификаций. Она напрямую связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ. Автор статьи рассматривает вопросы инновационного инженерного образования, направленного на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции. Также рассматриваются проблемы управления качеством инженерного образования, различные модели менеджмента качества.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Дмитрий Борисович Шульгин, Всеволод Семенович Кортов Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 38-43. 
Важнейшим элементом формирующейся политики российских университетов в сфере коммерциализации технологий являются вопросы, связанные с разрешением конфликтов интересов. Первичной причиной таких конфликтов является, по-видимому, расхождение между сложившимися веками представлениями о миссии университетов как учреждениях, которые занимаются образовательной деятельностью и выполняют научные исследования, и все более глубоким «втягиванием» университетов в рыночные отношения в сфере инноваций. К этой группе возможных конфликтов относится, например, ситуация, когда научные интересы исследователя при подготовке диссертации требуют немедленного опубликования результатов (чтобы быть первым), а коммерческие интересы предполагают временное засекречивание полученных результатов с целью сохранения коммерческой ценности путем последующего патентования или продления статуса ноу-хау. В статье рассматривается развитие механизмов коммерциализации результатов научных исследований, в том числе основанных на правах интеллектуальной собственности, а также рассматриваются причины возникающих интересов, проблемы отношений "работник-работодатель", "университет-заказчик".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него