Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 388

Опубликовано на портале: 15-09-2004
Владимир Викторович Уланов Директор школы. 1996.  № 6. С. 3-10. 
Статья продолжает серию публикаций автора о логике организации школы. Если в предыдущем материале речь шла об организации образовательного процесса, то сегодня сосредоточим внимание на логике организации управления школой, поговорим о взаимосвязи и взаимовлиянии образовательной и управленческой моделей. См. также: Логика организации школы (начало) Логика организации школы (окончание)
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Наталья Рэмовна Кельчевская, Ирина Васильевна Котляревская Университетское управление. 2000.  № 3(14). С. 47-49. 
Высшее образование в России, как и другие сферы производственной и непроизводственной деятельности, все острее ощущает давление рынка. Будучи связанными новыми обязанностями и свободами, процессы управления в вузах становятся все более адекватными тем, которые используются в сфере предпринимательства, и высшие учебные заведения столкнулись с рядом проблем, связанных с процессами эффективного управления. Это обусловлено прежде всего нехваткой финансирования в целом и бюджетного финансирования в частности. Вынужденные искать дополнительные источники поступления средств, вузы открывают новые специальности и специализации, на которые количественный прием, как, впрочем, и методика обучения, не всегда были продуманными. В результате значительное число студентов-выпускников, в том числе престижных сегодня экономических и юридических специальностей, остаются невостребованными, а государственные вложения в образование не всегда используются рационально. Положение усугубляется ликвидацией системы обязательного распределения молодых специалистов, и Уральский государственный технический университет - не исключение. Маркетинг образовательных услуг на сегодняшний день является нововведением, которое вузы практически не применяют. Это связано прежде всего с тем, что вузы до конца не осознали тот факт, что, как и коммерческому предприятию, вузу необходимо разрабатывать маркетинговую концепцию с целью повышения конкурентоспособности на рынке услуг. Как и любая другая социально-организационная инновация, маркетинг вызовет существенные изменения в модели управления вузом. Эти изменения, по всей видимости, нарушат сложившуюся статичную структуру менеджмента, но придадут ей более гибкий рыночный характер. Не претендуя на исчерпывающий анализ маркетинговых функций необходимой вузу структуры - отдела маркетинга, попытаемся определить наиболее важные направления его деятельности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Елена Вячеславовна Белоусова, Светлана Афанасьевна Клименко Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 76-81. 
В статье рассказывается об основных целях и направлениях маркетинговых исследований, которые были проведены во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а также о маркетинговой политике, проводимой вузом, которая необходима для построения эффективной системы образования, системы управления вузом и качеством обучения, строится на основе изучения спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Сергей Алексеевич Рогожин Университетское управление. 2004.  № 4(32). С. 19-26. 
В существующих квалиметрических технологиях качество образования часто оценивается по показателям, которые проще всего измерить и сосчитать, но которые тем самым меньше всего отражают качество сложной социальной системы — образования — не как простой услуги, а как общекультурной ценности, имеющей особую миссию, особые задачи, особые приоритеты. Измерение качества сложной системы требует системного подхода. Автор рассматривает еще один способ повышения качества образования - повышение материально-технического обеспечения учебного процесса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Константин Михайлович Ушаков, Марина Геннадьевна Драмбян Директор школы. 2002.  № 2. С. 26-30. 
Статья посвящена методу выбора правильного решения. Вы собираете группу наиболее опытных сотрудников и вместе с ними, методом «мозгового штурма», выбираете несколько вариантов решения. Как же из этого множества выбрать самый верный способ? Нередко мы поступаем чисто интуитивно: «внутренний голос» как бы подсказывает тот или иной выбор. Но интуиция - инструмент не слишком надежный, и «внутренний голос», случается, ошибается. Как же быть?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Сергей Витальевич Севастьянов Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 54-61. 
В статье формулируются основные преимущества международной экономической политики вузов и суммируется опыт выполнения международных образовательных программ во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, рассказывается о международной долгосрочной программе «2+2», предусматривающей совместное обучение студентов ВГУЭС и университетов Китая по программам бакалавриата. На основе данного опыта, авторами сформулированы основные направления развития экспорта образовательных услуг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2007
Сергей Михайлович Яковлев Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 40-46. 
В статье представлена организационная модель обучения, лежащая в основе Международного института экономики и финансов в ГУ-ВШЭ, которая является экономической программой международного уровня, ведущей к получению ученой степени и российского и британского университетов. Особое внимание уделено следующим исследованиям - программе администрирования и финансирования, развитию комплексного учебного плана, методам обучения и оценки студенческих выступлений, оригинальным образовательным и исследовательским техникам, которые способствуют развитию научного потенциала МИЭФ и качеству образовательных программ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Надежда Шагабановна Никитина, Евгения Владимировна Бурмистрова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 98-103. 
Одним из важных направлений реформирования российского образования является активное включение вузов в рыночные отношения за счет связей с рынком труда и образовательных услуг. Предприятия — потребители специалистов, продукции и услуг вуза в соответствии с концепцией ГОСТ Р ИСО 9000: 2001 «Ориентация на потребителя» являются одной из главных заинтересованных сторон вуза. Совместная деятельность предприятий и вузов может концентрироваться вокруг решения следующих совместных задач: разработка показателей оценки качества подготовки специалистов и норм качества, методик проведения независимой внешней экспертизы, участие представителей предприятий в аудите системы менеджмента качества вуза, подбор персонала для предприятий с помощью кадровых служб вузов из числа выпускников и студентов. Устойчивые длительные контакты в этой сфере, сбор, накопление и последующая обработка информации позволят выделить проблемы, связанные с качеством подготовки специалистов вуза с точки зрения профессиональных и социально-личностных характеристик. Полученные результаты могут быть использованы для оценки качества образовательных программ и их корректировки. В кадровом центре НГТУ проводятся исследования, связанные с разработкой методики отбора персонала на вакансию на основе анализа профессиональных и личностных показателей претендента. В данной статье приведены результаты, представленные в виде методики подбора персонала с учетом только личностных показателей претендента на основе аппарата нечеткой логики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 18-07-2007
Светлана Сергеевна Донецкая, Николай Григорьевич Загоруйко, Сергей Николаевич Рыскулов Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 25-31. 
Российские вузы используют метод рейтинговой оценки деятельности кафедр и факультетов университета. Благодаря этому появляется большое количество показателей, которые, как правило, усиливают некоторые, наиболее важные, оценочные критерии. В статье рассматривается опыт Сибирского университета потребительской кооперации (Новосибирск) в выборе наиболее информативных показателей для формальной рейтинговой оценки деятельности университетских кафедр.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-10-2004
Виктория Александровна Ширяева Директор школы. 2002.  № 9. С. 20-24. 
Статья посвящена вопросам проведения мониторинга или, как принято считать в научно-педагогической литературе, непрерывного длительного наблюдения за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Константин Михайлович Ушаков Директор школы. 2002.  № 6. С. 3-8. 
Автор рассматривает различные модили организационного поведения. Руководитель прилагает немало усилий, не считаемся ни со временем, ни с нервами, но желаемого успеха добиваемся не всегда. От чего же зависит поведение организации? Остановимся на некоторых условиях
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2007
Вячеслав Владимирович Бринза, Анна Владимировна Германова Университетское управление. 2006.  № 2(42). С. 79-87. 
Статья посвящена выявлению дополнительных организационных возможностей развития научно-исследовательской деятельности в вузе в области создания и защиты объектов интеллектуальной собственности. Рассматриваются экономический и математические методы моделирования инновационной активности, представлена методика моделирования многовариантного развития научно-исследовательсткой деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.А. Бурмистрова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 48-50. 
Статья посвящена вопросам преподавания математики при подготовке специалистов-экономистов (финансового профиля). В качестве основной целевой функции рассматривается повышение интегративности образования как отражение современных требований общества к гармоничному развитию личности. Это, в частности находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения по курсу математики. Интеграция содержания образования студентов в структуре методической системы обучения математике предполагает: – содержательность и значимость математических знаний для студентов; – системное представление изучаемого материала; – реализацию внутрипредметных и межпредметных связей; – прикладную направленность курса математики. Интегративным качеством, объединяющим эти компоненты, служит умение математического моделирования. Выделены следующие интеллектуальные умения, которыми должны овладеть студенты при изучении математики и дисциплин финансово-экономического цикла: – умение решать задачи; – способность к математическому моделированию; – умение логически мыслить; – коммуникативные умения; – умение применять новые информационные технологии. Указанные виды учебной деятельности способствуют развитию таких общих интеллектуальных приемов, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование, которые лежат в основе технологии процесса моделирования. С целью реализации интегративных связей курса «Математика» и дисциплин финансово-экономического цикла сформулированы следующие критерии отбора профессионально ориентированных задач, используемых для обучения студентов моделированию реальных экономических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-10-2004
Светлана В. Фролова Директор школы. 2003.  № 2. С. 35-41. 
Каждый учитель желает работать в атмосфере сотрудничества, сотворчества и партнерства не только со своими учениками и коллегами, но и с администрацией учебного заведения. Такую возможность открывает перед ним процесс, именуемый соуправлением, когда управленческая деятельность строится на основе взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса и каждый педагог активно участвует в организационном развитии коллектива, в анализе его деятельности, целеполагании и планировании, контроле и регулировании. Автор раскрывает проблемы осуществления данной деятельности на практике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2005
Валерий Леонидович Нестеров Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 68-76. 
Высшее учебное заведение является сложной активной социально-экономической системой. Управление такой системой представляет собой многокомпонентный процесс, компоненты которого, как правило, взаимосвязаны. Механизм финансового управления является одним из важнейших элементов управленческого процесса. Одна из основных задач управления учебным заведением (в том числе задача финансового управления) состоит в оптимизации образовательного процесса по показателям, характеризующим этот процесс. С точки зрения системного анализа управление активной системой предполагает построение имитационной модели поведения системы во времени в заданных внешних и внутренних условиях в зависимости от реализуемого управляющего воздействия (управления). Выбор управления должен осуществляться на основе анализа заданных критериев оптимальности, оценивающих качественный уровень принимаемого управленческого решения. Имитационную модель, снабженную критериями оптимальности, будем называть моделью оптимального управления. Цель настоящей статьи — изложить результаты работ по созданию модели оптимального финансирования учебного процесса, а также формул для прогноза некоторых показателей, входящих в модель, и дополнительного критерия эффективности финансирования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)