Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 99

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Alan J. Auerbach, Daniel R. Feenberg
Используя модель ТAXSIM для периода с 1962 по 1995 год, авторы данной статьи рассматривают роль федеральных налогов как автоматических стабилизаторов экономики. Несмотря на значительные изменения в системе налогообложения, роль автоматических стабилизаторов практически не изменилась. Авторы предполагают, что прогрессивный подоходный налог позволяет стабилизировать выпуск за счет влияния на предложение труда. Воздействие прогрессивного подоходного налога на выпуск может быть эффективно использовано правительством наравне с традиционными методами стабилизационной политики, основанными на изменении совокупного спроса.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 14-11-2003
Elizabeth Docteur, Hannes Suppanz, Jaejoon Woo OECD Working Papers. 2003.  No. 350.
В статье оценивается эффективность системы здравоохранения США в международном контексте и обсуждаются возможные направления ее реформирования. Система здравоохранения США выделяется среди других стран за счет ее ориентированности на частный сектор как в сфере финансирования, так и предоставления услуг. Общественный сектор также играет существенную роль, обеспечивая медицинскими услугами пожилых людей, инвалидов, нищих, тратя на это большую долю ВВП, чем многие другие страны. Тем не менее, 14% американцев не охвачены страхованием, а децентрализованный (с большим количеством плательщиков) подход к финансированию и регулированию обеспечивает слишком мало рычагов контроля за расходами.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 14-11-2003
Michael Kremer, Андрей Сарычев
Abstract Around the world, education is overwhelmingly publicly provided. This paper argues that democratic societies will prefer that education be publicly provided, rather than simply publicly financed, since under a voucher system, parents may send their children to schools teaching ideologies that are similar to their own. Over a series of generations, this leads to a more ideologically polarized society. There may be two steady states: one in which an ideologically homogeneous society votes for a public education system, thus maintaining ideological homogeneity, and another in which a more ideologically diverse society votes for school choice, thus maintaining ideological diversity. A quick survey of the empirical evidence suggests that school choice contributes to ideological and cultural segregation, but that the extent to which this creates costly conflict varies among societies.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-06-2004
Олег Борисович Алексеев
  В статье анализируется роль местного самоуправленияв обеспечении устойчивого экономического роста и развития экономики России. Представлен набор принципов, определяющих успешность местного экономического развития,  который приводит Белден Даниэлс, президент фирмы “Эмерсон Гарнер Фаррелл”. Развитость местного управления, наличие политических и экономических перспектив его дальнейшего роста в ткани государственной жизни остается важнейшим критерием оценки того направления, по которому России предстоит выпутываться из сложнейшей кризисной ситуации, в которую она попала.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно- целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-12-2003
Рубен Ениколопов, Екатерина Журавская Научные труды ЦЕФИР. 2003.  № 37.
Рассматриваются возможные сценарии развития бюджетного федерализма в России в долгосрочной перспективе. Авторы предлагают широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, что иногда приводит к тому, что обсуждение выходят за указанные рамки. Предполагается, что при реализации этих сценариев может использоваться широкий набор инструментов, включая изменения в законодательстве, в том числе Конституции. Основной целью работы является инициирование дискуссии относительно необходимых изменений в системе государственной власти и местного самоуправления.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-11-2003
А. Устинов
Подробный анализ, проведенный в работе, показывает, что основной системной проблемой российского бюджета является несбалансированность расходных обязательств и доходной базы. Ввиду небольшого потенциала повышения доходов, основным направлением реформирования бюджетной системы должно стать снижение расходов. Однако снижение расходов невозможно без глубоких структурных преобразований бюджетной сферы. Основными направлениями налоговой реформы должны стать снижение и равномерное распределение бремени при повышении эффективности налогового контроля и администрирования.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 13-05-2004
Станислав О. Колеников, Ксения Валентиновна Юдаева, Ирина Анатолевна Денисова
Рассматриваются последствия изменений политики в области предоставления детских пособий. В частности, изучается вопрос, как повлияло введение проверки нуждаемости семей на целевое распределение детских пособий (действительно ли пособия получают бедные семьи с детьми). В ходе исследования устанавливалось наличие положительной или отрицательной связи между вероятностью получения пособия и величиной дохода домохозяйства, а также, произошел ли рост вероятности получения пособия бедными семьями в период с 1996 по 1998 г. Кроме того дается прямой анализ бедности через декомпозицию изменений уровня бедности и величины детских пособий и других факторов. В статье проводится сравнение трех регионов, различающихся механизмами проверки нуждаемости семей с детьми. Особое внимание уделяется относительной эффективности различных механизмов проверки нуждаемости.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Н. В. Голованова, Елена Игоревна Андреева
В ходе экономических и политических реформ 90-х годов децентрализация в Российской Федерации проходила стихийно, без четко определенной стратегии, однако успехи, достигнутые к концу 90-х годов, были значительны. Региональные и местные органы власти получили право самостоятельно формировать свои бюджеты. Значительная часть расходных полномочий была передана в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что соответствовало концепции реформ, но в то же время большая часть источников доходов осталась в ведении федерального правительства, что характерно для унитарного государства. Цель данной работы - определить, как далеко продвинулась Россия по пути децентрализации, и в каком направлении ей предстоит идти дальше. Хотя не существует единого количественного индекса, позволяющего адекватно измерить степень децентрализации полномочий и степень самостоятельности субфедеральных органов власти, в данном исследовании предпринята попытка оценить различные аспекты децентрализации на основе анализа бюджетной статистики и нормативно-правовых актов Российской Федерации. Полученные авторами количественные оценки, на первый взгляд, свидетельствуют о высокой степени децентрализации бюджетной системы, однако более глубокий качественный анализ показывает отсутствие реальной финансовой самостоятельности субфедеральных бюджетов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-03-2004
Александр Карпович Фоминых, Павел Владимирович Кузнецов, Андрей Александрович Яковлев
Данная работа содержит методологические подходы к налоговому администрированию в отношении крупных налогоплательщиков - неформальных бизнес-групп, получивших широкое распространение в российской экономике во 2-й половине 90-х годов. Проведена типологизация схем ухода от налогов, исходя из общей логики поведения собственников предприятий - крупных налогоплательщиков, включенных в неформальные группы. Представлены критерии отбора крупных и средних производственных предприятий-участников неформальных бизнес-групп (с учетом различий на уровне отраслей, регионов и отдельных предприятий) для предварительного анализа их финансовой отчетности. Далее предложены критерии определения границ неформальных бизнес-групп и идентификации их участников, которые могут быть использованы в рамках работы налоговых органов с проблемными налогоплательщиками. Кроме того, представлен ряд выводов более общего характера, касающихся поведения неформальных групп, имеющих важное значение для налогового администрирования.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 13-05-2004
Мария Пономарева, Екатерина Журавская Научные труды ЦЕФИР. 2000.  № 3.
Обсуждаются три гипотезы относительно природы неплатежей налогов в федеральный бюджет во второй половине 1990-х гг. Налоговые неплатежи могут быть результатом: 1) проблем ликвидности на предприятиях, 2) неявных федеральных субсидий, или 3) политического сопротивления регионов сбору налогов в федеральный бюджет. Проблемы ликвидности, по мнению авторов, не объясняют стремление предприятий уйти от налоговых неплатежей в федеральный бюджет: наиболее высокий уровень неплатежей характерен для наиболее ликвидных и производительных фирм. Авторами установлено, что при заданном уровне ликвидности и размере налогов, налоговые неплатежи выше в регионах с более высокой переговорной силой в отношении федерального центра, то есть в политически более сильных регионах, а также в наиболее мощных с экономической точки зрения регионах. Полученные результаты согласуются с гипотезой об активном сопротивлении регионов и объясняют, почему темпы роста неплатежей в федеральный бюджет выше, чем в региональные.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Leif Johansen International Economic Review. 1963.  Vol. 4. No. 3. P. 346-358. 
В 1919 году шведский экономист Эрик Линдаль предложил решение проблемы одновременного определения расширения расходов для удовлетворения общественных потребностей и распределения соответствующего налогового бремени. Данная работа представляет собой попытку представления решения Линдаля в виде более современных понятий теории благосостояния и, тем самым, выявления некоторых новых аспектов этого решения. Эта работа также указывает на то, что решение Линдаля было не вполне удовлетворительно представлено в книге Р.Э.Масгрейва «Теория государственных финансов».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Николай Петрович Шмелев
Текст выступления на семинаре в Центре экономических и финансовых исследований (ЦЭФИР) в сентябре 2003 г. Автор - чл.корр. РАН, директор Института Европы РАН.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Галина Витальевна Курляндская
Доклад подготовлен в рамках проекта "Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества", который проводится Аналитическим центром "Эксперт". Основное внимание в докладе уделяется различным моделям распределения расходных и доходных полномочий между субъектами РФ и входящими в их состав муниципальными образованиями. Доклад начинается с рассмотрения основных этапов развития местного самоуправления в Российской Федерации и создания его финансовых основ. Приводится типологизация складывающихся моделей распределения полномочий между региональными и местными властями. В докладе также анализируются практические примеры распределения полномочий с указанием сильных и слабых сторон используемых моделей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Richard G. Lipsey, Kelvin J. Lancaster
В этой статье предпринята попытка разработать общую теорию второго лучшего. В разделе I представлена в качестве введения словесная формулировка главной общей теоремы этой теории вместе с двумя ее важными отрицательными следствиями. Раздел II очерчивает пределы общей теории второго лучшего. В следующем отделе дан краткий обзор последней литературы по данной теме. Этот обзор сводит вместе ряд случаев применения общей теории к различным проблемам в экономической теории. В IY разделе рассмотриваются выводы из общей теории второго лучшего для рекомендаций поэтапной политики, в особенности, в экономике благосостояния. За этим общим обсуждением следуют два раздела, дающие примеры применения теории в специфических моделях. Эти примеры подводят нас к общей формулировке и строгому доказательству центральной теоремы, представленным в разделе VII. После краткого рассмотрения существования второго общего решения следует дающее классификациюобсуждение природы этих решений. Эта таксономия служит для иллюстрации некоторых важных отрицательных следствий данной теоремы. Заключает статью краткое обсуждение сложной проблемы многоуровневости оптимумов второго лучшего.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию