Директор школы
Опубликовано на портале: 09-10-2004
Ирина Евгеньевна Видт
Директор школы.
2003.
№ 1.
С. 29-32.
Автор знакомит читателей с технологией проведения занятий с обучающимися в музее,
как альтернативе классическому уроку.


За рамками традиционных программ [статья]
Опубликовано на портале: 04-09-2004
Анна Валентиновна Кушко
Директор школы.
1998.
№ 4.
С. 67-71.
Статья посвящена вопросам профилизации школьного образования. Учебные программы гимназий,
музеев, спецшкол предусматривают углубленное изучение одних предметов при поверхностном
«прохождении» других. Но, как сказал французский педагог-гуманист Селестен
Френе, «Для эффективной подготовки к жизни ребенок нуждается в богатой окружающей
среде, помогающей ему познавать мир». Вот и возникает проблема: как в условиях
узкой специализации создать такую среду?


Опубликовано на портале: 24-09-2004
Вадим Борисович Ольшанский, Наталья Юрьевна Волжская
Директор школы.
2000.
№ 7.
С. 3-12.
Статья посвящена проблемам конфликтов в школе. Школьную жизнь не назовешь безмятежной.
В таком разноликом и разновозрастном сообществе, каким является любая школа, неизбежны
разногласия и споры. Как надо действовать в таких случаях?
См. также:
Игры, в которые мы играем, или Почему возникают и как проходят
школьные конфликты (продолжение статьи)


Игры, в которые мы играем, или Почему возникают и как проходят школьные конфликты
(продолжение) [статья]
Опубликовано на портале: 24-09-2004
Вадим Борисович Ольшанский, Наталья Юрьевна Волжская
Директор школы.
2000.
№ 9.
С. 19-28.
Статья продолжает рассказ о школьных конфликтах. Любой конфликт имеет личностную подоплеку,
в его основе всегда лежат ценности и цели оппонентов. Так, например, в школе нередко
причиной столкновений становятся попытки некоторых педагогов утвердить собственную
самооценку путем дискредитации окружающих. И здесь вступает в действие так называемый
«личностный ресурс оппонента». Под этим термином имеется в виду готовность
человека изменить сложившееся представление о себе. Оппонент с завышенной самооценкой
выбирает наступательную стратегию, с заниженной - оборонительную, где арсенал средств
гораздо беднее.
См. также:
Игры, в которые мы играем, или Почему возникают и как проходят школьные конфликты (начало статьи)


Иллюзии и реалии западных школ [статья]
Опубликовано на портале: 31-08-2004
Евгений Соколов
Директор школы.
1996.
№ 4.
С. 73-76.
Статья рассматривает проблемы перенесения западного опыта в системе образования на
российскую почву. Было время, не такое уж далекое, когда все заграничное, особенно
западное, рисовалось лишь черной краской. Потом от очернения перешли к восхвалению,
к безудержному копированию тамошнего опыта. Сейчас, кажется, постепенно приходит
трезвое понимание простого факта, что везде, увы, свои проблемы, свои трудности.


Опубликовано на портале: 01-10-2004
М. В. Чикурова
Директор школы.
2001.
№ 2.
С. 29-37.
Автор делится опытом по созданию целостную системы взаимосвязанных мер, действий,
мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального
роста каждого учителя в условиях сложности посещения курсов повышения квалификации.
Конечно, обучение в той или иной степени проходит как бы само по себе - под влиянием
профессиональной среды, коллектива учителей, сложившихся традиций. Однако носит оно
стихийный характер, и трудно рассчитывать на высокие результаты.


Инновации: подлинное и мнимое [статья]
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Г. Ч. Тахтамышева, Елена К. Кустабаева
Директор школы.
1996.
№ 2.
С. 63-66.
В статье проводится анализ инновационной деятельности в отдельно взятом регионе (Республике
Татарстан). Опрос руководителей всех рангов и учителей позволяет говорить о многообразии
инновационных процессов, о необходимости не просто изучать их, но и прежде всего
классифицировать и систематизировать.


Опубликовано на портале: 08-09-2004
Олег Анатольевич Яворук
Директор школы.
1998.
№ 7.
С. 59-64.
Первоначально идея интегративных курсов рассматривалась весьма однобоко - лишь как
альтернатива предметному обучению. И именно за это была подвергнута серьезной критике.
Но она все же выстояла, существенно трансформировалась, заставив по-новому взглянуть
на извечные проблемы образования. Сегодня мы имеем множество концепций внедрения
таких курсов в систему Естественно-научного образования. Статья рассматривает накопленный
практический опыт, как удачный, так и неудачный, а иногда весьма неоднозначный и
спорный.


Опубликовано на портале: 08-09-2004
Наталья Олеговна Вербицкая
Директор школы.
1998.
№ 7.
С. 20-23.
Для каждого руководителя очень важно как можно больше знать о тех, кем он управляет
- детях и педагогах. Без этого невозможно осуществлять конкретные управленческие
действия. Так что есть необходимость вовремя получать более полную информацию. Статья
отвечает на вопрос: а откуда и как ее получать?


Опубликовано на портале: 11-10-2004
И. З. Гликман
Директор школы.
2003.
№ 2.
С. 51-60.
Не секрет, что чаще всего школьные учителя жалуются на нежелание современных детей
учиться. И в самом деле, нельзя не видеть, как по мере пребывания в школьных стенах
часто гаснет природная любознательность. Автор рассказывает о причинах этого явления
технологии его преодоления.


Опубликовано на портале: 14-10-2004
Александр Ильич Савенков
Директор школы.
2003.
№ 10.
С. 35-40.
Автор рассматривает проблему стереотипов в образовании, указывающих на ограничение
возможностей человека в плане обучения. Стереотип определяет объем содержания образования
и темп его усвоения. Теоретически предел возможностей человека вообще и ребенка в
частности действительно существует, но ответ на вопрос о том, где этот предел, практически
никому не известен. Так же как неизвестен и темп, в котором реально может проходить
обучение.


Опубликовано на портале: 18-09-2004
Joel Adrian
Директор школы.
1999.
№ 8.
С. 10-15.
Статья поднимает проблему оценка деятельности школы. По традиции начальное и среднее
образование во Франции остаются сектором преимущественно государственной
деятельности. Иногда, правда, выдвигались идеи приватизации школы, но они никогда
не получали широкой поддержки. Другое дело, как именно, на основании каких показателей
измерить эффективность и «продуктивность, школы?


Как исцелиться самим? [статья]
Опубликовано на портале: 14-08-2004
И. Савельева, Наталья Михайловна Смирнова
Директор школы.
1994.
№ 2.
С. 27-31.
Горькая примета нашего времени: стойкое ухудшение в состоянии здоровья школьников.
По данным некоторых исследований, свыше половины старшеклассников (52-58 процентов)
имеют ограничения к тому или иному виду профессиональной деятельности по состоянию
здоровья. Все большую распространенность приобретают хронические заболевания, за
время обучения в школе их распространенность у детей и подростков увеличивается в
1,5-2 раза. Часто встречается патология органов пищеварения и верхних дыхательных
путей. Уже в начальных классах почти у двух третей детей отмечается нарушение осанки,
а в некоторых регионах страны половина выпускников школ страдает близорукостью.


Как получить «портрет» ученика [статья]
Опубликовано на портале: 27-09-2004
Н. Иванова
Директор школы.
2000.
№ 4.
С. 45-50.
Статья посвящена различным методам изучения индивидуальных качеств учеников. Наблюдение,
хотя и является одним из важнейших методов изучения ребенка, не всегда достоверно,
поскольку происходит без участия самого школьника и, что существенно, - может быть
по-разному проинтерпретировано им. Чтобы получить более полный «портрет»
ученика, важно, наряду с наблюдениями, использовать и другие методы изучения.


Опубликовано на портале: 11-10-2004
Наталья Васильевна Немова
Директор школы.
2002.
№ 7.
С. 43-50.
Автор рассматривает проблему неуспевающих учеников. Зачастую ученик, зачисленный
уже в первых классах в неуспевающие, так и остается с этим ярлыком все школьные годы.
А ведь неудачниками не рождаются. Наиболее существенный для преодоления сложностей
овладения знаниями мотив - достижения успеха - является приобретенным. Но для его
«приобретения» нужна соответствующая среда.
