Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Выпуски:
Опубликовано на портале: 13-08-2004
Валерий Исаакович Эйдельнант Директор школы. 1994.  № 4. С. 73-78. 
В приоритетных направлениях развития педагогической науки особое место занимают проблемы непрерывного образования. Философская и общечеловеческая значимость самой этой идеи исключительно велика и гуманна: каждому человеку присуще постоянное творчество, и надо создать условия для саморазвития личности на протяжении всей жизни, начиная буквально с его первых шагов по земле. У себя, в г. Невинномысске Ставропольского края, мы начали создавать региональный многопрофильный учебно-научный комплекс "Детский сад - начальная школа - школа - колледж - вуз". Он видится нам как открытая социально-педагогическая система, предполагающая многообразие связей, как внешних (с окружающей социальной и природной средой), так и внутренних, присущих сложной структуре комплекса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-08-2004
Евгений Валентинович Медреш Директор школы. 1994.  № 2. С. 42-47. 
Проблемы лицейского и гимназического образования на Украине схожи с основными проблемами современного общества. Стремительно начавшиеся реформы (или по крайней мере видоизменения) в системе образования не были обеспечены достаточно глубокими концептуальными разработками или даже обоснованиями, но произошли во многом вынужденно, в силу необходимости, диктуемой разрушением старой системы. Процесс превращения многих советских средних школ в гимназии и лицеи был в одних случаях хаотичен и случаен, в других - определялся мотивами и закономерностями, имеющими мало общего с педагогикой. Теперь самое время остановиться, но не только для того, чтобы оглянуться, а главное - попытаться посмотреть вперед и понять, чем же должны быть лицеи и гимназии в нашей системе образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-08-2004
Е. А. Князев Директор школы. 1994.  № 2. С. 32-41. 
Возвращаются некогда ушедшие в делекое прошлое слова "гувернер", "гувернантка". В первые годы советской власти у новой знати были свои "бонны", а на ее исходе распространились в огромном количестве так называемые репетиторы. Считалось, что без их помощи нельзя было поступить в университет или в престижный институт. Профессия репетитора была массовой. Телефоны лучших преподавателей передавали от абитуриента к абитуриенту, из семьи в семью. Сдавшие выпускные в школе и вступительные экзамены первокурсники вспоминали своих домашних учителей чаще, чем школьных. Почему так? Репетиторам и платили вполне солидные деньги, и. школьники знали, что "учиться даром - это даром учиться". Подкупало иное - неказенность обстановки, приближение преподавателя к учащемуся, отсутствие классно-урочной рассадки "в затылок", спокойный тон занятий, без крика и унижений и, самое главное -личностный характер обучения (его почему-то называют "индивидуальным").
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-08-2004
Людмила Геннадьевна Мясникова Директор школы. 1994.  № 4. С. 67-72. 
Педагогический Лицей - среднее образовательное учебное заведение, которое создается при высших учебных заведениях соответствующего профиля, располагающих высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для решения всего комплекса проблем учебно-воспитательного процесса. Это нетрадиционное учебное заведение предоставляет наиболее способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов для их углубленного изучения, способствует овладению навыками научной работы, осуществляет общеобразовательную допрофессиональную подготовку в высшие педагогические учебные заведения; реализует принцип непрерывности педагогического образования
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-08-2004
М. Файзуханов Директор школы. 1994.  № 4. С. 31-38. 
Для начала позвольте несколько слов о себе. Мне 52 года, ровно половину из них, вот уже 26 лет, директорствую - сначала в небольшой, затем в более крупной школах. Школа, которой я руковожу сейчас находится в районном центре Бишбуляк Башкортостана. В ней 630 учащихся 45 учителей. Буду рад, если мои советы пригодятся начинающим школьным администраторам. По своему положению директор школы - лицо особое. Многое из того, что могут позволить себе руководители других учреждений или предприятий, ему категорически противопоказано. По роду своей работы он входит во множество отношений и взаимоотношений. Из них бы я особенно выделил следующие: директор и учителя; директор и техперсонал; директор и учащиеся; директор и родители.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-09-2004
Л. Г. Горшенин Директор школы. 1994.  № 6. С. 32-36. 
Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершаемых подростками (темп прироста - около 100-150 процентов в год!). Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившейся ситуации известны. На одной из них - слабом правовом обучении и воспитании - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Но, увы, правовые дисциплины еще не нашли широкого представительства в школьных программах. Всего 34 часа в год выделяется на них; согласитесь, немногое можно сделать за это время. А ведь подросток с первых дней пребывания в учебном заведении включен в определенную правовую систему. Более того, как гражданин России, согласно Конституции, он приобретает "основные права и свободы" от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). И вся его последующая жизнь, в том числе и в отроческие годы, протекает в определенном правовом пространстве и регулируется конкретными отраслями права или отдельными законами и подзаконными актами.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-08-2004
И Рожков Директор школы. 1994.  № 2. С. 70-75. 
В статье проводится сравнительный анализ Конституции России 1993 года и международно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Конвенция о правах ребенка (1989г.), сформировавших в мировом сообществе определенный стандарт прав человека, включающий в себя и право на образование.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-09-2004
Claude Carre Директор школы. 1994.  № 4. С. 18-30. 
Конфликтную ситуацию в школе не следует рассматривать только как ситуацию ненормальную или вызванную недостатками управления. Средняя школа, как и любой общественный институт, подобна живому организму, который время от времени переживает кризисные состояния, когда нормальный ход вещей внезапно и порой непредсказуемо нарушается ситуацией, носящей явно нездоровый характер. Конфликты могут проявиться в разной форме (скрытые, едва выраженные, вялые, с внешним соблюдением приличий, умеренные, явные или замаскированные), и до тех пор пока они не становятся острыми, болезненными и не препятствуют нормальному функционированию их можно считать обычной фазой развития всякого здорового организма или прочного общественного института. Временный конфликт, если он не затрагивает основных ценностей, может даже способствовать прогрессу коллектива.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 03-08-2004
Ria Van Huevejk Директор школы. 1994.  № 6. С. 7-13. 
Мы уже останавливались на вопросах стилей руководства. Сегодня представляем Вашему вниманию тест, основанный на теории Херси и Бланшара. Он поможет лучше оценить присущие вам стили руководства и определить эффективность их использования. Отметим, в основании этой теории лежит утверждение, что нет наилучшего стиля управления, все зависит от ситуации, в которой он используется, и еще от способности руководителя менять эти стили. Такое утверждение является краеугольным камнем широко распространенной ныне в мире теории ситуационного управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-08-2004
Исак Давидович Фрумин Директор школы. 1994.  № 4. С. 2-11. 
С тех пор, как несколько лет назад инновации вошли в моду, регионы, районы и отдельные школы стали разрабатывать концепции, проекты и программы развития. Увы, большинство из них были весьма далеки от повседневной жизни учеников и учителей. Трезвые люди, понимая это, облегченно вздохнули, когда мода на инновации прошла и образовательные власти все громче заговорили о стандартах, аттестации и "сомнительных новшествах". Теперь-то и возможно, не ожидая поощрительных вывесок или надбавок, спокойно обсудить, что значат слова "развитие школы".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-09-2004
Вячеслав Валерианович Гузеев Директор школы. 1994.  № 6. С. 23-31. 
Всеобщее обязательное среднее образование внесло в практику обучения и свои нюансы, которые в школе, основанной на отборе и отсеве учеников, были в тени. Один из них - заметно усилившееся разнообразие класса как объекта управления в обучении. Присутствие на уроке учеников, как опережающих общий уровень, так и заметно отстающих от него, привело к рассредоточению внимания и педагогических воздействий учителя. Заботясь о достижении цели "учить всех", педагог нередко переносит центр тяжести своей работы на те категории обучаемых, которые составляют предмет его тревог, и далеко не каждому учителю удается в таком случае не потерять управление познавательной активностью способных, интересующихся предметом учеников. Есть и еще более тонкий момент - обеспечить каждому ученику возможность развития его задатков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Михаил Владимирович Кларин Директор школы. 1994.  № 2. С. 60-65. 
Синектика (Synectics) - такое название получил метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Она применяется для решения сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Разработанная в конце пятидесятых-шестидесятых годов американских психологом У. Гордоном на основе известного метола групповой генерации идей. получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма», синектика развивалась как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений. Первоначально она создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления, но позднее на основе «промышленного» образца в США стали проводиться эксперименты по разработке ее «учебного» варианта - в начальной, средней и высшей школе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-08-2004
Роман Михайлович Мелик-Парсаданов, А. Белолуцкий Директор школы. 1994.  № 2. С. 67-69. 
Статья посвящена российско-американскому семинару - "Законодательные и правовые акты об образовании лиц с отклонениями в развитии". Американская сторона была представлена 12 членами Национальной ассоциации директоров учебных заведений специального образования (NASOSE), с российской стороны участвовали представители министерства образования, прокуратуры, комитета по делам инвалидов при президенте РФ и представители Российской академии образования, РИПКРО и других заинтересованных организаций. В 1975 году в США был введен в действие "Акт об образовании лиц с отклонением в развитии"(IDЕА). Федеральный закон был принят, исходя из насущных проблем американского общества. По данным американской стороны, до принятия закона 8 млн. детей, нуждающихся в специальных образовательных услугах, получали специальное образование в недостаточной мере. В 1972 году в Филадельфии родители таких детей подали в суд на систему образования США, так как, по их мнению, система специального образования не могла адаптировать в полной мере их детей к социальной жизни. Дело было выиграно родителями. Значение этого закона в том, что он гарантирует право на законное адекватное публичное образование всем детям с отклонениями, независимо от тяжести их заболевания, и обеспечивает процедуру защиты этого права. Закон так же четко регламентирует программу государственного финансирования специального образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-08-2004
Нелли Николаевна Кочетова Директор школы. 1994.  № 5. С. 19-24. 
Школьные эксперименты при всем их многообразии разворачиваются в основном в трех направлениях: определение нового содержания образования, разработка новых технологий обучения и воспитания, целостное изменение воспитывающей и развивающей среды. Причем в любом из направлений первостепенное, концептуальное значение придается вопросам развития личности и школьного коллектива, таким, как проблема ценностей, ориентации, мотивов, потребностей. Большинство исследователей сталкиваются с проблемой изменения всех этих феноменов, многим представляется даже кощунственной сама постановка вопроса об измерении чего бы то ни было во внутреннем духовном мире личности. Тем не менее, в отечественной науке накоплен некоторый опыт изучения нравственной воспитанности, существуют и продолжают создаваться соответствующие методики. Принципиальное наше положение заключается в том, что цель воспитания и образования должна быть диагностична, иначе она не имеет права существовать.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-08-2004
Duglas Wilms Директор школы. 1994.  № 6. С. 14-22. 
Успех тестирования (а оно, как известно, все больше применяется в процессе обучения) в значительной степени зависит как от различного рода обстоятельств, так и от принципов его использования. Тесты могут и направить и отвлечь внимание учащихся от цели обучения, побудить их сосредоточиться на ограниченных аспектах содержания курса или привлечь внимание к важным сферам, дать надежную информацию или, напротив, снабдить информацией искаженной. Следующие принципы тестирования умений и навыков дадут нам твердую основу для создания тестов и их эффективного использования.
ресурс содержит прикрепленный файл