Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Выпуски:
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Надежда Ивановна Юдашина, Леонид Львович Фридман Директор школы. 1995.  № 6. С. 54-58. 
Статья рассматривает новые подходы к привлечению молодежи к участию в общественной жизни. Ушли в прошлое пионерская и комсомольская организации, но ничего нового на их месте не появилось. Как же заполнить образовавшийся вакуум? Автор статьи не дает готовые рецепты на этот счет, а просто делится имеющимся опытом.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-08-2004
Л. Тихонова Директор школы. 1995.  № 1. С. 42-47. 
Что же это такое, и чем именно она поможет нам? Одни видят в соционике лишь модную сегодня психологическую типологию людей, другие рассматривают ее как часть психологии, ориентированную на целостный подход к личности. Ну а сами соционики считают себя представителями новой, только "становящейся на ноги" дисциплины, возникшей на стыке наук о природе и человеке. Действительно, соционика оперирует типологическим методом, и в соционическом типе отражается видение личности в совокупности ее проявлений. Однако интересны не сами по себе эти проявления, а то, что стоит за ними. Соционика (ее иногда называют метапсихологией) изучает фундаментальные механизмы, управляющие целостным проявлением личности (то есть социотипы), а также обусловленные этими механизмами законы коммуникации. Социотип имеет как индивидуальную, так и коллективную форму выражения, поэтому можно говорить о со-циотипе не только отдельного человека, но и социальной общности, например, этнической.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Татьяна Фёдоровна Новикова Директор школы. 1995.  № 1. С. 74-80. 
Опыт развития Японии привлекает внимание во всем мире. В стране "экономического чуда" впечатляет многое, в частности то, что освоение и создание новейших технологий, форм социальной организации, образования опирается на собственные национальные духовные традиции. Говоря о причинах высоких темпов и качественного роста образования, необходимо принять во внимание сложную гамму исторических, культурно-этнических, социальных, политических и международных факторов. Прежде всего, нельзя игнорировать специфику исторического развития народа. Относительная изоляция страны восходящего солнца от центров восточной и западной цивилизации привела к тому, что японцы старались, и не без успеха, заимствовать различные аспекты чужих, более передовых культур, но все заимствованное тщательно приспосабливалось к специфике своей культуры, характеру взаимоотношений в обществе и на производстве, отношениям к труду и коллективу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Людмила Викторовна Яссман Директор школы. 1995.  № 5. С. 50-61. 
В 1989-1995 годах нами велась научно-исследовательская работа по теме: «Система воспитательной работы школы, направленная на предупреждение трудновоспитуемости у учащихся». Необходимость данного исследования продиктована сложной ситуацией, в которой оказались сегодня школа и семья. Рост детской преступности, слабая психолого-педагогическая подготовка кадров - все это звенья одной цепи, истоки которой уходят к печально памятным постановлениям от 1936 года о педологии. Опыт двадцатых - начала тридцатых голов в области организации школьного дела был перечеркнут, в школу пришла жесткая авторитарная педагогика, исключающая идею гуманизма, не желающая видеть в ребенке неповторимую индивидуальность. Вместо развития творческой, сознательной личности на школьный конвейер был поставлен выпуск безликих индивидов, отвечающих усредненному коллективистскому идеалу. Сегодня мы пожинаем плоды некогда посеянного. В этой ситуации требуется в принципе новый концептуальный подход к организации системы воспитательной работы в школе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Ираида Сергеевна Якиманская Директор школы. 1995.  № 3. С. 39-45. 
Дифференцированное обучение, как показывает практика, осуществляется в двух основных формах: «внешней» и «внутренней». «Внешняя» связана с профильным обучением, организацией широкой сети разнотипных инновационных учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, классы углубленного изучения отдельных учебных предметов и т.д.). Нередко создание подобных заведений и рассматривается как основная цель дифференциации. На наш взгляд, проблема их педагогического статуса еще требует серьезного теоретического осмысления. До сих пор недостаточно проработаны такие важные вопросы, как концепция учебного плана, особенности организации целостного учебно-воспитательного процесса. Отсутствует и глубокое обоснование психолого-методических принципов отбора детей. Да и правовая основа деятельности этих учебных заведений несовершенна. Не определены в значительной мере их цели и задачи.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
В. Ф. Перевалов Директор школы. 1995.  № 4. С. 63-68. 
Больше всех в смутные, кризисные времена страдают дети. Сегодня происходит первичное расслоение детей и подростков на «учащихся и неучащихся», «способных и неспособных», «успевающих и неуспевающих», «материально обеспеченных и необеспеченных», «сильных и слабаков», «избранных и изгоев», «работающих и неработающих». Если первые уверены в себе и у них довольно высокие и даже завышенные самооценки, то у вторых нередко развивается комплекс неполноценности, особенно когда их преследуют неудачи. Отсюда - заниженные самооценки, горькое ощущение ущербности и ненужности обществу. И та, и другая группы ищут свои способы, пути и формы самореализации. К сожалению, пути эти часто оказываются неправедными. Статистика повествует о все увеличивающемся числе правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Среди них - самые тяжкие преступления: грабежи, хищения, умышленные убийства, изнасилования. Серьезную тревогу вызывает и физическое состояние подрастающего поколения. По данным ряда исследований, в России подавляющее большинство школьников к концу учебы имеют отклонения в здоровье и свыше трети страдают хроническими заболеваниями. И одна из причин - неполноценное питание. Резко ухудшилась и ситуация с психическим здоровьем детей и подростков. 28 процентов детей младшего школьного возраста испытывают проблемы при адаптации к среде, 22 - склонны к депрессии, 23 - относятся к группе риска по агрессивности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Ria Van Huevejk Директор школы. 1995.  № 3. С. 21-31. 
О некоторых детях нельзя сказать, что они растут, осознавая себя в этом мире нужными и желанными. По утверждению американских исследователей, треть всех детей дошкольного возраста заранее обречена потерпеть неудачу в обучении по причине нищеты, заброшенности, болезней, отсутствия защиты и воспитательного воздействия со стороны взрослых. В доказательство приводится довольно печальная статистика: более 80 процентов всех отбывающих сроки заключения американцев не смогли в свое время окончить среднюю школу. Я не думаю, что образование может сыграть ключевую роль в искоренении нищеты, болезней, заброшенности, но уверена, что оно должно сделать все от него зависящее, чтобы улучшить жизнь детей, ставших волею судьбы жертвой социальных условий. Конечно, в одиночку школе с этой проблемой не справиться, но она должна видеть себя одним из элементов ее решения. Например, перед школами стоит задача формирования и развития того, что Фуллан* называет основополагающими качествами человека завтрашнего дня: чувство собственного достоинства, высокие способности к познанию, способность справляться со стрессами, умение строить отношения в коллективе и в различных производственных ситуациях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Владимир Михайлович Лизинский, Вячеслав Валерианович Гузеев Директор школы. 1995.  № 3. С. 32-34. 
При любой технологии обучения изучение темы растянуто во времени. Но вот блок уроков подходит к концу, и возникает необходимость обобщающего повторения. Оно должно помочь ученикам увидеть всю тему целиком, и. получив некое системное знание ее, понять свое собственное место в предметном поле. Старая школа знала великолепных мастеров такого повторения. Сегодня эта культура почти утрачена - повторение превращается или в опрос по всей теме. не лающий системных представлений, или и вовсе в примитивное натаскивание под благовидным названием «подготовка к ...» (контрольной работе, сочинению и так далее). Получается обучение ради контроля, а не ради научения, развития. Одно из немногих исключений - замечательное мастерство преподавателя математики Р. Г. Хазанкина, неоднократно описанное в литературе. Роман Григорьевич широко использует для этих целей форму консультации, когда ученики могут принести любые задачи, задать любые вопросы, а учитель, отвечая на вопросы и помогая с задачами, тут же рассортировывает их, классифицирует и тем самым выстраивает требуемую общую картину изученной темы в ее внутренних и внешних системных связях и взаимозависимостях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-08-2004
Виктор Александрович Болотов, Jodie Spiro Директор школы. 1995.  № 1. С. 67-73. 
В настоящее время в российском образовании предпринимаются попытки по-новому определить как роли преподавателей и учащихся, так и процессы их взаимодействия в ходе обучения. Разрабатываются и осуществляются программы, основанные на философии целостности (холизме), использующие технику "критического мышления". Изменяется, трансформируясь от внешней к внутренней, мотивация учащихся, и перед преподавателями встает задача: быть готовыми к мотивированию учебы, овладеть новыми методологическими средствами. Эта проблема, кстати говоря, актуальна не только для России, но и для большинства стран.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Ислам Имранович Ильясов Директор школы. 1995.  № 2. С. 50-55. 
Развитие мышления всегда было одной из важных задач обучения по любому предмету. Оставаясь всегда актуальным, оно осуществляется как путем психолого-дидактических и методических разработок, так и на уровне внутришкольной методической работы. Последняя особенно важна, именно на ее основе и происходит окончательное внедрение любых общих положений и рекомендаций и практику. Сегодня мы говорим о развитии критического мышления, то есть мышления прежде всего анализирующего!, оценивающего и проблематизирующего. Конкретно это выражается в ряде изменений в содержании обучения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Исак Давидович Фрумин Директор школы. 1995.  № 6. С. 9-15. 
Статья посвящена рассказу о втором конгрессе Международной конфедерации директоров школ. Эта организация создана в 1993 году на первом конгрессе в Женеве и сегодня объединяет ассоциации из семнадцати стран. Эти ассоциации должны быть достаточно представительны и активны, поэтому из бывших республик СССР была представлена только Латвия (автора пригласили как «академического» докладчика). Более 1600 директоров школ, их заместителей, исследователей-педагогов из 26 стран приняли участие в конгрессе. В статье содержится также сравнительный анализ понимания роли директора школы в государстве и обществе за рубежом и в нашей стране.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Peter N. Karstanje Директор школы. 1995.  № 2. С. 35-41. 
- "В какой школе учится ваш ребенок" - В 19-ой. - А. ну что хорошая школа, у нее всегда были сильные выпускники, они в институт без экзаменов поступали. Кто из вас хотя бы раз не слышал подобных разговоров. Каждый, кто хоть что-нибудь знает о школах в своем районе, понимает, что между ними могут быть большие различия, даже если -по учебные заведения одного типа. Одна школа славится высокой академичностью, другая - стремлением к всестороннему развитию своих учеников, третья делает упор на социальном и творческом образовании. Если посмотреть на дела в той или иной школе более внимательно, можно обнаружить «ядро ее ценностей», то есть то, что и отличает именно этот коллектив, придает ему своеобразие. В литературе по проблемам организации такое «ядро ценностей» часто называют миссией, ее наличие и реализация считается важнейшим условием определения успехов школы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Н. П. Попова Директор школы. 1995.  № 5. С. 27-29. 
Процесс обучения для учащегося всегда - нечто иное, как поиск ответов на многочисленные вопросы, которые он ставит перед собой сам либо его учитель. И это закономерно, вопрос - логическая форма, служащая переходом от незнания к знанию. Возникающие в процессе этого поиска понятия, суждения, умозаключения - этапы возникающего знания и моменты развития мышления. Поэтому можно сказать, что педагог организует целенаправленный процесс развития мышления, если делает его видимым для обучающегося, а в случае затруднений создает условия для самостоятельного их преодоления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Алексей Константинович Бруднов Директор школы. 1995.  № 2. С. 56-59. 
Уходит в прошлое привычное, знакомое многим из нас по годам собственного детства понятие «внешкольные учреждения». В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» существующая сеть преобразуется в учреждения дополнительного образования. Чем это вызвано? Прежде всего, принципиальными изменениями в социально-экономическом укладе страны и в общественном сознании. Возросло значение различных видов неформального образования. Появилась острая необходимость в институтах, призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности детей и подростков, создавать условия для их творческой самореализации. Ими и должны стать учреждения дополнительного образования. В чем же их отличие от уже имеющихся, традиционных?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Наталья Андреевна Заруба Директор школы. 1995.  № 4. С. 29-33. 
Сегодня многие российские школы переходят к осуществлению образования по выбору, начинают работать по базисному учебному плану. Дело благое, но вот вопрос: как все это скажется на здоровье школьников? Не секрет, что со здоровьем то у наших детей далеко не все благополучно. Ухудшение социально-бытовых, психологических и экологических условий жизни отнюдь не способствует физической закалке. Свою лепту, чего греха таить, в общую неблагоприятную картину вносят и учебные заведения. Данные серьезных научных исследований буквально вопиют о массовых нарушениях физического, психического и полового развития детей и подростков. И возникает сложная проблема: как обеспечить ребенку право выбора школы, профильного направления, учебных планов, предметов, занятий, соответствующих его интересам и наклонностям, не подвергая детский организм перенапряжению, не создавая ситуацию истощения возможностей? Как добиться того, чтобы личностно ориентированная направленность образования, индивидуализация положительно отражались на здоровье школьника, а не наоборот?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него