Эксоцман
на главную поиск contacts
Институциональная экономика (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 15

Опубликовано на портале: 12-11-2004
Валерий Григорьевич Гребенников Экономическая наука современной России. 1999.  № 3. С. 64-78. 
В данной работе, написанной в жанре эссе, автор обращается к классической проблеме сущности государства и границ его деятельности в экономике и других сферах социальной жизни, взяв отправной точкой определение этого понятия Максом Вебером. Препарируя конкурирующие модели государства как «орудия классового господства» или «общественного договора», он находит их неадекватными. А самое главное - указанные две модели характеризуются в работе как идеологические отражения двух полюсов тоталитарности: системы «тоталитарного государства» и системы «тоталитарной экономики», в которой форма контрактных отношений овладевает всеми сторонами жизни общества, включая политическую сферу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2013
Александр Александрович Раквиашвили TERRA ECONOMICUS. 2012.  Т. 10. № 4. С. 70-75. 
Статья посвящена проблеме определения понятия «государство». Предлагается авторское видение государства как абстрактного понятия, описывающего специфические властные отношения, сформировавшиеся в результате долгого процесса эволюции. Отдельное внимание в работе уделяется мотивам политиков и бюрократов, которые отражают принятые в обществе правила получения, удержания и реализации власти и непосредственным образом влияют на развитие экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2011
Кирилл Сергеевич Саблин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 4. С. 30-39. 
Рассматривается деятельность бюрократических аппаратов государств развития, реализующих модернизационные проекты. В зависимости от институциональной среды, «производительной» или «непродуктивной», у бюрократических аппаратов могут доминировать как «хищнические» черты, так и черты «веберианской» бюрократии. Как показывает опыт зарубежных стран, наиболее эффективными бюрократическими аппаратами являются консолидированные бюрократические аппараты с преобладанием персонализированных внешних связей (Южная Корея и Тайвань) и фрагментированные бюрократические аппараты с доминированием деперсонифицированных внешних связей (Ирландия и Финляндия).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2010
Сергей Николаевич Левин, Анна Александровна Сурцева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 3. С. 41-65. 
В статье анализируется современное государство как экономический субъект, встроенный в процесс институционального развития. Выделены три модели взаимоотношений государства с бизнесом. Рассмотрена возможность формирования контрактного государства в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2010
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 27-50. 
В период бурного роста российской экономики, когда бюджетные проблемы регионов существенно ослабли, казалось, что острота поднятых нами проблем несколько ослабла. Однако текущий экономический кризис показал, что практики деформализации правила взаимодействия власти и бизнеса стали и более разнообразными, и лучше организованными, а наше исследование не потеряло, а даже приобрело дополнительную актуальность. Развитие событий показывает, что деформализация правил в российской экономике — не временное явление, характерное для трансформационного спада, а ее устойчивая характеристика.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Виктор Александрович Волконский Экономическая наука современной России. 2000.  № 3-4. С. 119-134. 
Духовно-психологическое состояние общества имеет решающее значение для демографической динамики, а также для надежности институциональной системы — основы дееспособности государства и здоровой экономики. В настоящее время для человечества наиболее острой экзистенциальной проблемой становится проблема устройства общества, отношений между личностью и обществом, личностью и государством. В России создать дееспособное государство и объединяющую народ идеологию мешают расколы - между «западниками» и «патриотами», между коммунистами и христианами. Работа посвящена анализу непростых взаимоотношений социализма (коммунизма), понимаемых как духовное течение, постоянно присутствующее в человеческой истории, с христианством.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2013
Юрий Валерьевич Латов TERRA ECONOMICUS. 2013.  Т. 11. № 2. С. 16-24. 
Организация противодействия коррупции в полиции рассматривается как частный случай институционального конструирования, которое состоит из формулирования системы новых «правил игры» и выработки механизмов поощрения/наказания за соблюдение/нарушение новых правил. Эти правила и механизмы универсальны, однако их результативность существенно варьируется в зависимости от уровня развития и культуры различных групп стран. Обзор методов противодействия коррупции в полиции, используемых за рубежом, а также их результатов (включая «грузинское чудо»), доказывает отсутствие легких путей «очищения» органов внутренних дел от коррупции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2010
Иван Вадимович Розмаинский TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 13-26. 
В статье анализируются методологические основания для исследования феномена государства в рамках посткейнсианской экономической теории. Особое внимание уделяется исследованию фундаментальной неопределенности в связи с институциональными функциями государства. Рассмотрены основные аспекты неоклассической и неоавстрийской критики активного вмешательства государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-08-2012
Ольга Михайловна Дюсуше Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012.  Т. 4. № 2. С. 112-127. 
Методы институционального анализа позволяют рассматривать государство как организацию и как институт. В духе концепции Д. Норта государство можно определить, как группу людей, образующую народ, страну, нацию, объединенную общей целью — выживания, хозяйствования, защиты суверенитета, благосостояния, укрепления или расширения границ, и внутренними соглашениями (институтами), в определенных внешних условиях, в том числе, в международной институциональной среде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Юрий Алексеевич Спиридонов Экономическая наука современной России. 2002.  № 1. С. 80-92. 
Региональная политика рассмотрена как конкретный вид государственной деятельности, подлежащей классификации и нормированию. В ее методологические основы положена теория регулирования экономики и институциональные позиции государства относительно рынка. Показан пример формирования и реализации региональной политики в Республике Коми.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Валерий Михайлович Геец Экономическая наука современной России. 2001.  Экспресс-выпуск №2. С. 85-97. 
Трансформационные процессы, которые происходят сегодня в Украине после более чем десятилетних изменений и в значительной мере спонтанных поисков путей выхода из кризиса, охватившего не только экономику, но и многие стороны жизни общества в целом, должны обрести прежде всего упорядоченность и целеустремленность. Именно потому власть стремится отыскать новый баланс интересов и механизмов взаимодействия между государством, рынком и обществом, поскольку лишь на этом пути возможно дальнейшее продвижение вперед. Автор рассматирвает эту проблему, сложность которой заключается в том, что ее решение требует не просто перераспределения власти между институтами, которые представляют государство, рынок, общество в целом, а, в связи с изменением общественных ценностей и приоритетов за годы реформ, - трансформации самих этих институтов, ориентированной на достижение нового консенсуса, в том числе и политического.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2009
Рустем Махмутович Нуреев TERRA ECONOMICUS. 2009.  Т. 7. № 2. С. 18-41. 
В статье рассматриваются причины усиления неоднородности российского экономического пространства, обострившейся в последние годы в процессе создания основ рыночного хозяйства в нашей стране. В этой неравномерности проявилась не только зависимость от траектории предшествующего развития, но и разная обеспеченность теми ресурсами, которые оказались востребованными в первую очередь в условиях трансформационного спада. Анализ показывает, что, несмотря на десятилетний рост, существенные различия между регионами не будут преодолены в ближайшие десятилетия в силу сложившейся в регионах взаимосвязи между экономическим и политическим монополизмом. В условиях кризиса эти различия стали еще более очевидными. Анализируются новые формы проявления административного ресурса в первое десятилетие XXI века.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2017
Ольга Спиридоновна Белокрылова TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 4. С. 73-83. 
В статье на основе идентификации содержательных характеристик понятия «институциональные условия» проанализированы этапы их совершенствования на рынке государственных и муниципальных закупок России, что позволило выделить в качестве современного этапа их эволюции формирование контрактной системы, ориентированной на повышение степени электронизации всех фаз единого цикла закупки - планирования, осуществления закупки, заключения контракта, экспертизы результатов его исполнения. Как показал анализ результатов опроса специалистов по управлению государственными закупками, повышавших квалификацию в Пилотном центре государственных закупок ЮФУ, рост степени транспарентности закупочных процедур при использовании электронного аукциона как приоритетного способа определения поставщика в РФ обеспечивает достижение конкуренции на торгах, в свою очередь локализирующей риск неэффективного использования бюджетных средств, некачественного удовлетворения общественных потребностей, а также риск коррупции. Предложены меры по снижению риска коррупции, в частности через развитие системы общественного контроля закупок и перевод на электронную основу, наряду с электронным аукционом, также открытого конкурса как способа определения поставщика.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2017
Владимир Васильевич Мельников TERRA ECONOMICUS. 2016.  Т. 14. № 4. С. 54-72. 
В статье рассмотрена трансформация российской системы закупок продукции для общественных нужд за последние 25 лет. Показан процесс формирования новых институтов и построения новых организационных механизмов взаимодействия на появляющемся квазирынке с учетом влияния международного опыта прокъюремента, рудиментов советской системы государственного управления, макроэкономических, региональных и социально-политических интересов. Через призму мероприятий экономической политики представлена хронология модернизации нормативного обеспечения данной сферы хозяйствования, приведен основной перечень проблем, возникающих при регулировании системы правительственных закупок и их воздействии на поведение государственных и муниципальных заказчиков и поставщиков. Прослеживается идеологическая составляющая рыночных реформ, направленных на мониторинг и предотвращение коррупции, а также повышение эффективности общественных расходов. Показан перенос акцентов при осуществлении регуляций от проведения мероприятий, характерных для промышленной политики, к политике стимулирования конкуренции. На фоне эволюционного развития системы формальных правил становится очевидным, что проблемы государственных закупок скрываются в самой концепции законодательства, почти всегда не соответствующей потребностям экономических агентов. На примере формирования институциональной среды рынка государственных закупок делается вывод о низкой эффективности самоконтроля государства без участия общественных структур в новейшей истории России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2011
Октай Юсуфович Мамедов TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 4. С. 133-135. 
Статья посвящена проблеме названия законодательного собрания народных представителей России. Правильно ли называть Думу «государственной»?
ресурс содержит прикрепленный файл