Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 979

Опубликовано на портале: 06-05-2006
Вадим Вениаминович Сапов Социологические исследования. 1991.  № 4. С. 123-129. 
Статья предваряет публикацию текста практически неизвестного в СССР философа русской эмиграции, члена Народно-Трудового Союза С.Левицкого. Приводится его краткая биография. Дается характеристика понятия «русский солидаризм» и приводятся основные положения этой концепции. Отмечается, в частности, что свобода – главная тема всего творчества Левицкого.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Вадим Вениаминович Сапов Социологические исследования. 1991.  № 8. С. 118-120. 
Автор описывает обстоятельства жизни П.А. Сорокина в годы революции и гражданской войны, когда тот пережил «катастрофическое обращение», или духовный кризис. Речь идет об отходе Сорокина от позитивистской веры в бесконечный «прогресс» и к призыву следовать «заветам Достоевского», то есть ступить на «путь религиозно-нравст¬венной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Данная статья предваряет опубликованный в этом же номере труд Сорокина «Таинственная энергия любви».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2006
Альберт Иванович Кравченко Социологические исследования. 1990.  № 12. С. 23-36. 
Категория «социальная превращенная форма», введенная К. Марксом, означает субъектное, но не субъективное отношение к реальностям. Основные признаки превращенной формы сознания – раздвоенность, подмена понятий, противоположность и противоречие, квазисубстанциональность (выдавание видимости за сущность). Применяя эту категорию к анализу производственных отношений в позднем СССР, можно легко заметить, как такого рода мировосприятие парализует хозяйственный механизм, заставляя людей работать ради ложных целей и надуманных заданий. Другая сторона превращенной формы – деградация трудовой этики на уровне групп (круговая порука, «групповщина» и т.п.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2005
Любовь Юрьевна Мещерякова, Е.В. Мельшина Вестник РУДН. 2005.  № 6-7. С. 45-55. 
Ги-Эрнест Дебор – один из самых неоднозначных представителей современной социальной мысли, сформировавшийся в русле постмодернистской исследовательской парадигмы во второй половине XX века. Особенностям его теоретических построений и концептуальным предпосылкам, повлиявшим на его становление как мыслителя, и посвящена данная статья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2005
Людмила Борисовна Логунова Социологические исследования. 1997.  № 5. С. 124-130. 
Статья посвящена 80-й годовщине со дня смерти русского философа, социального мыслителя Владимира Францевича Эрна (1882-1917). Дается его краткое жизнеописание, показано его место среди отечественных мыслителей Серебряного века. Рассматриваются основные направления творчества Эрна: его гносеологические и историософские идеи, проблема познания в ее историческом развитии, русский логизм, ценностно-мировоззренческие позиции, особенности религиозной философии Эрна. Описывается его полемика с другими философами того времени, например, С.Франком.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-06-2005
Карина Акоповна Щадилова, Татьяна Захаровна Козлова Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 81-84. 
Статья посвящена 100-летию со дня рождения отечественного социолога, одного из создателей отечественной социологии науки как самостоятельного направления исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-02-2008
Игорь Анатольевич Голосенко Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  № 4. С. 15-31. 
Рубрика «Классика российской социологии» предлагает читателю фрагменты некоторых работ Д.А. Дриля, в частности, это страницы сочинений «Преступность и преступники. Уголовно-психологические этюды» (СПб., 1895) и «Бродяжество и нищенство и меры борьбы с ними» (СПб., 1899). Аналитическая и антологическая части дополняются избранной библиографией наиболее важных теоретических работ Д.А. Дриля.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
Альберт Иванович Кравченко Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 114–122. 
Автор представляет обзор работ Р. Миллса, в том числе книгу «Социальное воображение». В ней Миллс выносит приговор святая святых американской социологии – эмпирической методологии П. Лазерсфельда и «большой теории» Т. Парсонса. Миллс выявил действительные болезни современной социологии. которые назвал «абстрактным эмпиризмом» и «большой теорией». Отмечено, что социолог должен ответить: 1) какова структура данного общества (из каких компонентов оно состоит, как они взаимосвязаны, какое конкретное влияние оказывают); 2) какое место эти общества занимают в человеческой истории? 3) какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Герберт Маркузе Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 184-188. 
Публикация представляет собой главу из книги «Разум и революция», написанной в 1940 г. Глава посвящена анализу «Феноменологии духа» - книги, в которой Гегель воплотил разочарование либеральными идеями своего времени и предчувствие новой эпохи. В публикуемом фрагменте рассматривается предыстория создания «Феноменологии» и кратко излагаются основные идеи введения, которое, с точки зрения Маркузе, представляет собой «одно из самых выдающихся философских творений всех времен».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-10-2007
Александр Васильевич Грехов Социологические исследования. 2003.  № 7. С. 130-134. 
Регрессионная модель, построенная по результатам контент-анализа материалов об октябрьском перевороте, которые публиковались в ежемесячных литературно-художественных и общественно-политических журналах «Знамя» и «Новый мир», убеждает, что в переломные периоды истории определяющей сферой общественного развития становится идеологическая сфера. Время перелома в общественном сознании вызывает необходимость изменения социальной психологии, переоценки стереотипов и переориентации мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Кирилл Грищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 3-14. 
20 лет, казалось бы, недолгий период существования для академическо­го учреждения. Но это вторая круглая дата, и уже есть основания подвести некоторые итоги своей деятельности, оценить бесспорные достижения, проанализировать проблемные вопросы, осмыслить пути и направления дальнейшего развития социологической науки в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Peter Weise THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993.  № 3. С. 115-130. 
Статья немецкого социолога и экономиста Петера Вайзе посвящена поискам компромисса между двумя моделями человека. По мнению Вайзе, «homo economicus» и «homo sociologicus» – не более чем предельные, крайние случаи более общей модели человека, которую можно было бы назвать «homo socioeconomicus». Обе эти частные, специальные модели человека, которые автор называет «монстрами» общественных наук, применимы только к относительно равновесным состояниям, тогда как при нарушении равновесия необходимо включать оба механизма общественной координации: и рыночный, и нормативный.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2010
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008.  Т. 97. № 5. С. 75-79. 
21–24 октября 2008 г. в Москве состоялся III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия». Его организаторами были Институт социологии и Институт социально-политических исследований РАН, соорганизаторами – Государственный университет – Высшая школа экономики и Российское общество социологов. В рамках съезда прошло более 130-ти заседаний по 20 сессиям, 36 секциям, 28 круглым столам. Публикуем тезисы докладов и сообщений сотрудников Левада-Центра на этом съезде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Anthony Giddens Sociology. 1968.  Vol. 2. P. 257-270. 
В статье 1968 г. "Власть в недавних работах Толкотта Парсонса" Гидденс анализирует теоретические возможности парсоновского структурного функционализма и марксистской теории конфликта для объяснения понятия власти и принуждения в обществе. Начало открытой дискуссии Парсонса и сторонников теории конфликта положила рецензия Парсонса на работу Райта Миллса "Властвующие элиты". Парсонс назвал взгляды Миллса на власть концепцией нулевой суммы (zero-sum concept), когда власть, сосредоточенная в руках отдельной группы или партии, используется исключительно в ее интересах в ущерб интересам всех остальных групп общества. По мнению Парсонса, правильнее рассматривать власть по аналогии с игрой с ненулевой суммой (non-zero-sum game): в этом случае обе стороны, вовлеченные в ситуацию, могут извлечь для себя выгоду. Власть, по Парсонсу, может продуцироваться социальной системой подобно тому, как богатство производится предприятием или экономикой. В интерпретации Гидденса функции власти в государстве у Парсонса аналогичны функциям денег в экономической подсистеме. Власть, как и деньги, выступает циркулирующим посредником (circulating medium) в политической подсистеме. Власть представляет собой некий мандат, который дает возможность его носителям оказывать влияние на подчиненные группы в более или менее широких рамках. При этом использование власти представляет собой средство достижения целей, в которых заинтересованы обе стороны властных отношений: господствующая и подчиненная. Так же как деньги имеют ценность, поскольку являются результатом коллективного соглашения о правилах их использования, власть становится средством для достижения коллективных целей через соглашение членов общества о легитимации лидерских позиций. Легитимация обеспечивает лидеров возможностью принимать политические решения для достижения целей всей социальной системы. Продолжая исследовать взгляды Парсонса на феномен власти, Гидденс отмечает, что власть - это прямая производная авторитета (authority), который представляет собой институционализованную легитимацию, лежащую в основе власти. Авторитет определяется как институционализация прав лидеров, ожидающих поддержки членов коллектива. Парсонс отделяет власть от силы. Согласно Парсонсу, в стабильных политических системах сила обычно используется в качестве последнего аргумента только в тех ситуациях, где другие санкции оказались неэффективными. Таким образом, обладание силой само по себе не может являться достаточным критерием власти. Как полагает Гидденс, для Парсонса легитимация является важным компонентом определения власти. Другой важный, по мнению Гидденса аспект проблематики - это подчиненное поведение (compliant behaviour). Как полагает Гидденс, обычно социологи при изучении конформного, подчиненного поведения занимают одностороннюю позицию, которой Парсонсу вполне удалось избежать. В завершении статьи Гидденс проводит сравнение взглядов Парсонса на власть со взглядами неомарксистов и Р. Дарендорфа. В статье приводятся работы Парсонса "Распределение власти в американском обществе", "Концепция политической власти", "Некоторые размышления о месте силы в социальном процессе", и книга Дарендорфа "Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2007
Алексей Валерьевич Малинов Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 4. С. 62-92. 
В статье представлена биография русского историка Павла Виноградова (1854-1925), рассмотрена его социально-историческая концепция и концепция социологии права. Виноградов основывается на позитивистской философии и использует понятие "эволюции" для объяснения социальных процессов, прежде всего истории и права.
ресурс содержит прикрепленный файл