Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
Опубликовано на портале: 12-10-2007
Александр Васильевич Грехов
Социологические исследования.
2003.
№ 7.
С. 130-134.
Регрессионная модель, построенная по результатам контент-анализа материалов об октябрьском перевороте, которые публиковались в ежемесячных литературно-художественных и общественно-политических журналах «Знамя» и «Новый мир», убеждает, что в переломные периоды истории определяющей сферой общественного развития становится идеологическая сфера. Время перелома в общественном сознании вызывает необходимость изменения социальной психологии, переоценки стереотипов и переориентации мышления.


Опубликовано на портале: 08-01-2005
Питирим Александрович Сорокин
Социологические исследования.
2003.
№ 11.
С. 109-122.
Предлагаем читателям статью известного социолога, нашего соотечественника
П. А. Сорокина. Печатаем ее по двум причинам. Во-первых, велико желание восполнить наше знание о его научных достижениях и довести до сведения социологов одну
из оригинальных статей, неизвестных российской общественности. Во-вторых (что
может более полезно), в методологических и методических целях: как, при помощи
каких показателей исследуются представители одной из общественных страт - богатые
люди. Это особенно важно, поскольку у многих социологов, берущихся за изучение
этой темы, беден инструментарий, и выводы, которые они получают, имеют слабую
информационную ценность. Надеемся, что опыт П. А. Сорокина поможет росту методологической культуры.


Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко
Социологические исследования.
2003.
№ 8.
С. 113-120.
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается
внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение
им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана,
Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье
пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма,
постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма
с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность,
согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями
агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления
практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его
теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле»,
«капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле»
понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных
сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт,
позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты
определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием
объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье
рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления
и культурного производства.


Опубликовано на портале: 12-10-2007
Р. Брисеньо-Леон
Социологические исследования.
2003.
№ 7.
С. 119–124.
Профессор Центрального университета Венесуэлы анализирует сущность латиноамериканского вызова традиционным социологическим интерпретациям и подходам общественного прогресса. По его мнению, классические исследовательские схемы не «сработали» в условиях крайней разделенности обществ этого региона. Адекватное изучение реальности на континенте возможно при условии, что социология будет одновременно эмпирической (основательно заниматься дескриптивными исследованиями процессов), эклектичной (иметь мультипарадигмальное видение ситуации) и вовлеченной (активно реагировать на актуальные запросы социума).


Опубликовано на портале: 23-09-2004
Никита Евгеньевич Покровский
Социологические исследования.
2003.
№ 2.
С. 3-7.
Изложены впечатления участника XV Всемирного социологического конгресса в Брисбене
(Австралия), где, по мнению автора, было отмечено некоторое снижение популярности
теории глобализации. Ряд пленарных заседаний был посвящен теме «травмы социальной
трансформации» переходных обществ (Восточная Европа, СНГ, «третий мир»),
которую подняли П. Штомпка, Дж. Александер, Н. Смелзер. Рассматривалась проблема
выживания социологии в условиях коммерциализации и борьбы за финансирование (университетское
финансирование социологических исследований в мире снижается). Отмечен рост активности
социологов стран Латинской Америки, Азии и Южной Африки. Российская делегация организовала
на Конгрессе «форум» русскоговорящих социологов, заседания которого проходили
с участием их коллег из Казахстана, Киргизии, Финляндии, США.


До и после социального агностицизма [статья]
Опубликовано на портале: 15-03-2005
Оксана Николаевна Козлова
Социологические исследования.
2003.
№ 6.
С. 138-144.
Выход в свет книги «Теоретическая социология. Антология» в двух частях под общей редакцией С.П. Баньковской дает возможность подробнее рассмотреть ходы рефлексии в социологической теории. В антологии своеобразно представлено разнообразие национально обусловленных способов социологического понимания социальной жизни. Тонкая, кропотливая работа с научными переводами дает возможность видеть, рассматривать также разность социологий – французской, немецкой, итальянской, американской. Книга Ю.Л.Качанова «Начало социологии» значительна и позволяет расширить зону отражения до научного социологического поля в целом.


Опубликовано на портале: 08-01-2005
Ilkka H. Mäkinen
Социологические исследования.
2003.
№ 11.
С. 123-131.
В начале XX в. в России интенсивно изучали - и использовали в политических целях - статистику самоубийств. Суицид стал популярной темой социальной науки всех оттенков. За несколько лет были опубликованы сотни статей. На этом фоне в 1912 г. появилось русское издание "Самоубийства" Э. Дюркгейма - первый полный перевод книги Дюркгейма. Книгу
тепло встретили специалисты, что могло стать одной из причин написания молодым ученым
Питиримом Сорокиным очерка на эту тему в 1913 г. для рижского издательства "Наука и
жизнь". Это - строго говоря, не научный труд в смысле специального исследования. Он не
вполне самостоятелен; над ним довлеет тень Дюркгейма, многое прямо заимствовано у него.
Значение очерка в демонстрации качеств мысли молодого (24 года), но уже опытного автора
в этой фазе его развития. Кроме того, брошюра - документ времени, когда старая Россия - огромная, бедная и хаотичная, но удивительно живая и продуктивная в сфере культуры - была на последнем издыхании.


Опубликовано на портале: 07-01-2005
Виктор Андреевич Артемов
Социологические исследования.
2003.
№ 5.
С. 141-149.
Общепризнанно, что первые в мире достаточно крупные обследования бюджетов времени проведены в 1922-1924 гг. в Советской России среди рабочих и крестьян под руководством С. Г. Струмилина. Им же сделана первая попытка фиксирования и анализа изменений в использовании времени. В данной статье рассматриваются преимущественно российские работы, предшествовавшие этим обследованиям, и события, составившие предысторию массовых
исследований бюджетов времени.


Опубликовано на портале: 22-02-2005
Николай Иванович Лапин
Социологические исследования.
2003.
№ 4.
С. 25-33.
В статье указано, что общеизвестно имя создателя термина «sociologie». Но мало кто знает, почему, когда и как он это сделал. Автор статьи дает ответы на эти вопросы. В апреле 1826 года Конт стал читать «Курс позитивной философии» в Политехнической школе Парижа. В 1828 году на основе опыта чтения лекций им разработан детализированный план «Курса». В лекции 47, помещенной в 4 томе 6-томного «Курса», подготовленной, по-видимому, в марте 1839 года, Конт сконструировал, впервые употребил слово «sociologie» в замен «социальной физики» и сопроводил его пояснением. Четвертый том «Курса позитивной философии» Огюста Конта стал действительно социологическим. Это первый научный труд, в котором понятие «социология» сконструировано, обоснованно и последовательно применено к построению теории и методологии социологической науки.


Опубликовано на портале: 28-02-2005
Анатолий Шалвович Жвитиашвили
Социологические исследования.
2003.
№ 6.
С. 3-13.
В литературе о глобализации выделяются три позиции: глобализация началась на «заре
истории»; глобализация – современница «модернизации и капитализма;
глобализация – явление новейшей истории, связанное с «постиндустриализмом».
По мнению автора вторая позиция позволяет говорить о формировании парадигм процесса,
который обозначен термином глобализация. В статье анализируются концептуальные истоки
этого процесса. Идею глобализации можно считать завершением логики активистской парадигмы
человекобожества. Исследователи выделяют две формы активизма – «революционизм»
и «технократическую волю к переустройству не только Земли, но и Космоса».
Эти концепции можно сгруппировать в три модели – социальную, сциентистско-технократическую
и спиритуалистическую (мистическую). Особый вклад в разработку проблемы глобализации
с точки зрения социальной модели внесли О.Конт, Маркс и теоретики «массового
общества». Наиболее яркими представителями сциентистско-технократической модели
являются В.И.Вернадский, М.Маклюэн, А.Кларк. Поиск эквивалентов глобального сознания
в спиритуалистической модели представляют канадский психолог Р.Бек и французский
теолог и антрополог П.Тейяр де Шарден. В идее глобализации выделяется два уровня:
собственно социальный, в котором человек видит себя ключевым фактором эволюции, властителем
и распорядителем мировых ресурсов, и постсоциальный, где происходит слияние человека
с тем, что он считал себе подвластным. Идея человекобожества распадается. Теряет
смысл и понятие глобализации. Распространять ее не на что; модели постсоциального
развития помогают уяснить пределы глобализации.


Опубликовано на портале: 13-10-2004
Римма Павловна Шпакова
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 109-114.
Анализируется содержание «русских» статей Макса Вебера: «К
положению буржуазной демократии в России» (февраль 1906 г.), «Переход
России к псевдоконституционализму» (август 1906 г.), и его более поздние
работы, не переведенные на русский язык, которые относятся к периоду первой мировой
войны и Февральской революции. Это «Переход России к псевдодемократии»
(апрель 1917 г.) и «Русская революция и заключение мира» (май 1917
г.). Отмечая хорошее знакомство немецкого социолога с содержанием русских периодических
изданий, публиковавших статьи Ленина и Плеханова, Р.П. Шпакова видит цель осуществленного
Вебером анализа не только в понимании политической ситуации в России, но и в прогнозировании
дальнейших событий. Образ «увеличительного стекла» вполне уместен для характеристики
цели исследования Вебером русских материалов. Вебер пишет, что он ее видит в том,
чтобы «обнаружить, понять и по возможности ослабить или предотвратить кризисы
и социальные взрывы в Германии». В этих статьях анализируется опыт первой
русской революции, деятельность Государственной Думы, конституционный проект П. Струве,
реформы Столыпина и, наконец, события первой мировой войны и Февральской революции.
Действительно, в Германии в то время удалось избежать социальной катастрофы, к которой
там могло привести дальнейшее развитие политических процессов после Ноябрьской революции
1918 г. Другой вопрос, который интересовал Вебера – это возможно ли в России
развитие событий в направлении демократических завоеваний и построения гражданского
общества. Вебер считал маловероятным движение России по этому пути, поскольку
она не имела в историческом прошлом тех демократических традиций, которые были у
Германии (Реформация). В России присутствовали значительные факторы, препятствовавшие
либерально-демократическим преобразованиям.


Опубликовано на портале: 06-01-2005
Сергей Петрович Капица
Социологические исследования.
2003.
№ 1.
С. 7-15.
Цель работы состоит в количественном и междисциплинарном исследовании роста
населения Земли как эволюционирующей динамической системы. Развитая феноменологическая теория,опираясь на данные демографии и методы физики, в сочетании
с представлениями антропологии и социологии, экономики и истории, открывает возможность для опыта построения общей теории развития человечества и ставит ряд
методологических вопросов о природе человека и роли его разума и сознания в развитии общества.


Опубликовано на портале: 23-02-2005
Николай Валентинович Романовский, Наталья Сергеевна Тонкова
Социологические исследования.
2003.
№ 4.
С. 127-134.
Реферативный обзор следующих публикаций журнала "International Sociology":
1. Al-Azmeh A. Civilization, Culture and the New Barbarians // Intern. Sociol. 2001, № 1, p. 75-93.
2. Varga I. To Live with Ambivalence, or Aren't we all Barbarians? A Response to Aziz Al-Azmeh //
Intern. Sociol. 2001, № 1, p. 94-93.
3. Joas H. The Modernity of War. Modernization Theory and the Problem of Violence // Intern. Sociol.
1999, №4, p. 457-472.
4. Tiryakian E. War: The Covered Side of Modernity // Intern. Sociol. 1999, № 4, p. 473-489.
5. Roxborough I. The Persistence of War as a Sociological Problem // Intern. Sociol. 1999, № 4,
p. 491-500.
6. Joas H. For Fear of New Horrors. A Reply to Edward Tiryakian and Ian Roxborough // Intern. Sociol.
1999, № 4, p. 501-503.
134


Нужна ли социологии живая личность [статья]
Опубликовано на портале: 23-10-2007
Леонид Авксентьевич Гуцаленко
Социологические исследования.
2003.
№ 10.
С. 3-13.
Любая составляющая социума, кроме человека, не может рассматриваться как субстанция этой реальности, пронизанная живым сознанием и действием. В этой связи, считает автор, социологической науке следует включить в себя парадигму антропологического монизма, снимающую противоречие между субъективизмом антропоцентризма и объективизмом социоцентризма, которое неизбежно возникает в процессе взаимодействия индивидуальной и коллективной формой самоосуществления. Данный подход лежит в русле поисков путей ликвидации разрыва между понятиями «человек» и «личность».


Опубликовано на портале: 13-10-2004
Леонид Иванович Абалкин
Социологические исследования.
2003.
№ 5.
С. 3-7.
В статье акад. Абалкина содержатся краткие биографические сведения, дающие представление
о том, в каких сложных условиях работал выдающийся русский ученый Н.Я. Данилевский.
В его научном творчестве наиболее значимая работа – это «Россия и Европа.
Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»
(Текст книги), где была дана оригинальная
концепция исторического процесса. Данилевский показал неправомерность представлений
об однонаправленном эволюционном прогрессе. Этой исторической модели он противопоставил
цивилизационный подход. В книге выделено десять культурно-исторических
типов цивилизаций. Тем самым Данилевский предвосхитил последующие исследования
в этой области Г. Шмоллера, А. Тойнби и Л. Гумилева и вошел в историю как основоположник
цивилизационного подхода. Акад. Абалкин считает, что анализ Данилевским типов цивилизаций
дает возможность лучше понять наше прошлое и настоящее и уловить тенденции дальнейшего
развития России. Затронуты такие дискуссионные темы, как вопрос о соотношении
формационного подхода (Маркс) и цивилизационной идеи создания Всеславянского союза
(и ее реализации), о пути развития России как евразийской державы и о
том, что при этом она есть «неотъемлемая, органичная часть европейской цивилизации».
Особая тема – отношение различных областей гуманитарного и социального знания.
Отмечено, что Данилевский выступал против претензий некоторых политэкономистов XIX
в. рассматривать господствовавшую в Англии форму хозяйственной жизни (свободный обмен)
в качестве наиболее выгодной для торгово-промышленного развития в равной мере и Америки,
и России.
Другие работы о творчестве
Н. Я. Данилевского:Бажов С.И.
Философия истории Н.Я. Данилевского. Монография.
Султанов К. В. Социальная философия
Н. Я. Данилевского. Конфликт интерпретаций.

