Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 979

Опубликовано на портале: 29-04-2005
Андрей Анатольевич Зотов Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 108-116. 
В статье представлен анализ классиком итальянской социологии Вильфредо Парето феномена социализма, данный в публицистике 90-х годов и в книге «Социалистические системы» (1902-1903 гг.). Рассмотрен его подход к решению проблемы отношения объективного и субъективного: субъективное явление – это искаженный образ объективного явления. На этом основано выделение и раздельное рассмотрение социализма как «объективного явления» (реальные системы) и как «субъективного явления» (идеальные системы). В разделе, посвященном «реальным системам социализма» изучаются исторически конкретные государственные и общественные образования, в которых доминировала общественная (коллективная) формы собственности. Здесь представлены взятые Парето из истории ранние прототипы социалистических систем: от античной Спарты и сельских общин до экспериментов Оуэна и кооперативных обществ конца XIX века. В разделе, посвященном «идеальным системам» социализм анализируется преимущественно как социалистические доктрины, теории, идеалы, воззрения и убеждения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
А.Н. Лащенов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 4.
В статье анализируются взгляды представителей разных научных направлений в области формирования концепции информационного общества. Логика предлагаемой автором классификации теорий информационного общества основана на результатах анализа теоретических подходов, лежащих в основе этих теорий. Теории информационного общества могут быть разделены на две группы: 1) основанные на технологическом (кибернетическом) подходе, где информация приравнивается к научному знанию, и 2) теории, основанные на гуманитарном подходе (философском, символическом, социологическом, глобализационном), при котором информация понимается как социальная коммуникация.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-11-2005
Erich Fromm Социологические исследования. 1992.  № 7. С. 126-134. 
Фрагменты из одноименной книги, в которой исследуется феномен агрессии человека. Отвергая концепции этологов и бихейвористов и фрейдистов, придерживающихся тезиса о тождестве агрессивного поведения людей и животных, автор концентрирует внимание на его специфике у Homo sapiens. В отличие от доброкачественной, биологически адаптивной агрессивности в природной среде (защитная реакция на внешнюю угрозу), человеку присуща злокачественная деструктивность – гиперагрессия, заложенная не в физиогенезе, а характере (сугубо человеческих стремлениях). Ее отличительная черта – совершение агрессивных действий ради получения удовлетворения от беспричинного и бессмысленного уничтожения живых существ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2006
Erich Fromm Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 104-113. 
В публикуемых главах 2 и 4 анализируются объяснения деструктивного поведения человека «теорией влечения», и психоанализом. Первая концепция связывает девиантные поведенческие формы с биологическим прошлым рода Homo sapiens, то есть с эволюцией. Психоаналитическое (фрейдистское) понимание агрессивности строится на противостоянии двух фундаментальных инстинктов – самосохранения и сексуальности. Как считает Фромм, обе концепции оказались бессильными объяснить природу феномена деструктивности, поскольку лежащие в ее основе импульсы к саморазрушению не вписываются в упомянутые теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-11-2005
Erich Fromm Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 88-95. 
Отрывок посвящен критическому разбору необихейвористской концепции Скиннера, по мнению которого, люди формируются только под влиянием общества, а в человеческой природе нет ничего, чтобы могло помешать становлению справедливого социального строя. Причины невероятной популярности этой идеи Фромм объясняет тем, что в ней удалось соединить элементы традиционного либерально-оптимистического мышления с некоторыми реалиями компьютерной революции. Однако проблема состоит в том, что в век кибернетики личность все чаще становится объектом манипулирования и теряет свою активную, ответственную роль, становясь «конформной». Но такое поведение не избавляет человека от импульсов, мотивирующих деструктивную агрессию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
Erich Fromm Социологические исследования. 1993.  № 9. С. 139-153. 
Продолжение. Начало см. в № 7, 1992. В данном фрагменте подвергнуты критике методы бихевиористских исследований за то, что, что испытуемые индивиды наблюдаются в контролируемых, искусственно созданных условиях, а не в «реальном» жизненном процессе. Собственно говоря, Фромм признает только два метода изучения человеческого поведения вне лаборатории. Первый – прямое и детальное изучение одного человека другим. Второй – интервью или серия опросов, к которым следует причислить изучение сновидений, а также ряд прожективных тестов. В качестве непосредственного объекта критики выступают эксперименты Мильграма и Цимбарго, а также теория фрустрации Долларда, претендующая на открытие причины любой агрессии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2013
Ирина Владимировна Мерсиянова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006.  № 3(79). С. 116-123. 
Большинство социологических концепций объясняет распространение форм девиантного поведения недостаточной интегрированностью общества, что выражается прежде всего в общественной аномии. Дюркгейм характеризовал последнюю как состояние отсутствия ценностей на стыке между изжитой старой и несформировавшейся новой структурой норм и ценностей, в рамках которой индивиды буквально не знают, что хорошо и что плохо, что допускается и что нет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-01-2009
Розалия Моисеевна Рупова Социологические исследования. 2008.  № 4. С. 138-143. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 153-159. 
В философии Н.Бердяева авторы выделяют четыре направления: 1) обоснование абсолютной свободы человека как условия его существования и творчества; 2) разработка метафизики Насонове истолкования религиозно-мистических интуиций относительно положения человека в мире и его отношений с Богом; 3) обоснование антиномии личности и общества; 4) построение историософской эсхатологии. Поскольку в фокусе каждого из этих направлений – проблема человека, авторы считают возможным говорить об антропоцентризме Бердяева. Вычленение основных характеристик этого антропоцентризма – главная тема данной статьи. Авторы даже обнаруживают в нем вполне современные синергетические идеи, “хотя естественно в ином лингвистически-символическом оформлении”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-03-2011
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2010.  № 12. С. 3-17. 
Анализируется состояние, основные черты и тенденции общественного сознания в современной России. На основании данных социологических исследований доказывается, что выявилась новая характеристика общественного сознания - его антиномичность, когда в нем стали устойчиво формироваться два ведущих аспекта, две позиции, имеющие одинаковое право на существование, убедительную аргументацию для своего существования и соответственно на реализацию.Анализируется состояние, основные черты и тенденции общественного сознания в современной России. На основании данных социологических исследований доказывается, что выявилась новая характеристика общественного сознания - его антиномичность, когда в нем стали устойчиво формироваться два ведущих аспекта, две позиции, имеющие одинаковое право на существование, убедительную аргументацию для своего существования и соответственно на реализацию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-03-2004
Elliot Aronson
Рассматривается теория когнитивного диссонанса. По мнению автора, когнитивный диссонанс - это состояние негативного драйва, возникающее всякий раз, когда у индивида имеются одновременно два когнитивных элемента (идеи, убеждения, мнения), которые не согласуются психологически. Автор противостоит той критике теории, которая объявляет диссонанс просто новым названием конфликта. В действительности конфликт существует до момента принятия решения (когда человек оценивает альтернативы), диссонанс же возникает после принятия решения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-05-2006
Лариса Агдасовна Бурганова, Л.В. Иванова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 137-144. 
Статья представляет собой отчет об обсуждении, проведенном Татарстанским региональным отделением РОС. Темой дискуссии стал вопрос о парадоксальности сознания и поведения людей, выдвинутый в монографии Ж.Т. Тощенко «Парадоксальный человек». Авторы статьи выделили следующие темы дискуссии: 1) правомерность постановки проблемы, 2) совместимость злободневности и научности, 3) новизна в проблеме парадоксальности человека, 4) адекватность социологических методов для решения поставленных вопросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Albert Bandura, Richard Walters
Дается критический анализ социальных теорий научения. Основным их недостатком авторы считают пренебрежение значением социальных факторов. Например, недооценивается роль имитации, которая очень важна при обучении посредством наблюдения. Описываются различные схемы подкрепления (рационально-фиксированная, интервально-фиксированная, рационально-переменная и интервально-переменная) при научении и их роль в условиях эксперимента и реальной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-03-2004
Креина Григорьевна Барбакова, Валерий Андреевич Мансуров
Рассматривается альтернативная социологическая теория, ее основные предпосылки (такие, как разрыв теории и эмпирии, политический контекст). Дается краткий очерк истории социологии повседневности, ставится проблема размывания ее понятий. Определяются основные термины и ключевые слова. Освещаются преимущества альтернативной социологии над традиционной (отсутствие ангажированности), методологические проблемы социологии повседневности и границы ее применения. Прослеживается связь категории повседневности как основного понятия альтернативной социологии с наследием М. Вебера и Г. Зиммеля.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-01-2009
Георгий Петрович Давидюк Социологические исследования. 2008.  № 6. С. 93-99. 

ресурс содержит прикрепленный файл