Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 28

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 129-137. 
В статье представлен сравнительный анализ первых научных работ двух знаменитых мыслителей-современников – выдающегося немецкого социолога Макса Вебера и будущего вождя революции в России Владимира Ленина. Оба в одно и то же время обращаются к изучению социальных проблем сельских районов своих государств: Вебер исследует положение восточных провинций Германии, Ленин - южные аграрные районы России. Вебер и Ленин опирались на научные разработки, обширный статистико-экономический материал, земельные карты, привлекали данные местных административных органов, проводили собственные расчеты. Вебер изложил результаты своих исследований (для которых он даже сам организовал и провел анкетные опросы) в труде «Положение сельскохозяйственных рабочих в восточноэльбской Германии» и в дополняющей этот труд серии докладов; Ленин – в работах «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (где аналитически использовал исследование В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство») и «По поводу так называемого вопроса о рынках». Оба завершили и опубликовали свои работы в 1892-1893 гг. К результатам они пришли во многом очень похожим. В связи с вызванным рядом причин обеднением земледельческого и общинного крестьянства оба отмечают процесс пролетаризации сельскохозяйственных рабочих. И Вебер, и Ленин увидели в динамике сельскохозяйственного развития четкую тенденцию «к усилению и углублению капитализма» в аграрной области, противостоять которой невозможно. Ленин рассматривает капитализм как ту линию социально-экономического развития, которая для России стала «основным фоном хозяйственной жизни». Вебер же видит здесь не только движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, «но и связанное с ним стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению, к отделению от патриархальной организации “любой ценой, вплоть до перехода на положение безродного пролетария”»(с.134). Любопытно, что далее у Вебера начинают фигурировать выводы о «безличном господстве класса» и «власти капитала», которые, как отмечает автор статьи, не совсем вытекают из его предшествующих размышлений, и что Ленин здесь проявляет более четкую логику аргументации, выступая как объективный аналитик, а подобная терминология Вебера неоднозначно говорит о марксистском влиянии. Как бы там ни было, вскоре, как известно, взгляды Ленина на капитализм и его дальнейшую судьбу стали значительно радикальнее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 1998.  № 7. С. 33-43. 
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 1997.  № 4. С. 46-54. 
Господствующие в данный момент парадигмы модернизации рассматриваются в статье через их сопоставление как с веберовской традицией, так и с теоретическим наследием самого М. Вебера. Автор отмечает, что поиск незападных аналогов протестантской этики в настоящее время представляет собой не самостоятельное направление модернизации, но скорее составную часть исследования самобытных культур. Самобытные традиции, складывавшиеся на протяжении многовековой истории России, должны послужить основой и для формирования этики и культуры предпринимательства в обновляющейся российской экономике. В частности, примером подобной самобытности автор считает то, что в отличие от протестантской этики труд и предпринимательство воспринимались в русской культуре не как императив индивидуального долга, но как нравственная обязанность перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Олег Игоревич Ананьин Вопросы экономики. 2001.  № 2. С. 48-63. 
Конфликт между научным идеалом единого универсального знания и уникальностью условий его практического применения вызвал коренные изменения в структуре экономической науки. В статье анализируются эти изменения и их последствия, показывается, что на протяжении ХХ века развитие экономического знания достигалось преимущественно наращиванием "слоя" частных теорий, универсальность которых жестко ограничена их предпосылками. Такое знание фрагментарно - непосредственно оно не может служить руководством к действию. Ключевую роль приобретает искусство экономики, которое в современных условиях становится искусством отбора и комбинирования специального знания применительно к национальным условиям и социальным задачам.
Опубликовано на портале: 26-12-2012
Юрий Яковлевич Вин Диалог со временем. 2010.  № 33. С. 274-283. 
В статье анализируются мотивы поземельных сделок византийских крестьян: отчуждений, обменов и завещаний.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-11-2008
Земфира Ивановна Калугина Регион: экономика и социология. 2008.  № 2. С. 68-85. 
В статье представлены логика, специфика и основные теоретические и прикладные результаты исследований Новосибирской экономико-социологической школы за 1988-2008 гг. Выделены три этапа исследований школы этого периода, обусловленные спецификой протекающих общественных процессов в российском обществе, и являющихся своеобразным ответом на вызовы времени: мониторинг экономических реформ; исследование институциональной динамики; конструирование новых теоретико-методологических схем анализа России как целостного социально-экономического объекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-01-2005
Виктор Федорович Шаповалов Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 23-33. 
Выражение, взятое в кавычки, принадлежит, как известно, одному из выдающихся мыслителей XIX — начала XX веков немецкому социологу Максу Веберу (1864—1920). Его фундаментальная работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), давно считающаяся классической на Западе, стала широко доступной нашей общественности относительно недавно. М. Вебер в своем труде утверждает и доказывает: обществу, чтобы стать капиталистическим, нужно иметь особый тип сознания, людей с особым складом мысли и поведения, с особым типом ценностей. Это необходимая предпосылка. Там, где такой предпосылки нет, — капитализма не будет. Конечно, мы здесь по необходимости огрубляем его мысль. Но важно другое. Если эта мысль верна, то, приступив к «строительству» капитализма, мы, конечно, должны проверить наличие всех его предпосылок, в том числе и его «духа». В очень краткой форме попытаемся это сделать.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2004
Рустем Махмутович Нуреев, Юрий Валерьевич Латов Вопросы экономики. 2001.  № 1. С. 96-116. 
Содержится обзор достижений новой российской экономической науки, работающей в традициях неоклассической и неоинституциональной теорий. Описываются наиболее известные учебные пособия, намечаются пути совершенствования системы экономического образования. Анализируются перспективы развития различных направлений неоинституционализма, включая теории: прав собственности, трансакционных издержек, общественного выбора, преступлений и наказаний и т.д. Обращается внимание на слабую координацию исследований в этой сфере. Одним из наиболее эффективных способов разрешения данной проблемы может стать, по мнению авторов, формирование виртуальных творческих коллективов, осуществляющих обмен информацией через компьютерные сети, в первую очередь Интернет.
Опубликовано на портале: 25-08-2003
Karl Polanyi
Перев.: Алексей Владимирович Белянин (ориг.: Русский) THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993.  № 2. С. 10-17. 
Книга экономиста-историка Карла Поланьи «Великая трансформация» является одним из наиболее авторитетных трудов по происхождению рыночной экономики и ее основных институтов. Непосредственная цель работы заключается в том, чтобы выявить социальные последствия функционирования определенной экономической системы, а именно рыночной экономики, полное развитие которой наступило в XIX в. В данной статье, являющейся переводом главы из этой книги, подчеркивается важная роль, которую при становлении саморегулирующейся рыночной экономики сыграло превращение в товары факторов производства. Сведение человеческого существа к простой «рабочей силе», а природы – к «земельной собственности», по мнению Поланьи, превращает Новую историю в высокую захватывающую драму, финал которой наступает в 1920–1930-е годы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Наталия Андреевна Макашева Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 27-36. 
Взгляды С.Булгакова рассматриваются в статье по двум взаимосвязанным позициям: практическая ориентированность политэкономии и ее нравственная обусловленность; моральное оправдание хозяйственной деятельности и богатства как ее результата с точки зрения христианства. Автор раскрывает позицию Булгакова, для которого политическая экономия представляет собой прежде всего прикладную этику, точнее – этику хозяйственной жизни, рассматривает его размышления, касающиеся нравственного оправдания богатства, критики экономизма и индивидуализма. Формулируется булгаковское положение о христианской политэкономии как политэкономии активного действия. Автор подчеркивает актуальность рассуждений мыслителя для современной ситуации в российской экономике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-07-2005
Вадим Валерьевич Радаев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 5-18. 
Автор отмечает, что потребительское поведение долгое время находилось на периферии внимания социологов, став предметом исследований на исходе XX века. Социология потребления в целом развивается обособленно от экономических наук и экономической социологии (где многие вопросы формирования потребительских рынков и предпочтений разных социальных групп недостаточно изучены и оставлены маркетологам). В классической политэкономии проблематика потребления находилась «на четвертых ролях». «Считалось, что наиболее существенные (базисные) отношения сосредоточены в процессе производства, а потребление, хотя и является конечной целью, выступает чем-то производным» (с. 6). Автор дает рабочее определение понятия социально-экономического потребления, выделяя два ключевых момента: использование полезных свойств того или иного блага и расходование (уничтожение) этих его свойств. Рассмотрены направления экономической теории, в которых наиболее представлена связанная с потреблением тематика. Маржиналисты (конец XIX в.) ставили на первый план «суверенного потребителя» (неоклассическая экономическая модель, описывающая поведение фирмы, максимизирующей прибыль). В 1970 г. Г. Беккер в новой теории потребления предпринял попытку рассмотреть «вкусы» в качестве «независимой переменной экономического анализа». В настоящее время все чаще изучаются мотивы потребительских действий с учетом того, что при рассмотрении только рациональных сторон поведения из поля внимания выпадают импульсивные покупки, а также потребление под влиянием вредных пристрастий. Автор представил подходы таких экономистов, как Дж. Дьюзенберри, Х. Лейбенстайн к изучению влияния социальной дифференциации на потребление, уделил внимание анализу практик демонстративного поведения в «Теории праздного класса» Т. Веблена. Устойчивость потребительских предпочтений исследуется П. Бурдье, который показывает, как стремление высших классов дистанцироваться от низших слоев проявляется в структуре и стиле потребления. Так товары становятся средством социальной дифференциации. По мнению Ж. Бодрийяра, только меньшинство людей способно реконструировать логику знаковых обозначений (товарных символов); большинство находится во власти товарного фетишизма и оказываеся объектом манипуляции. В заключении автор отмечает, что социологии необходимо преодолеть «известную культурологическую зацикленность» и перейти к более активному изучению экономических аспектов темы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Karl Polanyi
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 2. С. 62-73. 
В предлагаемом фрагменте анализируются два значения "экономического" - содержательное и формальное. По мнению автора, подобное их разведение позволит на эмпирическом уровне описать различные хозяйства в соответствии со способом институциональной оформленности экономического процесса. Способ институциональной оформленности увязывается с отношениями реципрокности, перераспределения и обмена, соответствующими данному типу хозяйства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-01-2008
Александр Александрович Куракин Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 4. С. 102-130. 

ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию