Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 98

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Антон Николаевич Олейник ПОЛИС: Политические исследования. 2001.  № 2. С. 40-52. 
Работа посвящена проблемам взаимосвязи российской экономики с культурами, бытующими в современном обществе. Едва ли можно усомниться в том, что любой современный россиянин знаком с тюремной и криминальной субкультурами. Элементы тюремного арго прочно утвердились в разговорной речи (причем их используют не только «простые» люди, но и представители власти), популярностью пользуются исполнители «блатных» песен. Автор статьи пытается выявить объективные причины такого положения вещей. Распространенная ссылка на специфику местной культуры, полагает он, ничего не объясняет, поскольку сама культура является результирующей организации социальных институтов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что существует определенная схожесть институциональных структур тюремного сообщества и российского общества в целом. «Жизнь по понятиям» (противопоставленная «жизни по закону») является, по мнению автора, нормой на всех уровнях организации российского общества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-12-2003
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 51-60. 
В статье подводятся итоги дискуссии, проходившей на страницах журнала в течение 2001 года, по проблемам, поднятым группой ученых во главе с В.Найшулем (ОНС. 2000. № 6). Рассматриваются как высказанные в ходе обсуждения точки зрения, так и более широкий круг проблем, связанный с затронутой проблематикой. Выделяется тема соотношения российской культуры и идей рыночного либерализма, степени их органичности для процессов модернизации в России. Отмечается, что микроархетипы, которые хочет активизировать Найшуль средствами языка, и так присутствуют в нашей жизни, но проявляются в формах, обусловленных всей совокупностью наличных условий. Поэтому надо не искать в истории некие “чистые образцы”, а постараться понять, под воздействием каких факторов формы эти часто обретают уродливый характер. Важная тема дискуссии ­ соотношение личности, общества и государства. Рассматриваются позиции, высказанные в ходе дискуссии, также затрагивается тема общего и особенного в этой сфере у стран Запада и России. Отмечается, что Россия сегодня во многом похожа на молодую Европу вековой давности, и ее проблемы во многом схожи с теми, которые раньше решали европейские страны. Кроме того, подводятся итоги по таким проблемам дискуссии, как принцип историчности в социоэкономическом исследовании, проблема идейной консолидации общества, особенности отечественного индивидуализма, проблема понимания, возникающая при переводе смысла с языка одной культуры на язык другой и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 44-48. 
Критикуя концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), А Кива прежде всего не соглашается с утверждением, что западнохристианские общества более нацелены на индивидуальный успех и конкуренцию, чем восточнохристианские. Кроме того, критику вызывает сама постановка вопроса о превалировании значения микроархетипов в деле активизации рыночных реформ. С точки зрения автора, ведущую роль в этом процессе должно сыграть государство, его четкая политика. Этот тезис подкрепляется примерами становления рынка и демократии в Японии, Южной Корее, на Тайване, ходом реформирования китайской экономики. В противовес попыткам реанимировать архаичный язык для стимулирования реформ приводятся примеры реальных изменений в русском языке последнего десятилетия, отражающие жесткие и часто неприглядные факты деловой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-08-2003
David Stark Экономическая социология. 2000.  Т. 1. № 2. С. 7-34. 
This paper questions the disciplinary division of labor whereby economists study value and sociologists study values; and it rejects the pact whereby economists study the economy and sociologists study the social relations in which economies are embedded. One of the core tasks of economic sociology is to develop a sociology of worth. I explore these themes by discussing the emergence of a new organizational form: heterarchy. Heterarchies are characterized by lateral accountability and the organization of diversity. In them we find an active rivalry of heterogeneous principles of evaluation as actors manuver in multiple networks by attempting to hold resources that are legitimated in more than one regime of worth. Examples of such organizational innovations are drawn from a longitudinal study of the intersecting ownership portfolios of firms in postsocialist Hungary and from my recent research on strategic alliances among new media firms in Manhattan’s Silicon Valley.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-05-2004
Randall Collins American Sociological Review. 1997.  Vol. 62. No. 6. P. 843-865. 
Modern capitalism is a self-transforming dynamic that proliferates market niches, new products, and techniques. The industrial revolution could take place only in the context of preexisting agricultural capitalism; that, in turn, required a breakout from the obstacles constituted by agrarian-coercive societies. Organizational conditions necessary for self-sustaining capitalist growth included markets not only for commodities but for all factors of production (land, labor, and capital), combined under control of entrepreneurs motivated by an economic ethic of future-oriented calculation and investment. Weber was mistaken in holding that the capitalist breakthrough occurred only in Christian Europe. I propose a neo-Weberian model in which the initial breakout from agrarian-coercive obstacles took place within the enclave of religious organizations, with monasteries acting as the first entrepreneurs. The model is illustrated by the case of Buddhism in late medieval Japan. The leading sector of monastic capitalism spread into the surrounding economy through religious movements of mass proselytization which narrowed the gap between clergy and laity. Confiscation of Buddhist property at the transition to the Tokugawa period transferred the capitalist dynamic to the secular economy of an agricultural mass market, opening the way for a distinctive Japanese path through the industrial revolution.
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Neil Fligstein Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 4-25. 
"New Institutional" Theories have proliferated across the social sciences. While they have substantial disagreements, they agree that institutions are created to produce local social orders, are social constructions, fundamentally about how powerful groups create rules of interaction and maintain unequal resource distributions, and yet, once in existence, both constrain and enable actors in subsequent institution building. I present a critique of these theories that focuses on their inadequate attention to the role of social power and actors in the creation of institutions. An alternative view of the dynamics of institutions is sketched out based on a more sociological conception of rules, resources, and social skill.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Юрьевич Зудин Мир России. 2002.  Т. 11. № 3. С. 122-158. 
Вниманию читателя предлагаются первые три главы из готовящейся к публикации монографии А.Ю. Зудина «Россия: культурные сдвиги, 1953-2001 гг.)». По мнению автора, тезис о культурной неподготовленности России к переменам нуждается в уточнении. Сквозной анализ культурных сдвигов за 30-летний период, предшествовавший началу реформ, обнаруживает постоянное увеличение модернизационного потенциала позднесоветского общества. Масштаб и глубина сдвигов в направлении модернизации были таковы, что к концу позднесоветского периода их присутствие в различной степени ощущалось почти на всем пространстве официальной культуры. Автор приходит к выводу, что итоги позднесоветской культурной трансформации стали важным фактором российского «транзита».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-08-2004
Владимир Самуилович Магун Soviet Sociology. 1985.  No. 4. P. 26-38. 
Статья является переводом статьи Магун В.С. Два типа соотношения продуктивности труда и удовлетворенность работой // Социологические исследования. 1983. № 4. С.64-71. В статье отмечается, что трудовая деятельность обычно рассматривается с точки зрения социально-экономической полезности, фиксируемой в показателях продуктивности и с точки зрения индивидуальной значимости, измеряемой показателями удовлетворенности работой. Чем лучше человек работает, тем в большей степени удовлетворены его потребности. Данные исследования показали, что с ростом продуктивности у рабочего главным образом снижается удовлетворенность нормированием труда, его санитарно-гигиеническими условиями, состоянием оборудования, ритмичностью труда, т.е. теми обстоятельствами, ответственность за которые несут другие участники трудового процесса. Более продуктивные и ориентированные на заработок рабочие хотели бы повышать продуктивность ценой меньшего утомления, для чего необходимо улучшить условия труда.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-09-2003
Charles N. Halaby American Sociological Review. 2003.  Vol. 68. No. 2. P. 251-278. 
This paper develops a framework for conceptualizing preferences for different job properties in terms of a tradeoff between risk and return in the pursuit of economic welfare. Following portfolio theory, job properties are viewed as having mean-variance properties with respect to the distribution of rates of growth in economic welfare. Actors may pursue a high-return, high-risk "entrepreneurial" strategy, or a low-return, low-risk "bureaucratic" strategy. An actor's choice is determined by "entrepreneurial ability" and risk preferences, which in turn are rooted in the major dimensions of family and schooling background, cognitive ability, and gender. This theory is tested by anchoring it in the Wisconsin status attainment model and then fitting rank-ordered logit models to data from the 1957 and 1992 Wisconsin Longitudinal Survey. The findings support the theory: Actors who are "advantaged" with respect to family background, schooling, cognitive ability, and gender express a preference for "entrepreneurial" as opposed to "bureaucratic" job properties. Findings also highlight the strong parallels between the process generating adult job values and the process of socioeconomic achievement itself.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 17-09-2003
Steven P. Vallas American Sociological Review. 2003.  Vol. 68. No. 2. P. 223-250. 
Using data from a comparative, multisite ethnography, this paper identifies some of the social and organizational conditions that limited the impact of workplace transformation at four manufacturing plants during the 1990s. Although these plants adopted an array of new work practices, most achieved only limited gains and were generally unable to transcend the traditional boundary between salaried and hourly employees. A key reason lay in the managerial orientation toward production that was brought to bear on the process of workplace change. This orientation, which placed substantial emphasis on scientific and technical rationality, limited the firm's ability to provide an overarching normative or moral framework within which workplace change might unfold, leaving team systems vulnerable to anomic tendencies, to status distinctions among hourly employees, and to other sources of instability. The predominance of a technical, expert-centered orientation toward production also introduced salient contradictions into the new work regimes, pitting a logic of standardization against managerial efforts to cultivate a logic of participation. These findings suggest that successful implementation of workplace change may depend on the ability of corporate executives to demonstrate the very capacity for flexibility that they often demand of their hourly employees.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Всеволод Владимирович Алексеев Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 3. С. 79-101. 
В статье рассматриваются социальные условия, способствующие формированию и проявлению агрессивных управленческих практик в современном российском бизнесе. Анализ основан на исследованиях в сфере малого и среднего предпринимательства, проводившихся отечественными социологами в 1990-е гг., а также на эмпирическом исследовании двух московских фирм весной 2001 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Александр Александрович Куракин Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 81-104. 
В работе рассматривается возможность изучения хозяйственной жизни при помощи понятия "социально-экономический уклад". Основной тезис заключается в том, что социально-экономический уклад - это не самостоятельная теория, а продолжение других социологических теорий. Любая теория представляет собой аналитический блок понятий. Концепция уклада предполагает выделение ряда производных аналитических блоков из базисного теоретического блока. Утверждается, что концепция уклада может быть применена к любым социологическим теориям. В качестве примера на базе работ Флигстина, Бурдье, Поланьи и Чаянова построена схема конструирования социально-экономического уклада.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 185-193. 
Автор предпринимает попытку выделить специфику аналитического исследования М. Вебером «капиталистического хозяйства». Особенность социологического подхода к капитализму (в отличие от чисто экономического, марксистского) состоит в том, что ученый рассматривал его как социокультурный феномен, постижимый лишь на путях анализа смыслов, то есть мотиваций деятельности индивидуумов. Поэтому, согласно Веберу, существует не один единственный капитализм, а целый ряд его форм и типов, каждый из которых обладает своим этосом. Именно за счет этого европейский «буржуазный» капитализм существовал не столько от «притока новых денег», а от внедрения «новых идей».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Иван Владимирович Забаев Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 4. С. 69-102. 
В работе рассматриваются взгляды М. Вебера, предложившего метод исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на становление нового типа хозяйства и новой социокультурной системы. Эти взгляды сопоставляются с тем, как данная тема разрабатывалась в тот же период в России. Для этой цели выбраны классические работы С. Булгакова. При сопоставлении этих позиций в качестве "интеллектуального посредника" выступает К. Маркс, с кем в своих трудах полемизировали оба автора. В центре работы находятся предложенные классиками варианты анализа влияния "вероисповедания" на "модернизацию", которая рассматривается преимущественно в контексте рационализации.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 68-72. 
На основе социологических данных автор рассматривает субъективные и объективные условия предпринимательства, в частности, реакцию предпринимателей на неблагоприятные факторы внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования, выполненного сотрудниками Института социологии РАН, явились данные опроса 315 мелких и средних предпринимателей, проведенного в 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии. В статье дана типология социальных типов российских предпринимателей, разработанная исследователями, которая позволяет дифференцировать предпринимателей на культурных (цивилизованных) и «диких» (нецивилизованных). Она строится на трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических аспектах деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл