Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 17-11-2003
Иосиф Евгеньевич Дискин, Владимир Рубенович Евстигнеев Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 34-40. 
Дискин критикует концепцию группы В. Найшуля, изложенную на “круглом столе” “Экономика­язык­культура” (ОНС. 2000. № 6) на основе методологического арсенала изучения социокультурных оснований институциональной среды. Он подчеркивает, что социологические исследования подтверждают доминирование в социальной жизни индивидуального рационального выбора людей, и тема искусственного “оживления” микроархетипов для уcкорения рыночной трансформации неактуальна, более того ­ весьма сомнительна. Отмечая важность самой постановки проблемы Найшулем, Евстигнеев акцентирует внимание на вопросе перевода с языка одной культуры на язык других смыслов, присущих разным общественным системам, а значит, и необходимости реконструкции соответствующих смыслов. Эта проблема особенно остра в переходной экономике, где рыночные концепты, присущие развитой системе, способны обернуться ложными формами экономического дискурса и экономической практики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Наталья Евгеньевна Тихонова Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 30-40. 
Анализируя предложенный группой В. Найшуля проект по оживлению российских микроархетипов для активизации рыночных реформ (“Экономика­язык­культура”. ОНС. 2000. № 6), автор подчеркивает, что социокультурная специфика России не сводится к специфике сознания и ценностей россиян, ибо здесь мы имеем дело c особым типом общества, с особым механизмом социального регулирования и социального воспроизводства. Этот тезис, равно как и критика положений группы Найшуля, подтверждается массивом социологических исследований, проводимых Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (с 1992 г. Институт комплексных социологических исследований РАН). Эти исследования свидетельствуют, что российская социокультурная модель взаимоотношений человека и общества предполагает приоритет интересов общества, “общего блага”, выразителем которых выступает государство, над интересами личности. При этом личность сохраняет право на отстаивание своих интересов, а государство обязано при выработке решений учитывать все многообразие личных интересов. Демократические свободы здесь важны, но не являются решающими, свобода личности ограничивается правом “быть услышанным” при выработке вектора развития страны. Если такой консенсус личности, общества и власти нарушается, например общество и отдельные личности предполагают, что власть действует не во имя “общего блага”, это освобождает их от выполнения своих обязательств перед властью. Феномен высокого рейтинга Путина объясняется тем, что он, по крайней мере на уровне риторики, выдвигает на передний план интересы страны, а не абстрактные призывы к углублению реформ, развитию демократии и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-05-2004
Юрий Юрьевич Петрунин Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 97-105. 
На экономическое поведение человека влияют этические категории (мораль, религия, деловой этикет и т.д.). Существует три концептуальных подхода к моральным проблемам бизнеса: утилитаризм, деонтическая этика и этика справедливости. Согласно утилитарной концепции морально оправданным является экономическое действие, в итоге приводящее к максимуму пользы для всех лиц, оказавшихся в сфере действия его результатов. Ключевое понятие деонтической этики (этика долга) – права человека, гарантирующие, помимо прочего, свободу деловых и коммерческих начинаний. Концепция справедливости апеллирует к социальной значимости бизнес-инициатив, которые, как минимум, не должны наносить прямой или косвенный ущерб не участвующим в них лицам. Основной вывод – моральные проблемы современной деловой жизни настолько многообразны, что решать их исходя из позиций одного направления непродуктивно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2004
М. Бюшер Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 123-127. 
Заместитель директора Института экономической этики Университета г. Сент-Галлен (Швейцария) рассматривает подходы различных школ к проблемам соотношения этики и экономической науки. Особый акцент делается на анализе этих проблем в рамках истории становления “социального рыночного хозяйства” послевоенной ФРГ. Рассматриваются взгляды С.Булгакова на проблему, а также важность ее для формирования российской экономики. В основу статьи положен доклад автора на московской международной конференции по проблемам экономики и культуры, приуроченной к 50-летию со дня смерти С.Булгакова (1994).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-05-2004
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 96-105. 
В статье обсуждается актуальная проблема соотношения этики предпринимательства и этики общества, напряженный диалог предпринимателя и общества, определяющий его нравственные ориентации. Автор ставит под сомнение идею о превосходстве этики ответственности (индивидуалистической, достижительной, релятивистской) над этикой служения (коллективистской, ценностно-ориентированной) как современного варианта этики над традиционным. Нравственные проблемы в развитых странах, как показано в статье, решаются скорее в контексте симбиоза этих нравственных ориентаций. Обосновывается первенство этики служения обществу и ответственности перед ним по сравнению с социально-безответственным поведением предпринимателя. Демонстрируются позитивные и негативные стороны предпринимательской этики в России XIX века, причем эгоцентризм мелкого предпринимателя противопоставляется идее социального служения, распространенной среди крупных предпринимателей до последней трети XIX века.
ресурс содержит прикрепленный файл