Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 51-63. 
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
А.Ю. Курылев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 137-146. 
В тексте изучается трудовая мораль россиян, в середине 1990-х гг. добровольно вернувшихся на родину после длительного пребывания в странах с развитыми капиталистическими отношениями (США, Германия, Финляндия и др.). Исследование, опирающееся на методику «фоновых практик» (набор принятых в определенной культуре способов организации совместной деятельности), показывает, что основы трудовой этики и организационных навыков, привезенных реиммигрантами, составляют активно процессуальные категории: методичность, трудолюбие, деловая и коммерческая чистота, самоконструирование. Они контрастируют со стереотипными пассивно-гедонистическими ценностями работающего населения России (интересная работа, хороший коллектив, большой отпуск), поэтому прогнозируются конфликтные ситуации между реиммигрантами и их коллегами по работе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-05-2004
У. Хетчер Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 41-48. 
Интервью с известным философом-платонистом, математиком и педагогом Уильямом Хетчером. Даются характеристики разрабатываемой им “новой этики” как “этики аутентичности”, “аутентичной этики”. При этом подчеркивается неправомерность противопоставления экономических и нравственных ценностей, более того – зависимость экономики от состояния морали в обществе. Хэтчер критикует капиталистическую систему как нацеленную на максимизацию потребления (тех же принципов придерживается и социализм). С его точки зрения рост потребления сегодня стимулируется искусственно, в основе экономики будущего должна лежать мораль, прежде всего два принципа – служение и сотрудничество (противопоставляемое конкуренции), ибо функция экономической системы – освобождение личности, создание условий для ее полнейшей реализации. Подчеркивается, что успехи западной экономической модели сочетаются с массой мифов, которые также надо видеть.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-05-2004
Юрий Юрьевич Петрунин Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 97-105. 
На экономическое поведение человека влияют этические категории (мораль, религия, деловой этикет и т.д.). Существует три концептуальных подхода к моральным проблемам бизнеса: утилитаризм, деонтическая этика и этика справедливости. Согласно утилитарной концепции морально оправданным является экономическое действие, в итоге приводящее к максимуму пользы для всех лиц, оказавшихся в сфере действия его результатов. Ключевое понятие деонтической этики (этика долга) – права человека, гарантирующие, помимо прочего, свободу деловых и коммерческих начинаний. Концепция справедливости апеллирует к социальной значимости бизнес-инициатив, которые, как минимум, не должны наносить прямой или косвенный ущерб не участвующим в них лицам. Основной вывод – моральные проблемы современной деловой жизни настолько многообразны, что решать их исходя из позиций одного направления непродуктивно.
ресурс содержит прикрепленный файл