Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 06-12-2003
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 51-60. 
В статье подводятся итоги дискуссии, проходившей на страницах журнала в течение 2001 года, по проблемам, поднятым группой ученых во главе с В.Найшулем (ОНС. 2000. № 6). Рассматриваются как высказанные в ходе обсуждения точки зрения, так и более широкий круг проблем, связанный с затронутой проблематикой. Выделяется тема соотношения российской культуры и идей рыночного либерализма, степени их органичности для процессов модернизации в России. Отмечается, что микроархетипы, которые хочет активизировать Найшуль средствами языка, и так присутствуют в нашей жизни, но проявляются в формах, обусловленных всей совокупностью наличных условий. Поэтому надо не искать в истории некие “чистые образцы”, а постараться понять, под воздействием каких факторов формы эти часто обретают уродливый характер. Важная тема дискуссии ­ соотношение личности, общества и государства. Рассматриваются позиции, высказанные в ходе дискуссии, также затрагивается тема общего и особенного в этой сфере у стран Запада и России. Отмечается, что Россия сегодня во многом похожа на молодую Европу вековой давности, и ее проблемы во многом схожи с теми, которые раньше решали европейские страны. Кроме того, подводятся итоги по таким проблемам дискуссии, как принцип историчности в социоэкономическом исследовании, проблема идейной консолидации общества, особенности отечественного индивидуализма, проблема понимания, возникающая при переводе смысла с языка одной культуры на язык другой и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 44-48. 
Критикуя концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), А Кива прежде всего не соглашается с утверждением, что западнохристианские общества более нацелены на индивидуальный успех и конкуренцию, чем восточнохристианские. Кроме того, критику вызывает сама постановка вопроса о превалировании значения микроархетипов в деле активизации рыночных реформ. С точки зрения автора, ведущую роль в этом процессе должно сыграть государство, его четкая политика. Этот тезис подкрепляется примерами становления рынка и демократии в Японии, Южной Корее, на Тайване, ходом реформирования китайской экономики. В противовес попыткам реанимировать архаичный язык для стимулирования реформ приводятся примеры реальных изменений в русском языке последнего десятилетия, отражающие жесткие и часто неприглядные факты деловой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Ирина Игоревна Шурыгина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 163-172. 
В статье предпринята попытка исследовать связку очевидно актуальных социальных вопросов России бедности бывших средних слоев, возможностей и ограничений в использовании их нематериальных ресурсов для возмещения потери и недостаточности ресурсов материальных. База исследования проведенные в 1997 году 26 интервью с женщинами, имевшими одного ребенка школьного возраста, в чьих семьях среднедушевой месячный доход был ниже прожиточного минимума. Исследуя жизненные стратегии в бедных семьях, автор отмечает редкость креативных стратегий и преобладание привыкания к бедности как к норме. Как деструктивные описаны стратегии, в основе которых отказ от наиболее ценного основания культурного капитала профессии. Ориентация лишь на уровень материальной обеспеченности не определяет успех. Рассматриваются также такие аспекты культурного капитала как система ценностей, преобразующаяся в семейный капитал через формирование в детях жизненных стратегий, направленных на приобретение хорошего образования. При этом в конкуренции нематериальных и материальных ресурсов побеждают последние, что определяет для выходцев из бедных культурных семей шанс учиться в непрестижных вузах нерыночным (невысокодоходным) специальностям, что в свою очередь способствует консервации семейной бедности. Представляют интерес ряд наблюдений автора о значимости взаимосвязей и взаимовлияний социальных и культурных ресурсов, в том числе различных наполнений последних в бедных интеллигентных семьях в перспективе преодоления бедности. В частности, характерен общий едва ли не для всех российских исследований маргинальных слоев вывод о том, что для того чтобы воспользоваться семейными культурными ресурсами и превратить их в капитал связей, нужно еще иметь волю к преодолению бедности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Наталия Валериевна Латова, Юрий Валерьевич Латов Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 31-43. 
Обсуждается хозяйственная культура России. Сравнительный анализ результатов социометрических исследований национальной экономической ментальности Г. Хофстеда, З. В. Сикевич, А. Наумова и проекта GLOBE (Исследовательская программа по изучению глобального лидерства и эффективности организационного поведения), проведенный авторами, свидетельствует о рыночной предрасположенности России. Рассмотрение разработанных Хофстедом показателей индивидуализма (IDV), дистанции по отношению к власти (PDI) и степени избегания неопределенности (UAI) способствует выявлению ряда специфических особенностей хозяйственного поведения русских работников. Установление корреляции между указанными показателями (IDV-PDI, UAI-IDV, UAI-PDI) и конструирование карт их вариативности применительно к различным национальным культурам позволяют сделать вывод о том, что ценностные предпочтения россиян довольно далеки от ментальности европейцев, но близки к ценностным предпочтениям людей из стран Азии и Латинской Америки. Хозяйственная культура россиян благоприятствует освоению ими рыночного хозяйства, но не в классической, западной, а в периферийной, восточной модификации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 49-54. 
Разбирая концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), Акопян выступает против самого принципа использования языковых конструкций для возвращения к национальным микроархетипам, способным активизировать трудовую активность и т. п., как непродуктивного и утопического. Реальный язык ­ среда и индикатор состояния культурного пространства, в нем отражаются реальные причинно-следственные связи, а потому изменить их, насильственно меняя язык, невозможно. Анализируя сложности реформ в России, трудности развивающихся стран, Акопян подчеркивает качественную разницу в обществах с различным уровнем экономического развития. В странах с низким уровнем “бытие определяет сознание”, там же где степень благосостояния позволяет финансировать “права человека” сознание как ценность определяет бытие. Рассматривается ряд реальных экономических проблем, прежде всего в соотношении власти и собственности, требующих своего решения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Иосиф Евгеньевич Дискин, Владимир Рубенович Евстигнеев Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 34-40. 
Дискин критикует концепцию группы В. Найшуля, изложенную на “круглом столе” “Экономика­язык­культура” (ОНС. 2000. № 6) на основе методологического арсенала изучения социокультурных оснований институциональной среды. Он подчеркивает, что социологические исследования подтверждают доминирование в социальной жизни индивидуального рационального выбора людей, и тема искусственного “оживления” микроархетипов для уcкорения рыночной трансформации неактуальна, более того ­ весьма сомнительна. Отмечая важность самой постановки проблемы Найшулем, Евстигнеев акцентирует внимание на вопросе перевода с языка одной культуры на язык других смыслов, присущих разным общественным системам, а значит, и необходимости реконструкции соответствующих смыслов. Эта проблема особенно остра в переходной экономике, где рыночные концепты, присущие развитой системе, способны обернуться ложными формами экономического дискурса и экономической практики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Наталья Евгеньевна Тихонова Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 30-40. 
Анализируя предложенный группой В. Найшуля проект по оживлению российских микроархетипов для активизации рыночных реформ (“Экономика­язык­культура”. ОНС. 2000. № 6), автор подчеркивает, что социокультурная специфика России не сводится к специфике сознания и ценностей россиян, ибо здесь мы имеем дело c особым типом общества, с особым механизмом социального регулирования и социального воспроизводства. Этот тезис, равно как и критика положений группы Найшуля, подтверждается массивом социологических исследований, проводимых Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (с 1992 г. Институт комплексных социологических исследований РАН). Эти исследования свидетельствуют, что российская социокультурная модель взаимоотношений человека и общества предполагает приоритет интересов общества, “общего блага”, выразителем которых выступает государство, над интересами личности. При этом личность сохраняет право на отстаивание своих интересов, а государство обязано при выработке решений учитывать все многообразие личных интересов. Демократические свободы здесь важны, но не являются решающими, свобода личности ограничивается правом “быть услышанным” при выработке вектора развития страны. Если такой консенсус личности, общества и власти нарушается, например общество и отдельные личности предполагают, что власть действует не во имя “общего блага”, это освобождает их от выполнения своих обязательств перед властью. Феномен высокого рейтинга Путина объясняется тем, что он, по крайней мере на уровне риторики, выдвигает на передний план интересы страны, а не абстрактные призывы к углублению реформ, развитию демократии и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл