Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 98

Опубликовано на портале: 06-08-2003
Евгения Алексеевна Коршунова Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 1. С. 87-110. 
В работе выполнен историко-социологический анализ понятия «корпорация»: исследуется его происхождение, выделяются основные традиции его использования (традиция, идущая от Э.Дюркгейма, и «экономическая» традиция, подразделяющаяся на европейскую и японскую). Предпринимается попытка эмпирического исследования корпоративной солидарности в контексте современной России (case study завода в г. Нижний Новгород). Показывается, что современная российская корпорация сочетает в себе обе названные традиции. Корпорация в представлении индивидов обладает характеристикой целостности, надындивидуальности, выступая для индивидов как ориентир/референтная группа, членами которого они одновременно являются сами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 155-166. 
Ученые – специалисты в сфере социально-экономических проблем культуры (С.Адасинский, М.Волынский, И.Дискин, С.Шишкин, Л.Якобсон) – обсуждают проблемы, обусловленные перспективой распространения на сферу культуры рыночных отношений. Рассматриваются вопросы коммерциализации культуры, создания разумного механизма адаптации культуры к рыночной среде. Особо выделяется тема массовой культуры. Подчеркивается, что проблема поддержки массовой культуры – это проблема создания условий для достижения социальной стабильности, что проблема массовой культуры – проблема национального согласия. Разделяются вопросы коммерциализации культуры и ее функционирования в рыночных условиях. Ставится проблема дифференциации видов культурной деятельности и на этой основе дифференциации моделей ее развития. Важно в ходе реформ перевести творчество художника из условий необходимости выживания в условия необходимости завоевания общественного интереса. Художественная ценность должна находить себе адекватную социальную оценку. При этом важно помнить, что наш менталитет по-прежнему остается нерыночным.
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Григорий Абрамович Гольц Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 23-35. 
Автор предпринимает попытку на базе изучения ряда важных социокультурных и технико-технологических процессов развития России за продолжительное время найти вид функций их взаимной синхронизации, понять место социальной психологии и вообще духовной культуры в системном единстве основных процессов в экономике. Отмечается, что ментальность народа может как способствовать, так и препятствовать экономическому развитию. Ставится вопрос, в каком соотношении с отдельными сторонами экономики находится статическое и динамическое разнообразие культуры; выясняются природа российского менталитета, универсальные и уникальные свойства российской культуры. Даются примеры математико-статистического расчета долговременного влияния культуры на экономику России. В частности, приводятся графики, свидетельствующие о противоположности тенденций изменения военных расходов и интенсивности исследований социально-экономической истории и статистики страны, о резком сокращении в советский период такого показателя, как интенсивность потока публикаций по социально-экономической истории и статистики, упавшего ниже значений ХУIII в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Олег Витальевич Кобяк Социологические исследования. 2001.  № 9. С. 51-55. 
Анализируется культура хозяйствования на предприятиях машиностроительной отрасли Республики Беларусь. Статья основана на материалах исследования методом кейс-стади советских и постсоветских белорусских предприятий, представляющих соответственно два культурных типа. Фиксируется структурное сближение функциональных полей двух культурных типов, ценностно-нормативная преемственность разноуровневых систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Ирина Игоревна Шурыгина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 163-172. 
В статье предпринята попытка исследовать связку очевидно актуальных социальных вопросов России бедности бывших средних слоев, возможностей и ограничений в использовании их нематериальных ресурсов для возмещения потери и недостаточности ресурсов материальных. База исследования проведенные в 1997 году 26 интервью с женщинами, имевшими одного ребенка школьного возраста, в чьих семьях среднедушевой месячный доход был ниже прожиточного минимума. Исследуя жизненные стратегии в бедных семьях, автор отмечает редкость креативных стратегий и преобладание привыкания к бедности как к норме. Как деструктивные описаны стратегии, в основе которых отказ от наиболее ценного основания культурного капитала профессии. Ориентация лишь на уровень материальной обеспеченности не определяет успех. Рассматриваются также такие аспекты культурного капитала как система ценностей, преобразующаяся в семейный капитал через формирование в детях жизненных стратегий, направленных на приобретение хорошего образования. При этом в конкуренции нематериальных и материальных ресурсов побеждают последние, что определяет для выходцев из бедных культурных семей шанс учиться в непрестижных вузах нерыночным (невысокодоходным) специальностям, что в свою очередь способствует консервации семейной бедности. Представляют интерес ряд наблюдений автора о значимости взаимосвязей и взаимовлияний социальных и культурных ресурсов, в том числе различных наполнений последних в бедных интеллигентных семьях в перспективе преодоления бедности. В частности, характерен общий едва ли не для всех российских исследований маргинальных слоев вывод о том, что для того чтобы воспользоваться семейными культурными ресурсами и превратить их в капитал связей, нужно еще иметь волю к преодолению бедности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Борис Гурьевич Капустин Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 32-41. 
Продолжение статьи, начатой в предыдущем номере. Выводы, содержащиеся в статье, - результат эмпирического исследования, проведенного фондом Общественное мнение. Изучалось отношение россиян к группе ценностей: свобода, равенство, толерантность, частная собственность, правовое государство, справедливость, прогресс, Автор для анализа выбрал отношение россиян лишь к двум ценностям – толерантности и частной собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Gundar J. King, J. Thad Barnowe, Светлана Петровна Баньковская Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 82-92. 
Статья основана на результатах опроса 200 русскоязычных менеджеров из Риги (150 чел.) и Даугавпилса (50 чел.), проведенного в середине 1992 г. Ставилась цель обрисовать личностные профессиональные ценности, исповедуемые русскоязычными менеджерами в Латвии, определить взаимодополняющие (комплементарные) и противоречащие друг другу (противоположные) ценности в сравнении с менеджерами – этническими латышами или другими прибалтами, а также оценить перспективы изменений в их структуре ценностей. Выясняются основные ценностные ориентации, существенные и несущественные личностные ценности, проводится сравнительный анализ системы ценностей русскоязычных менеджеров с системами ценностей латышских, эстонских и литовских менеджеров, даются прогнозы относительно интеграции русскоязычного населения в латвийское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2003.  Т. 12. № 2. С. 3-45. 
Допустима ли частная собственность с моральной точки зрения? Как воздействует она на личность и всегда ли богатство портит человека? Нужно ли экономике «человеческое измерение» и возможно ли привнести в нее нравственное начало? Кажется, все эти проблемы – наши, сегодняшние, злободневные. Но не вернулись ли мы на новом витке истории к вечным вопросам? Ведь их задавали и много веков назад. От того, какими были ответы, во многом зависело направление развития того или иного общества. Как христианство понимало проблему личности и собственности? В чем христианское видение проблемы совпадало с другими религиями, а в чем расходилось? Может ли опыт, накопленный предыдущими поколениями, помочь «очеловечить» нашу экономическую и хозяйственную жизнь? К этим вопросам привлекает внимание автор статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 129-137. 
В статье представлен сравнительный анализ первых научных работ двух знаменитых мыслителей-современников – выдающегося немецкого социолога Макса Вебера и будущего вождя революции в России Владимира Ленина. Оба в одно и то же время обращаются к изучению социальных проблем сельских районов своих государств: Вебер исследует положение восточных провинций Германии, Ленин - южные аграрные районы России. Вебер и Ленин опирались на научные разработки, обширный статистико-экономический материал, земельные карты, привлекали данные местных административных органов, проводили собственные расчеты. Вебер изложил результаты своих исследований (для которых он даже сам организовал и провел анкетные опросы) в труде «Положение сельскохозяйственных рабочих в восточноэльбской Германии» и в дополняющей этот труд серии докладов; Ленин – в работах «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (где аналитически использовал исследование В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство») и «По поводу так называемого вопроса о рынках». Оба завершили и опубликовали свои работы в 1892-1893 гг. К результатам они пришли во многом очень похожим. В связи с вызванным рядом причин обеднением земледельческого и общинного крестьянства оба отмечают процесс пролетаризации сельскохозяйственных рабочих. И Вебер, и Ленин увидели в динамике сельскохозяйственного развития четкую тенденцию «к усилению и углублению капитализма» в аграрной области, противостоять которой невозможно. Ленин рассматривает капитализм как ту линию социально-экономического развития, которая для России стала «основным фоном хозяйственной жизни». Вебер же видит здесь не только движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, «но и связанное с ним стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению, к отделению от патриархальной организации “любой ценой, вплоть до перехода на положение безродного пролетария”»(с.134). Любопытно, что далее у Вебера начинают фигурировать выводы о «безличном господстве класса» и «власти капитала», которые, как отмечает автор статьи, не совсем вытекают из его предшествующих размышлений, и что Ленин здесь проявляет более четкую логику аргументации, выступая как объективный аналитик, а подобная терминология Вебера неоднозначно говорит о марксистском влиянии. Как бы там ни было, вскоре, как известно, взгляды Ленина на капитализм и его дальнейшую судьбу стали значительно радикальнее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 51-63. 
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 1998.  № 7. С. 33-43. 
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 1997.  № 4. С. 46-54. 
Господствующие в данный момент парадигмы модернизации рассматриваются в статье через их сопоставление как с веберовской традицией, так и с теоретическим наследием самого М. Вебера. Автор отмечает, что поиск незападных аналогов протестантской этики в настоящее время представляет собой не самостоятельное направление модернизации, но скорее составную часть исследования самобытных культур. Самобытные традиции, складывавшиеся на протяжении многовековой истории России, должны послужить основой и для формирования этики и культуры предпринимательства в обновляющейся российской экономике. В частности, примером подобной самобытности автор считает то, что в отличие от протестантской этики труд и предпринимательство воспринимались в русской культуре не как императив индивидуального долга, но как нравственная обязанность перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2003
Евгений Григорьевич Ясин Вопросы экономики. 2003.  № 4. С. 4-36. 
Автор на примере нескольких групп стран (Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Восточной Азии) рассматривает взаимосвязь характерных для них систем ценностей и экономического развития. Отмечается, что наиболее серьезные сдвиги в системе ценностей за последние 40 лет произошли в Испании. Главные факторы подобных сдвигов - либеральные рыночные реформы и демократизация общественной жизни. Традиционные российские ценности во многом отражают отношения архаичного общества с аграрно-феодальной экономикой и иерархической структурой власти. Советская система ценностей во многом оказалась похожей на традиционную. В современной России под влиянием реформ и изменений в образе жизни структура ценностных ориентаций все больше сдвигается в сторону либеральных и продуктивных ценностей. По мнению автора, для формирования продуктивной системы российских ценностей необходимы: время, продолжение и завершение либеральных институциональных реформ, последовательная демократизация общества, гуманизация власти, политики и общественной жизни.
Опубликовано на портале: 19-01-2005
В.Ю. Столбов, А. Пилиховский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 34-36. 
Исследование проводилось международной группой ученых из Болгарии, Польши и России в соответствии с проектом "Модели социального участия и социальная структура местных общин". Эмпирические данные были получены при сравнительном анализе форм индивидуального и коллективного поведения, типов общественного действия людей в сельских и малых городских сообществах Польши, России, Болгарии. Были обследованы 3 польских, 3 болгарских и 2 российских административно-территориальных поселения. Число респондентов составило 1616 человек. Основная гипотеза касалась оценки изменений в отношениях жителей различных территориальных единиц, измеряемых по размаху и интенсивности неформальных актов сотрудничества (взаимопомощи) в экономической сфере. Было выдвинуто предположение о сокращении взаимопомощи у жителей местных общин, включая неформальную экономическую помощь, монетаризации рыночных отношений. Поскольку формы добровольного сотрудничества выражают солидарность и укрепление социальных контактов внутри первичных структур, их разложение следует рассматривать как показатель постепенной индивидуализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 26-37. 
Автор рассматривает проблему способности человека не только противостоять опасностям сегодняшнего дня, но и наращивать потенциал противостояния будущим опасностям. Важнейшая из таких опасностей связана с усложнением общества, порождающем потоки инноваций, которые при неспособности людей их освоить способны дать толчок силам дезорганизации общества. Анализируются такие аспекты темы, как проблемы закрытости и открытости в обществе, нравственные идеалы как предпосылки противостояния катастрофам. Среди наиболее продуктивных нравственных идеалов нелиберальных обществ называется утилитаризм, особенно развитой утилитаризм. В России, по мнению автора, причина высокого уровня дезорганизации общества кроется в сфере развития личности, дефицита фиксированных в культуре программ адекватного поиска в изменяющихся условиях эффективных путей борьбы с ней. Эта причина проявляется и в недостаточной способности выделять, воспроизводить организованную элиту. В качестве важнейшего пути противостояния катастрофам предлагается совершенствование открытости общества. Отмечается важность развития диалога как всеобщей характеристики и содержания мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл