Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 98

Опубликовано на портале: 27-10-2005
Max Weber Социологические исследования. 1992.  № 3. С. 130-134. 
Перевод фрагмента одноименной работы. Основная мысль публикуемого отрывка – после революционных событий 1905–1907 гг. правящей в России бюрократии будет невозможно начать старую игру на старый лад. Какими бы тяжелыми ни окажутся удары реакции, страна все-таки окончательно вступила на путь специфически европейского развития: мощная инфильтрация западных идей разрушает традиционный российский патриархальный и коммунистический консерватизм, убежден Вебер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Владимир Исаакович Верховин Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 175-184. 
Метод рациональной интерпретации значений и смыслов фольклора позволяет по-новому взглянуть на отношение русского крестьянства к природе и функции денег – наиболее абстрактному институту современной цивилизации, через который опосредуются наиболее общие, косвенные, отдаленные, не воспринимаемые чувственно последствия рыночных связей. Показано, что фольклорный пласт не только свидетельствует о рациональной основе наивного экономического мышления, присущего по преимуществу неграмотной и невежественной крестьянской среде, но и содержит достаточно четкий набор социальных технологий – ограничений и лимитов обыденного поведения людей с целью оптимальной реализации имеющихся у них наличных ресурсов и возможностей, включая финансовые.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
А.Г. Пригожин Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 12-22. 
Автор исходит из того, что основная проблема любого общества ­ не в материальной бедности, а в бедности социальной, ибо именно вторая вызывает первую, а не наоборот. Один из факторов социальной бедности России ­ низкий уровень деловой культуры. Разумеется, изменение деловой культуры ­ дело длительное. Однако реально воздействовать на организационную культуру в рамках каждого предприятия или фирмы. И при накоплении определенной массы микроизменений открывается возможность воздействия на деловую культуру и в целом общую культуру. Характеризуются уровни организационной культуры и даются рекомендации по ее преобразованию.
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Мария Евгеньевна Липатова Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 130-133. 
Автор рассматривает различные определения карьеры. За образец берется опыт карьерных продвижений в компаниях Японии и США – странах с разной культурой, образом жизни, ценностями и организацией производства. Рассматриваются принципы, определяющие должностные продвижения и замещения внутри организационной структуры американских и японских компаний.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Евгения Сергеевна Балабанова Мир России. 2001.  Т. 10. № 3. С. 67-77. 
Рассматриваются исторические аспекты формирования российской экономической ментальности и ее влияние на экономическое поведение граждан в современной России. Основной акцент сделан на выяснении причин устойчивости коллективистских ценностей и норм поведения, обусловивших перераспределительный характер развития российской экономической системы. Особенности материально-технологическеой среды, хозяйственная этика русского православия, сильное государство исторически сложившиеся формы организации общественной жизни стали важнейшими факторами, обусловившими специфику ценностей и норм поведения россиян в сфере жизнеобеспечения. Противоречие современного этапа развития России заключается в том, что рассмотренные характеристики российской экономической ментальности больше тяготеют к «восточному» типу, в то время как общей моделью институционального развития России является Запад. Это обусловливает проблему конгруэнтности российских и западных институтов, анклавный характер ростков либеральной экономической культуры в современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Валерьевич Латов, Наталия Валериевна Латова Мир России. 2007.  Т. 16. № 4. С. 43-72. 
В последние годы все более активно обсуждается вопрос об особенностях российской хозяйственной культуры. Устойчивым стереотипом стало мнение, что неудачи российских реформ объясняются отличием российской ментальности от европейской. Отношение экономистов к суждениям вроде «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» было и остается довольно сложным. С одной стороны, наукой давно признано, что ценности и стереотипы национальной хозяйственной культуры как неформальные институты имеют большое значение. С другой стороны, подлинная экономическая наука начинается там и тогда, где и когда от качественных суждений (типа «американцы – индивидуалисты, а русские – коллективисты») переходят к количественной обработке баз данных. Лишь относительно недавно, с 1970-х годов, за рубежом начала развиваться этнометрия – наука о количественном анализе особенностей национальных культур. Именно использование этнометрических методов позволяет измерить «душу России» и сделать научно обоснованный вывод о ее отличиях от «душ» других стран. Авторы статьи провели несколько исследований, основанных на использовании наиболее известной этнометрической методики, разработанной Гиртом Хофстедом. Результаты этих исследований позволили сделать интересные выводы и об особенностях российской хозяйственной ментальности в целом, и о ее влиянии на развитие в России теневой экономики, и о специфике ментальности молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2006
Ирина Перова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 1 (51). С. 39-42. 
В рамках "Мониторинга социально-экономических перемен в России", который проводится ВЦИОМ, регулярно задается серия вопросов, позволяющих выяснить, что означает работа в жизни человека, в каких случаях можно считать трудовую карьеру удачной. Впервые подобные вопросы об отношении к работе задавались еще в 1989 г. Цель данной статьи — выяснить, изменилось ли более чем за десятилетие место работы в системе ценностей человека, существует ли в настоящее время дифференциация в отношении к работе среди различных групп населения: работников, безработных, учащейся молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Борис Николаевич Миронов Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 99-108. 
Статья представляет собой экскурс в историю трудовой этики России конца XIX - начала XX веков (который может оказаться весьма полезным в современных спорах о разнообразии адаптационных стратегий современного российского общества). Методологический подход основан на представлениях о двух идеальных типах трудовой этики - потребительском, традиционном, или минималистском, и современном, буржуазном, или максималистском. Приводятся данные, характеризующие трудовую этику крестьян и рабочих - соотношение праздничных и рабочие дней, отношение к труду и трудовому соглашению. Это дает автору основание сделать вывод о господстве в то время традиционной трудовой этики, или этики праздности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Max Weber
Перев.: Римма Павловна Шпакова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 121-128. 
Формальным поводом к изучению Максом Вебером социальных проблем в восточных землях Германии явилось направленное ему Союзом социальной политики в 1890 г. предложение о проведении в этих районах исследования положения остэльбских сельскохозяйственных рабочих. Экономических кризис сильно ударил по их традиционному образу жизни, кроме того, их вытесняли менее требовательные в оплате труда и условиях жизни иммигранты (прежде всего поляки). Вебер делает темой специального анализа институт инстманов (Instmann), мелких безземельных крестьян, живущих с семьей и имевших свою собственность на земле помещика. Общая тенденция была такова, что патриархальный институт инстманов (а также прусских помещиков – юнкеров) увядал под натиском проникавшего в аграрный сектор капитализма. Однако Вебер видит здесь не только необратимое движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, но и связанные с ними изменения в психологии людей: стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению. По мнению Вебера, в стремлении к индивидуализации и свободе и заключается смысл аграрного вопроса в Германии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Neil Fligstein
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 4. С. 28-55. 
"Новые институциональные" теории получили широкое распространение в социальных науках. Несмотря на существующие в рамках этих теорий значительные разногласия, все они сходятся на том, что социальные институты порождают локальные социальные порядки и являются социальными конструкциями. Они предусматривают, каким именно образом властные группы устанавливают правила взаимодействия и поддерживают ситуацию неравного распределения ресурсов. При этом, появившись на свет, институты ограничивают действия акторов и одновременно подталкивают их к дальнейшему институциональному строительству. В данной работе представлена критика этих теорий, сфокусированная прежде всего на недостатке внимания, которое они уделяют роли социальной власти и акторов в процессе создания институтов. Предлагается альтернативный взгляд на динамику институтов, основанный на более социологизированном понимании правил, ресурсов и социальных навыков.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-02-2006
Валентина Гавриловна Федотова, Ш. Кросс Общественные науки и современность. 2006.  № 2. С. 41-51. 
Вниманию читателя предлагается совместный доклад русского и американского профессоров на конференции “Православие и экономика” в Вене в марте 2005 г. Авторы поднимают вопрос о соотношении православия и экономики, однако в их статье не анализируется экономическая деятельности церкви. Их интересует, может ли церковь способствовать развитию цивилизованного капитализма в России, способствовать экономическому подъему на основе своего духовного влияния и символической поддержки адекватных форм развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 122-146. 
В современной России религиозная тема становится одной из наиболее актуальных. Достаточно упомянуть широко развернувшуюся в последнее время дискуссию о клерикализации общества, связанную с письмом академиков Президенту РФ. Действительно, присутствие Русской Православной Церкви во всех сферах жизни общества ощущается все сильнее. Это происходит на фоне увеличения доли россиян, считающих себя православными, из которых, впрочем, лишь незначительная часть является воцерковленными. В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (РПЦ) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения. В данной статье мы предлагаем обратиться к одному из его аспектов, а именно связанному с этикой социально-экономических отношений, проблемой собственности и богатства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2013
А.И. Федорец Диалог со временем. 2012.  № 41. С. 341-357. 

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Олег Анатольевич Кармадонов Социологические исследования. 2001.  № 1. С. 66-72. 
Представлена оригинальная постановка и попытка эмпирической интерпретации такой острой проблемы социальных трансформаций России, как трансформации социального статуса групп в обществе. Автор предлагает рассмотреть эту проблему через понятия престижа и пафоса. Пафос есть своеобразная теодицея группы аутсайдера, оправдание ее реального положения в социальном континууме через объективные представления. Пафос - средство, используемое непрестижной группой для своего сохранения. Проблема локализуется в группах, утративших прежний престиж за годы радикальных перемен полностью или частично. Создание ими собственного пафоса - компенсация утраты экономической составляющей их былого престижа. Описаны результаты контент-анализа газеты Комсомольская правда за 1991, 1993, 1995, 1997 и 1999 гг. с применением транссимволического анализа (ТСА) и выделением доминирующей символической триады, а также некоторые результаты анкетных опросов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Рашид Думаличевич Хунагов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 122-131. 
Статья представляет собой обзор работ (прежде всего, западных), так или иначе затрагивающих вопрос о рациональности организаций. Основной вопрос статьи – можно ли считать рациональными принципы организации современного общества и его организационных структур. Довольно подробно анализируется веберовская концепция бюрократии и ее критика. Рассматривается вопрос о том, можно ли применять веберовскую концепцию бюрократии к современным организациям. Обсуждается проблема конфликтов в организациях, способность организаций к инновациям, проблема противостояния чиновников и профессионалов и ряд других вопросов.
ресурс содержит прикрепленный файл