Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 98

Опубликовано на портале: 12-04-2006
Михаил Федорович Черныш Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 16-25. 
Статья основана на данных комплексного исследования "Социальные иерархии и организационная культура на российских промышленных предприятиях", включавшего в себя 18 фокус-групп в разных целевых группах в 5 городах Сибири и Дальнего Востока, а также опрос населения на базе случайной выборки в 1800 респондентов в тех же населенных пунктах (2003 г., Институт социологии РАН). Автор анализирует распространенные в рабочей среде современные мифы: миф о счастливом советском прошлом, миф о деструктивной приватизации, миф о дивидендах, миф о Москве. Разность представлений рабочих и менеджерских групп обуславливается разностью значимых для каждой группы мифов. Так, для менеджеров актуальны мифы об универсальности законов управления, о плохих рабочих и об успехаха реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2006
Исаак Моисеевич Модель, Бэлла Савельевна Модель Социологические исследования. 1997.  № 10. С. 10-15. 
В структуре профессиональной культуры авторы выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. На этом уровне элементами профессиональной культуры выступают профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона представляет собой интегральную характеристику сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2003
Malene Gram, Hanne Niss Рубеж (альманах социальных исследований). 1999.  № 13-14. С. 126-141. 
Рассматривается культурно-содержательный аспект рекламы продуктов для детей в трех европейских странах: Дании, Германии и Великобритании. С целью выявления основных культурных ценностей, к которым апеллирует реклама игрушек и детской еды, был проведен контент-анализ 210 рекламных объявлений в журналах - по 70 в каждой страны. Результаты показали, что реклама разных сстран апеллирует к разным ценностям. Особенно велики различия в том, как представлена связь между рекламируемым продуктом и его способностью стимулировать обучение ребенка, развивать его творческий и интеллектуальный потенциал. Другое различие - представление честолюбия как положительного качества, которое следует поощрять в ребенке. Возможный вывод состоит в том, что родители в этих трех странах представляют собой сегмент потребителей, подход к которому у международных рекламодателей игрушек и пищи должен быть различным вследствие национальных различий в культурных ценностях и идеалах, касающихся воспитания детей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Laurent Thévenot
Перев.: Т. Бокова, Антон Николаевич Олейник (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 88-122. 
Если социологи традиционно объясняют поведение людей, исходя из понятия «социальной нормы», то экономисты опираются главным образом на принцип экономической «рациональности»: социальные нормы, которым следуют социальные акторы, обеспечивают существование социального порядка, рациональность акторов, руководствующихся принципом рационального выбора, обеспечивает равновесие рынка. Автор статьи пытается выйти за пределы этой традиционной методологической дилеммы, предлагая в конкретных исследованиях переходить от уровня абстрактных и общих схем на уровень практики и рассматривать при анализе той или иной ситуации социального взаимодействия повседневные навыки, которые акторы используют для оценки происходящего, развития собственных стратегий действия и разрешения проблемных ситуаций.Статья представляет собой перевод работы: Thévenot L., Rationalité ou normes sociales: une opposition dépassée?, in Gérard-Varet L.-A., Passeron J.-C. (dir.), Le modèle et l’enquête. Les usages du principe de rationalité dans les sciences sociales, Paris, ed. de l’EHESS, 1995.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Г А Родионова Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 71-74. 
В ожесточенных спорах о частной собственности на землю полемизирующие стороны сплошь и рядом уходят от реального опыта российских предприятий, основанных на частной собственности. Земельная карта разыгрывается, чтобы набрать очки в предвыборной борьбе. В массовом сознании образ сельского предпринимателя тесно увязан с фигурой фермера-одиночки, да еще и без мотора. Между тем предприятия, использующие частную собственность на землю, могут иметь иную организационно-правовую форму, например, общество с ограниченной ответственностью или товарищество «на вере». На базе первых пяти хозяйств, реформированных по Нижегородской модели, образовались и действуют 17 товариществ. Они работают около полутора лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Елена Николаевна Данилова, Марина Иосифовна Тарарухина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 3 (65). С. 53-64. 
В условиях рыночных реформ и реструктуризации экономики на российских предприятиях меняется система менеджмента и трудовых отношений. Для определения наиболее эффективной модели менеджмента и трудовых отношений необходимо, по крайней мере, понимать содержание и специфику национальной культуры, ее влияние на культуру организации, а также то, в чем оно может выражаться и как учитывать его на практике. Возникает ряд связанных с этим вопросов: Что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли "сращивать" элементы разных национальных культур в рамках одной организации? Можно ли и как определить наиболее органичную для России модель организации и управления? Предположительно, для России будет органична модель тех стран, чьи культурные характеристики окажутся наиболее близкими. Причем межстрановые сопоставления необходимо проводить не по одному параметру, а в их взаимосвязи, в комплексе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-03-2009
Лидия Александровна Окольская Человек. 2006.  № 4. С. 16–30. 
В статье содержится анализ традиционных трудовых ценностей в России и их постепенное изменение в ходе модернизации общества в досоветский период и в первой половине XX века
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Наталия Валериевна Латова, Юрий Валерьевич Латов Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 31-43. 
Обсуждается хозяйственная культура России. Сравнительный анализ результатов социометрических исследований национальной экономической ментальности Г. Хофстеда, З. В. Сикевич, А. Наумова и проекта GLOBE (Исследовательская программа по изучению глобального лидерства и эффективности организационного поведения), проведенный авторами, свидетельствует о рыночной предрасположенности России. Рассмотрение разработанных Хофстедом показателей индивидуализма (IDV), дистанции по отношению к власти (PDI) и степени избегания неопределенности (UAI) способствует выявлению ряда специфических особенностей хозяйственного поведения русских работников. Установление корреляции между указанными показателями (IDV-PDI, UAI-IDV, UAI-PDI) и конструирование карт их вариативности применительно к различным национальным культурам позволяют сделать вывод о том, что ценностные предпочтения россиян довольно далеки от ментальности европейцев, но близки к ценностным предпочтениям людей из стран Азии и Латинской Америки. Хозяйственная культура россиян благоприятствует освоению ими рыночного хозяйства, но не в классической, западной, а в периферийной, восточной модификации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-11-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 6. С. 11-26. 
В статье излагаются выводы исследования автора о представлениях молодых бизнесменов о взаимоотношениях со своими деловыми партнерами и с обществом (о взаимодействии бизнеса и власти см. «ОНС» 2008, 3 5). Рассматриваются сдвиги, характерные для молодых бизнесменов 2000-х гг. во взаимодействиях «бизнес – бизнес». В частности, анализируются изменения в уровне профессионализма бизнесменов, качества конкурентной среды, доступности деловых сетей, уровня доверия и т.п. Выделяются отдельные факторы успешности фирм в 2000-х гг. Исследуются проблемы социальной активности и социальной ответственности нового поколения деловых людей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Овсей Ирмович Шкаратан Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 30-54. 
Автор ставит вопрос, каким образом особенности национальной культуры труда и управления оказывают влияние на развитие новой информационной экономики, способен ли российский трудовой потенциал к ее восприятию. Чтобы ответить на него прежде всего анализируются исторические факторы складывания трудовой и управленческой культуры, затем рассматриваются данные социологических и социально-психологических исследований отечественных и зарубежных работников. Приводятся данные исследования по программе “Труд и быт русского рабочего” 1987­1990 гг., проведенного в ряде городов СССР, а также экспертного опроса управленцев высокого ранга 1990­1991 гг. Результат анализа свидетельствует, что русским работникам, прежде всего занятым на предприятиях ВПК, присущи качества, свидетельствующие об их готовности к работе в новых экономических и технологических условиях, они обладают явными мобилизационными чертами. В то же время наша управленческая культура, сформировавшаяся в условиях индустриально-конвейерного производства отстает от требований “прорывной” модернизации экономики, до сих пор отсутствует национальная модель менеджмента. Обосновывается необходимость разработки российских моделей менеджмента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Овсей Ирмович Шкаратан, Владимир Владимирович Карачаровский Мир России. 2002.  Т. 11. № 1. С. 3-56. 
Работа состоит из трёх частей. В первой рассматривается вопрос о перспективном типе человеческих ресурсов в условиях глобальной (информационной) экономики. Во второй - литературные источники, содержащие концептуальные подходы и фактические данные о тех особенностях цивилизационного развития, которые контекстуально помогают понять национальную специфику русской трудовой и управленческой культуры. В третьей - данные о качестве человеческих ресурсов современной России и методы проводившихся исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Mitchell Abolafia
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 2. С. 63-72. 
Подход к рынкам как культурам предполагает три области исследований: конститутивных правил и ролей, локальной рациональности, а также динамики власти и изменений. В работе последовательно рассматривается каждая из этих областей. Затем анализируются методологические вопросы, связанные с изучением рынков как культур при помощи этнографического метода. Все изложение автор иллюстрирует примерами из своих собственных этнографических исследований фондовой биржи, рынков облигаций и фьючерсных рынков на Уолл-стрит.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Neil Fligstein
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 45-63. 
Автор выдвигает концептуальное предположение о том, что социальные институты включают в себя и рынки. Используя метафору "рынки как политика", он рассматривает социологическую модель действия, согласно которой участники рынка стремятся к созданию стабильных миров и решению проблемы конкуренции социальными средствами. Анализируется тесная связь между рынком и государством. На основе этих рассуждений выстраиваются гипотезы относительно того, как осуществляется политика на рынках на разных этапах их развития: формирования, стабильного состояния и трансформации. Утверждается, что на этапе формирования рынков, когда акторы в фирмах еще только пытаются выстроить статусную иерархию, укрепляющую несостязательные формы конкуренции, политическое действие напоминает социальные движения. В условиях стабильных рынков фирмы, обладающие большей властью, защищают свои позиции от претендентов на эту власть. А в периоды рыночной трансформации такие "захватчики" могут провоцировать создание более изменчивой ситуации на рынке, подобной той, которая возникает под воздействием "социальных движений".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Наталия Андреевна Макашева Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 27-36. 
Взгляды С.Булгакова рассматриваются в статье по двум взаимосвязанным позициям: практическая ориентированность политэкономии и ее нравственная обусловленность; моральное оправдание хозяйственной деятельности и богатства как ее результата с точки зрения христианства. Автор раскрывает позицию Булгакова, для которого политическая экономия представляет собой прежде всего прикладную этику, точнее – этику хозяйственной жизни, рассматривает его размышления, касающиеся нравственного оправдания богатства, критики экономизма и индивидуализма. Формулируется булгаковское положение о христианской политэкономии как политэкономии активного действия. Автор подчеркивает актуальность рассуждений мыслителя для современной ситуации в российской экономике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Viviana Zelizer
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 4. С. 58-72. 
В предлагаемом фрагменте автор рассматривает фундаментальные трансформации, произошедшие в процессе обозначения денег в США в период с 1870-х по 1930-е гг. Для исследования и объяснения моделей вариаций в условиях и способах разграничения денег выбраны четыре типа социальной среды: домашнее хозяйство, подарки, преподносимые родственниками и друзьями, институциональные деньги и моральные деньги.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию