Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 98

Опубликовано на портале: 20-11-2004
Игорь Анатольевич Голосенко Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 3. С. 129-141. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey Biggart
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 49-58. 
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 11-12-2004
Ярослав Иванович Кузьминов Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 13-23. 
Анализируются процессы, складывающиеся в теоретической экономической культуре России начала 90-х гг., которые можно определить как кризис научного сообщества. Отмечается, что на рубеже 80-х – 90-х гг. наше научное сообщество находилось фактически на дотеоретическом уровне зарождения экономического анализа. Показано, в чем проявляется кризис академического сообщества, формулируются институциональные проблемы, стоящие перед экономической наукой. Предлагаются пути выхода из тупика, связанные с программой, преследующей, во-первых, интеграцию отечественной науки в мировое научное сообщество, во-вторых, создание условий для формирования качественно нового академического сообщества, открытого мировому и оснащенного конкурентной системой, вознаграждающей качество исследований. Предлагаются меры по повышению качества отечественной экономической культуры, говорится об изменениях, в которых нуждается система экономического образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
А.Ю. Курылев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 137-146. 
В тексте изучается трудовая мораль россиян, в середине 1990-х гг. добровольно вернувшихся на родину после длительного пребывания в странах с развитыми капиталистическими отношениями (США, Германия, Финляндия и др.). Исследование, опирающееся на методику «фоновых практик» (набор принятых в определенной культуре способов организации совместной деятельности), показывает, что основы трудовой этики и организационных навыков, привезенных реиммигрантами, составляют активно процессуальные категории: методичность, трудолюбие, деловая и коммерческая чистота, самоконструирование. Они контрастируют со стереотипными пассивно-гедонистическими ценностями работающего населения России (интересная работа, хороший коллектив, большой отпуск), поэтому прогнозируются конфликтные ситуации между реиммигрантами и их коллегами по работе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-08-2004
Владимир Самуилович Магун Вопросы экономики. 1996.  № 1. С. 47-62. 
Автор рассматривает трудовые ценности и социально-нормативные представления российского населения в советский и пост советский период, отмечая, что в обществе всегда формировались цели и мотивы, которым трудовая деятельность должна следовать, ради которых она должна осуществляться. В статье использованы результаты Всемирного исследования ценностей, осуществленного в нескольких десятках стран мира в 1990-1991 гг. Почти во всех странах работа по значимости стоит на втором месте после семьи. В России, по результатам исследования, лидирует ценность высокого заработка, которая статистически значимо опережает по частоте упоминаний все остальные аспекты работы, в том числе ценности интересной работы и хороших товарищей. Труд большинством россиян рассматривается как деятельность, основная цель которой – удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи. Наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда является общей для России и большинства других обследованных стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Элла Львовна Панеях Экономическая социология. 2002.  Т. 2. № 4. С. 56-68. 
Cтатья представляет собой попытку применить институциональную теорию Д. Норта к описанию практик, сложившихся в российской экономике вокруг соблюдения экономического законодательства субъектами рынка. В центре внимания находится проблема следования формальному правилу и сопряженные с этим трансакционные издержки. В качестве эмпирического материала здесь и далее используются интервью с 60 мелкими предпринимателями и самозанятыми в Хабаровске, Новосибирске и Петербурге, в том числе, работающими исключительно в сфере неформальной экономики (1999-2001 гг.), а также материалы 100 интервью у предпринимателей, самозанятых и бухгалтеров в Москве, Петербурге, Хабаровске, Новосибирске в 2000- 2001 гг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 23-01-2008
Ефим Сергеевич Фидря Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 5. С. 74-93. 
Статья посвящена анализу ценностно-нормативного комплекса в культуре малого предпринимательства. Анализ проводится на основе эмпирического исследования двух локальных рынков: компьютеров и оргтехники, а также рынка автозапчастей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 07-08-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1994.  № 1. С. 17-27. 
Возможность проведения реформ автор рассматривает сквозь призму возможностей укоренения соответствующих ценностей, возникновения и распространения определенных инноваций и их устойчивого закрепления. С этих позиций исследуется, почему в России большие и малые реформы, как правило, оканчиваются неудачей. Выдвигается проблема ценностногообоснования реформ, выявление таких позитивных инноваций, которые носили бы для значимых групп характер позитивных ценностей и не вызывали бы обратной консервативной реакции. Исходя из этого формулируются 16 требований к реформе, ибо важная задача реформаторов – не спровоцировать контрреформу, не вызвать усиления социокультурных противоречий, столкновения ценностей, чреватого дезорганизацией общества. Ставится вопрос о мере, в которой общество социокультурно готово принять инновации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
Рубен Грантович Апресян Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 19-29. 
Автор рассматривает проблемы социально-этической ответственности бизнеса, характеризует деловую этику как особую область прикладных исследований. Рассматривается деятельность предпринимателей в условиях рынка и отмечается необходимость государственно-правовых регуляторов, направленных на защиту и поддержание природной и культурной среды. Исследуется специфика предпринимательства как рода деятельности с выделением таких моментов, как созидательность, независимость, взаимополезность. Вывод автора: предпринимательство – это и социальный феномен, и личностный тип, и своего рода философия, предполагающие необходимость особой этики бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-07-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 22-33. 
Проблемы начала реформ обсуждают сотрудники Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Е.Авраамова, И.Дискин, Е.Турунцев. Реформа рассматривается прежде всего как социокультурный процесс адаптации людей к новым условиям. Проблема видится в том, что происходит попытка воздействия экономическими методами на неэкономическую среду. В этой связи проводится различие между экономикой и хозяйственной деятельностью, рассматриваются специфические черты, свойственные советскому народному хозяйству. Дискутируется проблема пригодности для России стандартных методов реформирования, применяемых в других странах с помощью экспертов МВФ, а также о критической массе прореформаторски настроенного населения, позволяющей продолжать преобразования. Приводятся данные исследования участников обсуждения, согласно которым ценностные, социально-психологические обстоятельства воздействуют на людей гораздо больше, чем материальные. Авторы считают, что российское общество в принципе готово к реформам, но их успех будет зависеть от того, в какой мере реальная реформаторская деятельность будет учитывать социокультурный контекст. Элита должна задуматься о необходимости идеологического каркаса, способного держать всю систему ценностей в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 26-28. 
Статья в рамках дискуссии по материалу Фридмана (1991,№3), Автор подходит к нему с социокультурных позиций, отмечая, что большинство населения СССР сегодня не составляют сторонники экономического активизма, что нужна сила, способная противостоять традиционализму. Такую силу он видит в государстве, а потому критикует тезисы об ограничении его роли. Автор считает, что, очевидно, придется отдать значительную долю общенародной собственности ее сегодняшним распорядителям, чтобы заручиться их поддержкой в реформировании страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2004
Общественные науки и современность. 2000.  № 6. С. 35-47. 
Материалы “круглого стола”, за которым свою концепцию изложили ученые Института национальной модели экономики, возглавляемого В. Найшулем, стали основой дискуссии на страницах журнала (см. “ОНС”, 2001, № 1—6; 2002, № 1). Найшуль и его коллеги исходят из того, что для успешного продвижения в России рыночных реформ необходимо активизировать микроархетипы, которыми была богата еще доимперская Русь. И здесь культурная архаика оказывается в чем-то созвучна новой эпохе. Предлагается метод активизации этих микроархетипов через язык, который рассматривается как знаковая система, предмет анализа новой дисциплины — лингвоэкономики. Ставится задача “построения нового языка”, создания нового “букваря” с включением в него словаря “политического и экономического универсума”. Цель — нащупать в прошлом и восстановить то инвариантное, что всегда присутствовало в русской жизни и культуре. Приводятся примеры таких универсальных конструкций. Ставится проблема структурирования общества в соответствии с культурной идентификацией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-05-2004
У. Хетчер Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 41-48. 
Интервью с известным философом-платонистом, математиком и педагогом Уильямом Хетчером. Даются характеристики разрабатываемой им “новой этики” как “этики аутентичности”, “аутентичной этики”. При этом подчеркивается неправомерность противопоставления экономических и нравственных ценностей, более того – зависимость экономики от состояния морали в обществе. Хэтчер критикует капиталистическую систему как нацеленную на максимизацию потребления (тех же принципов придерживается и социализм). С его точки зрения рост потребления сегодня стимулируется искусственно, в основе экономики будущего должна лежать мораль, прежде всего два принципа – служение и сотрудничество (противопоставляемое конкуренции), ибо функция экономической системы – освобождение личности, создание условий для ее полнейшей реализации. Подчеркивается, что успехи западной экономической модели сочетаются с массой мифов, которые также надо видеть.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 49-54. 
Разбирая концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), Акопян выступает против самого принципа использования языковых конструкций для возвращения к национальным микроархетипам, способным активизировать трудовую активность и т. п., как непродуктивного и утопического. Реальный язык ­ среда и индикатор состояния культурного пространства, в нем отражаются реальные причинно-следственные связи, а потому изменить их, насильственно меняя язык, невозможно. Анализируя сложности реформ в России, трудности развивающихся стран, Акопян подчеркивает качественную разницу в обществах с различным уровнем экономического развития. В странах с низким уровнем “бытие определяет сознание”, там же где степень благосостояния позволяет финансировать “права человека” сознание как ценность определяет бытие. Рассматривается ряд реальных экономических проблем, прежде всего в соотношении власти и собственности, требующих своего решения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Karl Polanyi
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 2. С. 62-73. 
В предлагаемом фрагменте анализируются два значения "экономического" - содержательное и формальное. По мнению автора, подобное их разведение позволит на эмпирическом уровне описать различные хозяйства в соответствии со способом институциональной оформленности экономического процесса. Способ институциональной оформленности увязывается с отношениями реципрокности, перераспределения и обмена, соответствующими данному типу хозяйства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию