Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 138

Опубликовано на портале: 23-11-2005
Г.А. Данишевская Социологические исследования. 1992.  № 9. С. 124-133. 
Бурное развитие разнообразных форм некорпоративного, единоличного бизнеса способствовало возникновению в экономике западных странах отдельного сектора – «самостоятельной работы». В статье приводится типология, социально-экономическая и демографическая характеристика самостоятельных работников в Великобритании; анализируются мотивы и стимулы, побуждающие этих людей трудиться очень эффективно и творчески. Высказывается предположение, что в перспективе сектор мелкомасштабного единоличного бизнеса в стране охватит наукоемкие области.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Инна Васильевна Митрофанова Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 122-124. 
Компаративный (Германия) и ретроспективный (дореволюционная Россия) анализ показывает: малые семейные фирмы, обладающие синергетическим эффектом – один из ключевых элементов устойчивой рыночной структуры. Объясняется это, во-первых, многоэлементностью предпринимательского потенциала семьи, включающего в себя не только физический (имущество) и финансовый (денежные ресурсы), но и человеческий капитал (профессионально-образовательный и интеллектуальный уровень). Во-вторых, самозанятость активизирует трудовую деятельность и, соответственно, улучшает состояние рынка труда на местах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2006
Б.Н. Казанцев Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 50-57. 
На материалах бывших ЦСУ СССР и РСФСР автор анализирует роль и место «теневого сектора» в области мелкорозничной спекулятивной торговли и бытового обслуживания в период 1950–1980-х годов. Показано, что если обращение населения к нелегальным продавцам было связано с дефицитом ряда товаров, то к услугам частных лиц прибегали не столько из-за нехватки бытовых учреждений в ряде регионов страны, сколько ввиду выполнения ими заказов более качественно, быстро и по ценам ниже, чем в государственных мастерских, ателье и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-02-2006
В.В. Иванов, Юрий Юрьевич Комлев, Л.Г. Толчинский Социологические исследования. 1998.  № 11. С. 40-44. 
Текст содержит результаты конкретных социологических исследований «челночного» сектора торговли в г. Казани (1995 и 1997 гг.), которые показали следующее. «Челночество» стало способом выживания активных и трудоспособных горожан, оказавшихся не у дел в результате стагнации «нормальной» экономики. Однако при наличии некоторых положительных сторон (ориентация на рациональный тип экономического поведения, предприимчивость, инициативность и т.п.) данная форма трудоустройства в конечном счете ведет к маргинализации и депрофессионализации людей, которые вряд ли смогут впоследствии вернуться к прежней профессии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2004
Richard J. Boden Journal of Socio-Economics. 1999.  Vol. 28. No. 3. P. 351-364. 
Female self-employment has risen strongly over the last few decades and has become an important labor market development. The few studies that have examined women's decision to become self-employed indicate that this decision is complex. Women are more likely than men to shoulder family-related obligations, especially child rearing, and there is evidence that this affects some women's propensity to become self-employed. Also, women have yet to achieve full economic parity with men in wage employment. How gender inequality in wage earnings may precipitate some women's selection out of wage employment and into self-employment is examined. It is found that women's lower wage returns to observed worker characteristics have a positive and significant effect on women's decision to switch from wage employment to self-employment.
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Jimy M. Sanders, Victor Nee American Sociological Review. 1996.  Vol. 61. No. 2. P. 231-249. 

Опубликовано на портале: 22-07-2003
Alejandro Portes, Min Zhou American Sociological Review. 1996.  Vol. 61. No. 2. P. 219-230. 

Опубликовано на портале: 29-05-2004
Olav Sorenson, Pino G. Audia American Journal of Sociology. 2000.  Vol. 106. No. 2. P. 424 462. 
Nearly all industries exhibit geographic concentration. Most theories of the location of industry explain the persistence of these production centers as the result of economic efficiency. This article argues instead that heterogeneity in entrepreneurial opportunities, rather than differential performance, maintains geographic concentration. Entrepreneurs need exposure to existing organizations in the industry to acquire tacit knowledge, obtain important social ties, and build self-confidence. Thus, the current geographic distribution of production places important constraints on entrepreneurial activity. Due to these constraints, new foundings tend to reify the existing geographic distribution of production. Empirical evidence from the shoe industry supports this thesis.
Опубликовано на портале: 17-09-2003
Martin Ruef, Howard E. Aldrich, Nancy M. Carter American Sociological Review. 2003.  Vol. 68. No. 2. P. 195-222. 
The mechanisms governing the composition of formal social groups (e.g., task groups, organizational founding teams) remain poorly understood, owing to (1) a lack of representative sampling from groups found in the general population, (2) a "success" bias among researchers that leads them to consider only those groups that actually emerge and survive, and (3) a restrictive focus on some theorized mechanisms of group composition (e.g., homophily) to the exclusion of others. These shortcomings are addressed by analyzing a unique, representative data set of organizational founding teams sampled from the U.S. population. Rather than simply considering the properties of those founding teams that are empirically observed, a novel quantitative methodology generates the distribution of all possible teams, based on combinations of individual and relational characteristics. This methodology permits the exploration of five mechanisms of group composition-those based on homophily, functionality, status expectations, network constraint, and ecological constraint. Findings suggest that homophily and network constraints based on strong ties have the most pronounced effect on group composition. Social isolation (i.e., exclusion from a group) is more likely to occur as a result of ecological constraints on the availability of similar alters in a locality than as a result of status varying membership choices.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-05-2004
Alejandro Portes, William J. Haller, Luis Eduardo Guarnizo American Sociological Review. 2002.  Vol. 67. No. 2. P. 278-298. 
The recent literature on immigrant transnationalism points to an alternative form of economic adaptation of foreign minorities in advanced societies that is based on the mobilization of their cross-country social networks. Case studies have noted the phenomenon's potential significance for immigrant integration into receiving countries and for the economic development in countries of origin. Despite their suggestive character, these studies consistently sample on the dependent variable (transnationalism), failing to establish the empirical existence of these activities beyond a few descriptive examples and their possible determinants. These issues are addressed using a survey designed explicitly for this purpose and conducted among selected Latin immigrant groups in the United States. Although immigrant transnationalism has received little attention in the mainstream sociological literature so far, it has the potential of altering the character of the new ethnic communities spawned by contemporary immigration. The empirical existence of transnationalism is examined on the basis of discriminant functions of migrant characteristics, and the relative probabilities of engaging in these kinds of activities is established based on hypotheses drawn from the literature. Implications for the sociology of immigration as well as for broader sociological theories of the economy are discussed. Reprinted by permission of the publisher.
Опубликовано на портале: 04-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 3-14. 
Продолжение анализа результатов исследования «Новое поколение предпринимателей и менеджеров» (начало см. Социс. 2006. №4). Автор рассматривает общие и особенные социально-профессиональные качества мужчин и женщин, занятых в сфере управления бизнесом. В частности, поднимаются вопросы о различиях делового ресурса мужчин и женщин, о влиянии ресурсного роста на их деловой статус, о гендерных стратегиях деловой карьеры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 26-37. 
В статье, публикуемой в двух номерах журнала, изучается вопрос о роли и участии женщин в деловом управлении (бизнес и менеджмент). Представлены результаты социологического исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (его авторы - Т.И. Заславская, Э.Н. Крылатых, М.А. Шабанова). В ходе него анкетировались слушатели названной Академии по программам обучения управленцев теории и практике современного менеджмента, дающим диплом MBA - Master of Business Administration (охвачено 1016 человек или 51% генеральной совокупности). Был выявлен высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ МВА (31%, что почти вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России) при том, что обучение ведется без отрыва от основной работы и помимо интеллектуальных усилий требует крупных материальных затрат (около $ 10 000 в год). Автор характеризует попутно особенности развития в России женского предпринимательства. Констатируется, что в советский период женщины занимали в основном низшие и значительно реже (по сравнению с мужчинами) средние должностные позиции в области хозяйственного управления. Женщины-директора были представлены в основном в легкой и пищевой промышленности, сфере услуг и торговле. Рассмотрены причины такой гендерной асимметрии. Сообщается, что проникновение женщин в директорский корпус несколько облегчила совершившаяся после кризиса 1998 г. легитимация российского бизнеса. Подробно рассматриваются социально-демографические характеристики контингента слушателей и слушательниц курсов МВА, их распределение по профилю базового образования, сферам занятости, должностному статусу. Дальнейшее описание и анализ результатов исследования публикуются во второй части статьи в следующем номере журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 106-110. 
Интервью с президентом Фонда развития предпринимательства С.Ж. Давитая, излагающим неординарную и спорную концепцию безналогового государства. Суть ее состоит в следующем. Чтобы изменить сознание и отношения граждан со своим государством, необходимо радикальным образом поменять практику управления страной как общностью юридических лиц, полностью отменив налоги. В этой ситуации источниками существования государственного аппарата могут быть его собственная коммерческая деятельность и дефицит государственного бюджета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-08-2005
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 54-61. 
Автор анализирует данные социологического исследования, проведенного в сентябре 1993 г. Институтом социологии РАН совместно с латвийскими социологическими службами «Видеоклис» и «Социо». Рисуется портрет современного предпринимателя Латвии (по половозрастному составу и сферам деятельности), уточняется национальный состав латвийских предпринимателей. В частности, отмечается снижение интереса в предпринимательской среде к национальной тематике и усиление – к законодательно-правовой. Рассматриваются такие аспекты жизни предпринимательского сообщества страны, как взаимоотношение бизнеса и политики, экономическое взаимодействие Латвии и России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Татьяна Ивановна Заславская Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 17-32. 
На основе данных мониторинга общественного мнения ВЦИОМ автор выясняет состав, структуру и социальные особенности того общественного слоя, который является субъектом функционирования российского капитала и рынка. Дается анализ имеющихся трактовок предпринимательства, на основе которого делается вывод о целесообразности введения для российской ситуации специального термина – бизнес-слой. В этом слое выделяются: собственники – владельцы бизнеса; полупредприниматели, занимающиеся бизнесом и одновременно где-то работающие “за зарплату”; менеджеры; самозанятые. Уточняются статусные особенности бизнес-групп по роду деятельности, основному занятию, сектору занятости, должностному статусу и размеру предприятия. Приводится классификация членов бизнес-групп по доходам, где в наиболее благоприятных условиях находятся предприниматели, далее следуют менеджеры и самозанятые; в наихудшем положении – полупредприниматели.
ресурс содержит прикрепленный файл