Статьи
Всего статей в данном разделе : 161
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Г.А. Колбин, И.В. Фросина
Социологические исследования.
1996.
№ 10.
С. 48-49.
Исследование динамики социально-демографической структуры АО «Нижнетагильский
металлургический комбинат» (1993–1995 гг.) позволило выявить следующие
устойчивые тенденции: увеличение доли мужчин среди всех групп работников комбината;
омоложение персонала и повышение его образовательного уровня; уменьшение численности
работников с длительным трудовым стажем. Однако эти данные оптимистичны только не
первый взгляд, так как за ними стоит безразличие к характеру и роду деятельности,
ее перспективах и заинтересованность исключительно в величине заработка.


Опубликовано на портале: 03-02-2007
И. Мачеринскене
Социологические исследования.
2006.
№ 3.
С. 29-39.
Авторы предлагают собственную концепцию социального капитала организации, а также
формулируют ряд методологических принципов исследования этого феномена. В частности,
выделяются макро-, мезо- и микроуровни его изучения. Кроме того, специфика исследовательских
подходов определяется также в зависимости от сущностных интерпретаций социального
капитала организаций (например, когнитивной или структурной).


Опубликовано на портале: 04-10-2005
Сергей Васильевич Гришаев, Валентин Геннадьевич Немировский
Социологические исследования.
1999.
№ 5.
С. 40-43.
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. Красноярским краевым комитетом государственной статистики с целью изучения молодежного предпринимательства в Красноярске. Исследование проводилось по специально разработанному опроснику методом формализованного интервью. Использовалась случайная выборка. С помощью факторного анализа в среде молодых предпринимателей были определены 6 основных ценностных ориентаций.


Опубликовано на портале: 15-09-2003
Андрей Александрович Яковлев
Вопросы экономики.
2003.
№ 4.
С. 37-49.
В статье выделены основные группы влиятельных агентов, вовлеченных в процессы корпоративного
управления в России со стороны как бизнеса, так и государства. Проанализированы интересы
этих групп, а также эволюция стратегий их поведения в отношении корпоративного законодательства.
На этой основе предложены возможные алгоритмы прикладного анализа спроса на право
в сфере корпоративного управления.

Опубликовано на портале: 25-05-2005
Наталья Анатольевна Шматко
Социологические исследования.
1995.
№ 6.
С. 24-36.
Автор исследует генезис патроната как новой социальной группы, а также процессов,
посредством которых он конституируется. Делается вывод о том, что социальная группа
предпринимателей существует пока только как "в-себе-группа", как объективация определенного
социального пространства. Статья основана на материалах контент-анализа специализированной
экономической прессы, данных госстатистики и анализе полуформализованных интервью предпринимателей
различных уровней.

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Игорь Борисович Гурков, Виктор Сергеевич Тубалов
Мир России.
2006.
Т. 15.
№ 3.
С. 114-133.
На основе результатов опроса руководителей 780 российских промышленных предприятий
проведена попытка связать конкурентное позиционирование фирмы (по параметру соотношения
качества и издержек), реализуемые корпоративные стратегии (диверсификация, интернационализация
и др.) и ориентиры и представления руководства фирм. Полученные результаты свидетельствуют
о наличии в российской промышленности доминирующего архетипа, предоставляющего шансы
на развитие лишь фирмам, работающим на нижних сегментах рынка.


Опубликовано на портале: 26-08-2003
Ростислав Исаакович Капелюшников
Рубеж (альманах социальных исследований).
2000.
№ 15.
С. 110-140.
Исследуется перераспределение собственности в российской промышленности
в 1997-1999 гг. Анализ базируется на предшествующих
публикациях Российского экономического барометра (РЭБ), где рассматривалась начальная
фаза этого процесса.



Опубликовано на портале: 23-04-2004
Рустем Махмутович Нуреев
Вопросы экономики.
2003.
№ 3.
С. 111-132.
В главе рассматриваются особенности общественного выбора в условиях
представительной демократии. Анализируются факторы, влияющие на формирование коалиций
в парламенте. Описываются методы манипулирования голосованием. Формулируется теорема
невозможности Эрроу. Дается определение понятия логроллинга. Глава содержит учебно-методические
материалы.

Опубликовано на портале: 21-03-2004
Рустем Махмутович Нуреев
Вопросы экономики.
2003.
№ 4.
С. 135-157.
В девятой главе учебника рассматриваются основные черты современной теории бюрократии.
Анализируются модели У. Нисканена, Г. Таллока, А. Бретона,
Г. Бреннана и Дж. Бьюкенена. Описываются группы специальных интересов. Охарактеризован
механизм лоббирования. Определены понятия поиска ренты (рентоориентированного поведения)
и коррупции. В главе содержатся учебно-методические материалы.

Опубликовано на портале: 30-10-2003
Б. Шаванс
Вопросы экономики.
2003.
№ 6.
С. 4-21.
Автор отмечает, что понятие правил является общим для экономических теорий организации
и институтов. В статье обсуждаются правила внутреннего распорядка предприятий по
Коммонсу, характеристики спонтанного и организованного порядка по Хайеку, отличия
формальных и неформальных институтов по Норту. Cопоставив эти теории, автор предлагает
критический синтетический подход, призванный выразить индивидуальные и коллективные
действия в контексте системы, интерпретирующей организации как иерархически упорядоченные
совокупности частных правил, а институты - как более общие социальные правила длительного
действия, прямо или косвенно формируемые государством.

Типы организаций и их структуры [статья]
Опубликовано на портале: 24-06-2005
А.С. Брайович
Социологические исследования.
1998.
№ 12.
С. 123-126.
В статье описываются модели организаций, описываемые в современной научной литературе. Выделяются: жесткая модель единоначалия; бюрократия с группой старших управляющих во главе; бюрократия, организующая межотделенческие команды; матричная организация; проектно ориентированная организация; свободно связанные организационные сети. Отмечается важность в выборе той или иной модели сферы деятельности организации.


Опубликовано на портале: 24-10-2005
В.А. Толочек
Социологические исследования.
1992.
№ 1.
С. 121-124.
В качестве модели управленческой структуры должен выступать не изолированный индивид, ни традиционная диада: руководитель – подчиненный, а триада: вышестоящий руководитель – руководитель – нижестоящий руководитель, полагает автор. Она позволяет отслеживать «тонкую» структуру отношений макро- и микросреды и проводить оценку профессиональности руководства. Стиль же руководителя следует рассматривать исключительно как интегральный эффект перераспределения управленческих функций внутри самой триады.


Опубликовано на портале: 23-05-2006
В.А. Толочек
Социологические исследования.
1993.
№ 5.
С. 69-73.
Под психологической совместимостью в статье понимается степень взаимного соответствия людей. Для изучения этого феномена автор прибегает к методу сопоставления психологических портретов руководителей с портретами субъективно удобных и субъективно неудобных им партнеров. Смысл подобного подхода состоит в попытке рассмотреть поведение человека как систему, включенную в другую систему. Методически анализ ограничивается тремя позициями: изучаемого руководителя, вышестоящего руководителя и подчиненного.


Опубликовано на портале: 25-05-2005
Евгения П. Варламова, Сергей Юрьевич Степанов
Социологические исследования.
1995.
№ 6.
С. 37-43.
Смена командно-административного типа управления на демократический в различных организациях
обусловлена социально-политическими переменами и зачастую является вынужденной. Под
демократическим же понимается тип управления, основанный на самоорганизующихся горизонтальных
структурах в противовес иерархически-вертикальным структурам управления. Анализируя
применение рефлексивно-инновационных методов, авторы отмечают, что это дает организациям
мощный импульс управленческого саморазвития.

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Ольга Эрнестовна Бессонова, С.Г. Крапчан
Социологические исследования.
1994.
№ 8-9.
С. 27-40.
С целью изучения основных тенденций процесса приватизации жилья и выявления факторов, воздействующих не ее темпы и направления, авторы повели в 1993 г. специализированное социологическое исследование среди жителей г. Новосибирска. В результате установлено, что жилищный «приватизационный потенциал» (заинтересованность в приватизации недвижимости при заданных законодательством условиях) в состоянии обеспечить оформление в частное владение мене 50% муниципального жилья. Остальная часть горожан, либо живущая в стесненных условиях, либо имеющая невысокий достаток, не заинтересована в приобретении в собственность занимаемых ими квартир.

