Общественные науки и современность
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Выпуски:
Опубликовано на портале: 18-05-2004
Виктор Викторович Комаровский
Общественные науки и современность.
1998.
№ 2.
С. 21-31.
Рассматриваются проблемы взаимоотношений работодателя и работополучателя в переходном обществе с неразвитыми институтами гражданского общества, со слабыми социальными сетями и социально-политическими и социально-экономическими амортизаторами. Анализируются модели социального партнерства, характерные для западных стран и проблемы, связанные с перенесением этих моделей в Россию, для которой характерна незавершенность становления не групп интересов, а интересов групп, их представительства, рыхлость и слабость системы предотвращения и регулирования конфликтов, возникающих в трудовой сфере. Описываются особенности становления системы социального партнерства в России, начиная с первых забастовок 1989 г. и создания в
1992 г. Российской трехсторонней комиссии (РТК), представленной государством, профсоюзами и предпринимателями. Автор отмечает, что РТК, к сожалению, во многом превратилась в арену политической игры, однако одновременно предпринимались шаги в сторону формирования системы социального партнерства и его законодательной базы. Хотя, констатирует он, пока эта система в России находится в зачаточном состоянии.

Опубликовано на портале: 06-07-2004
А.М. Шкуркин
Общественные науки и современность.
1998.
№ 1.
С. 122-131.
Кризис труда в России в переходный период рассматривается в контексте глобального противоречия данного явления как такового: объективного несоответствия его инструментальной и негэнтропийной функций. Корни и первопричины остроты нынешних проблем в области трудовых отношений восходят к их гетерорегуляции в советское время, нарушившей эволюционный принцип бессознательной самоорганизации трудового процесса. В постсоветский период данную ситуацию усугубила выработка в массовом масштабе «одномерной» психологии потребительства, предельно низкая мотивация труда и доминирование в обществе социальной пассивности. Автор статьи полагает, что преодоление негативных тенденций в сфере труда произойдет, если общественное сознание россиян переориентируется с сугубо материальных на социально значимые ценности.

