Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 136

Опубликовано на портале: 16-11-2007
Борис М. Штопов Проблемы теории и практики управления. 2002.  № 6. С. 109-113. 
Генри Форд (1863 — 1947 гг.) вошел в историю не только как один из пионеров автомобилестроения и основатель Ford Motor Company, но и как инициатор многих проектов в различных областях. К числу наиболее крупных можно отнести социальную программу 1914 — 1920 гг., центральным пунктом которой было установление самой высокой в то время оплаты труда промышленных рабочих при соблюдении ими определенных условий, и строительство малых предприятий в сельской местности (1919 - 1945 гг.).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Марина Дмитриевна Красильникова, Лев Дмитриевич Гудков Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 6 (50). С. 50-58. 
На протяжении нескольких последних лет ВЦИОМ по заказу Фонда "РеформУголь" ведет мониторинг социальных последствий реструктуризации угольной отрасли России. В этом широкомасштабном проекте впервые в истории современной России ставится цель последовательно и целенаправленно изучить социальные процессы, протекающих в угольных городах и поселках в связи с перестройкой одной из основных отраслей экономики страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Г.А. Колбин, И.В. Фросина, Е.А. Шаталина Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 46-48. 
В статье отражены результаты работы лаборатории изучения общественного мнения, с 1992 г. работающей на АО «Нижнетагильский металлургический комбинат», которой был внедрен мониторинг факторов, вызывающих социальную напряженность и способных создать ситуацию трудового конфликта. Исследования проводятся с использованием экспресс-анкет и метода квотной выборки, позволяющих обеспечить полную сопоставимость полученных результатов замеру уровня социальной напряженности в течение года.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Александр Лазаревич Темницкий Социологический журнал. 2002.  № 2. С. 76-93. 
В данной статье рассматриваются факторы, воздействовавшие на характер, формирование и изменение трудовых взаимоотношений на предприятиях Москвы и области в 1990-е годы. Среди "горизонтальных" трудовых взаимоотношений (между рабочими) первостепенное внимание уделяется взаимосвязи коллективистских и индивидуалистических ориентаций, среди "вертикальных" (между рабочими и руководителями) — патерналистских и партнерских ориентаций.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Г.Х. Азашников Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 219-222. 
Какие механизмы регулирования трудового процесса присущи российским бизнесменам и руководителям? Каково будущее коллективного договора в современной России? В публикации описываются эти и другие проблемы, связанные с характером трудовых отношений в России. Из проведенного исследования особенностей протекания идентификационных механизмов в современных условиях автор делает следующий вывод: результатом довольно простой управленческой технологии является преобразование аффективного импульса в ценностную установку – работник принимает идеологию предприятия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Александр Лазаревич Темницкий Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 81-88. 
В России с начала 1990-х гг. мотив хорошего заработка стал определяющим фактором трудового поведения и трудовых отношений для наемных работников всех предприятий независимо от форм собственности. Безуспешными явились многочисленные попытки исследователей «связать» фактор материального интереса с другими переменными: удовлетворенностью условиями труда, работой на предприятии в целом и т.д. Автор полагает, что при анализе процессов в сфере оплаты труда необходимо использовать иной обобщенный показатель, а именно – фактор справедливости. Следование принципу справедливости предполагает соответствие вознаграждения трудовому вкладу работника и требует соблюдения социальных условий труда, которые нередко нарушаются. Согласно результатам социологических исследований, в 1996-2004 гг. произошло снижение доли работников, считающих оплату своего труда справедливой. Среди рабочих частных предприятий Москвы и Воронежа «ожидаемая зарплата» (соответствующая их представлениям о реальном трудовом вкладе) в среднем вдвое превосходит получаемый заработок. Автор пытается выяснить, в какой мере оценки справедливости оплаты труда можно рассматривать в качестве независимой дифференцирующей переменной по отношению к другим сторонам труда работников при исследовании их трудовой мотивации. Для выяснения этого вопроса были использованы результаты исследований на одном из предприятий г. Новомосковска (2004 г.), не являющегося особо успешным (средний размер заработка – 4000 р.). Некоторые результаты: Чем моложе и образованнее работник, тем выше его готовность сменить место работы. Желание остаться на своем предприятии у справедливо оплачиваемых работников выражено вдвое сильнее, чем у работников, несправедливо оплачиваемых. Различия в оценках справедливости – несправедливости наиболее сильно зависят от отношений рабочего с непосредственным руководством и работодателем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Светлана Гавриловна Климова Общественные науки и современность. 1997.  № 2. С. 60-69. 
На основе данных социологических обследований, прежде всего ВЦИОМ, автор выделяет основные особенности трудовых конфликтов в 1992—1996 гг. Выделяются стороны трудовых конфликтов, субъекты трудовых отношений, конечные и инструментальные цели сторон конфликтов. Приводятся данные опросов о степени конфликтности в трудовых отношениях, о возможности забастовок и готовности участвовать в них, об оценках результативности забастовок в 1993—1996 гг. Описываются варианты действий забастовщиков и руководителей предприятий, отмечается тенденция подключения экстремистских и коммунистических организаций к трудовым конфликтам. Делается вывод о слабости самодеятельных организаций работников, о непроработанности системных норм, регулирующих отношения на производстве, о непонимании работодателями важности наличия на производстве организации (пусть и конфликтной) работников, ибо самые разрушительные конфликты происходят там, где подобных организаций нет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-02-2006
Андрей Константинович Зайцев, А.Я. Климентьева, С.И. Ермакова, Ю.В. Крапенков Социологические исследования. 1998.  № 10. С. 58-67. 
Изучение методом опроса двадцати забастовок на предприятиях Центрального региона России (Воронеж, Калуга, Тула) в 1996–1997 гг., позволило установить некоторые закономерности выбора и изменения поведенческих стратегий их участников (проталкивание, сотрудничество, компромисс, приспособление и др.). Обращение забастовщиков к более или менее конфронтационным формам стратегии связано не только с их субъективным мнением о своем превосходстве или о законности выдвигаемых требований, но и со стилем поведения противоположной стороны. Применение администрацией силовых методов или даже угроза этого приводит к максимальному ужесточению позиции стачечников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2006
Оксана Николаевна Субочева Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 18-21. 
В тексте изложены результаты исследований двух промышленных предприятий Подмосковья (1992 г.) на предмет выявления социальных факторов оптимизации межличностных отношений в трудовых коллективах. Исследовалась их субъектность – практическая реализация групповых установок на самоорганизацию, саморегуляцию в процессе производства. Основной вывод: поведенческий компонент субъектности изученных коллективов пребывает в зачаточном состоянии, ограничиваясь индивидуализированными заботами его членов исключительно о своем участке работы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-04-2005
Марина Викторовна Карелина Социологические исследования. 2001.  № 5. С. 40-49. 
Состояние членской базы является ключевым индикатором организационного и финансового благополучия профсоюзов, определяющего уровень их влияния на общественные процессы. Между тем, за последние 10 лет численность профсоюзов (имеется в виду только профсоюзы, входящие в ФНПР) существенно сократилась. Профсоюзам предстоит адекватно оценить свое влияние на массы, разработать иные подходы к показателям профсоюзного охвата. Выбрать верные приоритеты в работе. В противном случае. При очередных экономических потрясениях встанет вопрос о существовании самих профсоюзов как влиятельной силы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-08-2003
Светлана Юрьевна Барсукова Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 5. С. 26-40. 
Не так давно в стране был принят новый Трудовой кодекс. Разумно ли ждать изменений в этой связи в трудовых практиках россиян? Способен ли он сократить теневой рынок труда? Какие стратегии сокращения теневой занятости в нем заложены? Соответствуют ли устремления властей ожиданиям людей? Насколько сами люди лояльны к "теневизации" трудовой сферы? В статье рассматриваются вопросы трудового права, анализируется способность нового Трудового кодекса сдерживать теневые процессы, а также готовность людей поддерживать устремления законодателей или, наоборот, отмалчиваться по поводу неправовых трудовых практик. Автор сравнивает две версии проектов Трудового кодекса - "правительственную" и "профсоюзную".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 15-09-2007
Социологические исследования. 1991.  № 12. С. 39-47. 
Основная тема обсуждения, состоявшегося по инициативе Научно-исследовательского центра труда и журнала СОЦИС (1991 г.) – выработка общестратегических подходов к разрешению трудовых конфликтов, неизбежно возникающих в условиях перехода к рыночной экономике. Участники дискуссии сошлись во мнении, что, во-первых, социальный конфликт не нужно рассматривать как исключительно деструктивное явление. Во-вторых, наиболее перспективный путь к управлению и разблокированию подобных ситуаций – понимание природы и специфики собственно трудовых конфликтов и «отделение» последних от политических манипуляций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
А А Сарно Социологические исследования. 1999.  № 5. С. 44-45. 
Автор выделяет два типа трудовой мотивации: мотивацию к конкретному труду и базовую мотивацию к труду как специфической форме социальной деятельности. Опираясь на данные ВЦИОМ, автор фиксирует резкое падение уровня базовой мотивации на протяжении 1989-1993 гг. То обстоятельство, что после падения указанный уровень не повышается, автор считает тревожным для общества симптомом. Поскольку воспроизводство базовой мотивации к труду не является естественно протекающим процессом, ее уровень, зафиксированный исследователями, можно считать свидетельством того, что у большинства населения нет стимулов к его повышению. Таким образом, уровень базовой мотивации к труду является эффективным показателем успешности социальных реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2006
Валентин Данилович Озмитин Социологические исследования. 1993.  № 3. С. 21-29. 
В статье рассматриваются проблемы мотивации труда и деятельности в советском обществе. В частности, отмечено влияние на мотивацию труда факторов духовного характера – религиозных, этических, эстетических. Отмечено, что в новой отечественной дискуссии по проблемам трудовой мотивации ощущается недостаток анализа с марксистских позиций. Сопоставляются мировая и советская практика трудовых отношений в связи с необходимостью перехода от второй к первой. Выделяются особенности мотивации работника-собственника, в частности в сельском хозяйстве. Констатируется, что современный этап в развитии отношений человека к труду отличается особым плюрализмом, в котором на первый план выдвигаются мотивы выгодности, доходности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2006
Е.Л. Щекова Социологические исследования. 2002.  № 3. С. 97-99. 
Волонтерство – особая система трудовых отношений, использующая нематериальные механизмы стимулирования, с каждым годом становится все более важным ресурсом сферы культуры во многих странах мира. Сравнительный анализ социальных характеристик добровольцев США и России показывает, что их профессиональная структура практически идентична. Непопулярность данной формы труда в нашей стране можно объяснить сложным экономическим положением россиян, а также отсутствием законодательных установлений, стимулирующих работу добровольцев.
ресурс содержит прикрепленный файл