Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 12-10-2006
Леонид Васильев Общественные науки и современность. 2006.  № 6. С. 124-137. 
В статье видного российского историка осмысливаются и подвергаются критике основы марксистской теории социально-экономической формаций как исторической теории, основанной на представлении о саморазвитии производительных сил и классовой борьбе как движущей силе истории. Автор отстаивает точку зрения о закономерности и позитивной роли неравенства в жизни общества, о творческих силах человеческого интеллекта как основе общественного развития, о значении диффузии культурных достижений в истории. Рассматривается проблема условий проявления доминирующей роли народных масс и культурной элиты в развитии человечества. Поднимается вопрос о разнице между представлениями о социальных конфликтах (в том числе войнах) и "классовой борьбе" как двигателях истории. Обсуждаются проблемы роли Запада и Востока в истории и современном мире, перспективы развития человечества. Особое внимание уделяется проблемам возрастающей роли радикального ислама.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2006
Георгий Александрович Сатаров Общественные науки и современность. 2006.  № 3. С. 23-39. 
Проблема, поставленная в заголовок статьи, обусловлена тем, что любое общество стремится к стабильности, однако в нем все же происходят постоянные изменения. Автор выдвигает гипотезу, что любой социальный порядок содержит встроенные в него подструктуры, берущие на себя функции расшатывания и преодоления действующего социального порядка. При правильно организованном функционировании таких подструктур происходит эволюционное развитие общества, при их блокировании дело кончается революционным взрывом. Свою гипотезу автор проверяет на данных мифологии различных народов, истории деятельности таких персонажей, как деревенские дураки, шуты, скоморохи, юродивые и т.п. Анализируется роль авангардного искусства ХХ в. в подготовке прихода к власти тоталитарных режимов. Делается вывод, что в той мере, в которой социальный порядок содержит в себе структуры, предназначенные для поддержания и воспроизводства случайности, способен защищать их, он и содержит в себе возможность социальных изменений.