Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 04-12-2004
Dennis Smith
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 24-32. 
В статье намечены пути (способы, алгоритмы) снятия в современном мире острых политических, религиозных и межэтнических конфликтов, а также предотвращения войн. По мере становления мирового сообщества перед человечеством рано или поздно встанет задача создания «глобального управления». Речь идет о глобальном диалоге: энергичных действиях мирового гражданского общества с опорой на политические институты глобального уровня по разрешению конфликтов внутри тех или иных стран, между отдельными нациями и государствами. Автор опирается на работу израильского ученого Авишаи Маргалит под названием «Порядочное общество» /Margalit A. The Decent Society. Cambridge, Mass. 1996/. Основная идея этой книги: общество только тогда можно назвать порядочным, когда оно не унижает никого из своих членов. Унижение может быть вызвано открытым насилием, дискриминацией, эксклюзией (исключение – ограничение прав в экономической, политической, культурной и иных сферах) по отношению к отдельным нациям, народам или социальным группам. Ссылаясь на примеры, автор анализирует механику раскручивания цепи унижений и ответной мести со стороны униженных. Это непрекращающаяся война Израиля с палестинскими экстремистами, военная акция США в Ираке, спор между Индией и Пакистаном по поводу Джаммы и Кашмира и т.д. В качестве яркого примера выхода из цикла унижений представлено окончание апартеида в ЮАР. Став президентом, Нельсон Мандела убедил своих последователей «отказаться от возмездия, достиг понимания с ключевыми лидерами белых, установил диалог с белым сообществом через программу поиска истины и примирения».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
А. В. Дмитриев Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 4-13. 
Считается, что в целом проблему миграции желательно рассматривать в аспекте единства и расхождения, особенно в перспективе, т.е. в будущих миграционных конфликтах. Тенденции народонаселения давно известны: высокая рождаемость в одних странах, низкая - в других, к тому же продолжается тенденция к концентрации экономической мощи и богатства в одних странах и уменьшения такой мощи в отстающих регионах. Все это сопровождается заметными миграционными потоками с Юга на Север, из Восточной Европы в Западную: связь миграционных движений с глобализацией очевидна, и, по-видимому, существует необходимость рассматривать последнюю с учетом ее противоречий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2005
Наталья Васильевна Коровицына Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 13-22. 
Исследуется содержание системных трансформаций в бывших странах социалистического содружества Центральной и Юго-Восточной Европы и их осмысление социологами, политологами, культурологами. Обозначены принципы, которыми руководствуются исследователи разной мировоззренческой ориентации в изучении трансформационных процессов в экономике, социальной и культурной сфере. В ретроспективе рассмотрены события второй половины XX в. и их отражение в социально-политических теориях. Параллельно с появлением в СССР «научного коммунизма» в качестве учебной и пропагандистской дисциплины на Западе оформилась советология как компаративное изучение общественных систем советского типа. После «бархатных революций», распада СССР и мировой социалистической системы доктрина, доказывавшая преимущества реального социализма и прогрессивность движения обществ по социалистическому пути отошла в прошлое. Как глобальная моносистема (ориентированная на построение в будущем мирового коммунистического общества) данная модель уже не нуждается в критике. Однако это не перечеркивает позитивную историческую роль социалистического движения, которое обеспечило трудящимся правовые и социальные гарантии. Венгерский социолог Э. Ханкиш отмечает, что запоздалое вступление центрально-европейских стран на путь капиталистического развития, отсутствие сильной национальной буржуазии привели к тому, что работники умственного труда взяли на себя выполнение функций, совсем не характерных для западноевропейских интеллектуалов. В рассматриваемых странах, переходивших на рубеже 1990-х к «рыночной экономике», возобладала и на протяжении десятилетия господствовала теория неолиберальной трансформации. Дальнейшее развитие показало, что радикально-рыночный либерализм привел к кризисным явлениям. В настоящее время страны "Малой Европы", выйдя из полосы трансформаций, начинают обдумывать свою "национальную модель", происходит возврат к региональным исследованиям и к обсуждению вопросов увязывания собственной культурной идентичности с процессами европейской интеграции.
Опубликовано на портале: 06-12-2004
Андрей Владимирович Чугунов, Вера Алексеевна Ачкасова Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 71-77. 
В статье выявляются связи между развитием электронных технологий и процессами регионализации в условиях глобализации. Авторы отмечают, что в большинстве развитых стран в последнее время усиливается автономия локальных территорий и возрастает роль регионов. Выделены три группы подходов к интерпретации данных явлений. В одних случаях интеграция и регионализация оцениваются как естественные в условиях глобализации тенденции развития, составляющие единое целое. В других – напротив, регионализация расценивается как новая феодализация: большие социальные образования распадаются на соперничающие друг с другом домены; усиливается автономия локальных сообществ (И. Уоллерстайн, Д. Лестнер, В. Шляпентох). При сетевом подходе (М. Кастельс, А. Турен) регионализация видится как неизбежный результат процессов становления информационного общества. Формируется новый тип политического образования – государство информационной эпохи, «основанное на сети политических институтов и органов принятия решений национального, регионального, местного и локального уровней, неизбежное взаимодействие которых трансформирует принятие решений в бесконечные переговоры между ними» (Кастельс, Киселева). Процесс перехода к сетевому государству благодаря интерактивному характеру коммуникаций облегчает участие граждан в управлении и контроле действий властей. Авторы отмечают, что такая благостная картина далека от российской действительности. В менталитете российских граждан по-прежнему актуален стереотип главенствующей роли государства в социальных процессах. При наличии единого экономического центра, где сосредоточены финансовые ресурсы и властные рычаги, нарушаются внутренние связующие функции взаимоотношений центр – периферия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2004
Людмила Сергеевна Онокой Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 80-85. 
Статья посвящена вопросам реформирования образования в России и за рубежом. Общая тенденция в развитии стран Европы состоит в расширении их экономической, политической и культурной интеграции, обеспечении большей открытости друг для друга. Реализация идеи открытости в общественном развитии требует формирования открытого образования, которое динамично отвечало бы на изменения в обществе и, естественно, включало бы культурные и научно-педагогические достижения других стран. В 1999 г. 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая обеспечила взаимную адаптацию национальных систем высшего образования с корректировкой учебных стандартов для их совместимости. Российское образование не осталось в стороне от интеграции систем образования. В сентябре 2003 г. Россия официально закрепила свое участие в Болонском процессе, а в ряде ее университетов введены соответствующие общеевропейскому стандарту двухуровневые программы подготовки и квалификации высшего образования (бакалавр/магистр). Но имеют место трудности. В нашей народнохозяйственной системе в квалификационном плане не определены статусы бакалавра и магистра. Как показывают результаты опросов выпускников, работников деканатов и преподавателей вузов, рынок труда не был готов к трудоустройству новых категорий специалистов. Из-за укороченного срока обучения бакалавров работодатели выражают сомнение в их подготовке при приеме на работу. С другой стороны, магистры котируются на рынке труда практически наравне с имеющими традиционные дипломы специалистами, что не оправданно хотя бы ввиду разных сроков их обучения. Рассмотрены и иные препятствия на пути интеграции России в международное образовательное пространство: различия в содержании и структуре учебных программ сходных специальностей в России и западных странах; недостаточный уровень и объем обучения иностранным языкам в российских вузах и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл