Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Валерия Викторовна Делинская
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2001.
№ 2 (52).
С. 16-23.
На основе данных массовых опросов, проведенных ВЦИОМ с осени 1999 г. по март 2001
г., а также результатов исследования общественных настроений методом фокус-групп,
осуществленных в 1999-2001 гг. Фондом "Центр политических технологий",
проанализированы составляющие имиджа В. В. Путина и динамика их изменений в соответствующий
период. Обсуждаются проблемы устойчивости рейтинга В. В. Путина в связи со стоящей
перед
верховной российской властью необходимостью принимать и осуществлять непопулярные
политические решения, в первую очередь, - в области трудового законодательства и
жилищно-коммунальной реформы.


Опубликовано на портале: 26-08-2003
Марина Дмитриевна Красильникова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2002.
№ 1 (57).
С. 24-34.
В статье анализируется возможность построения сводных показателей общественных настроений
для описания динамики совокупности общественно-политических, экономических представлений
населения России.


Опубликовано на портале: 24-07-2013
Ольга Евгеньевна Кузина, Диляра Ханифовна Ибрагимова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2010.
№ 4(98).
С. 26-39.
В статье представлены данные двух взаимодополняющих исследований, посвященных проблеме измерения доверия населения финансовым институтам. Авторы приходят к выводу, что необходимо увеличить информационную открытость как государственных регуляторов реформирования этим рынкам, так и деятельности финансовых компаний.


Доверяет ли население банкам? [статья]
Опубликовано на портале: 16-07-2013
Елена Николаевна Прокофьева
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 1(69).
С. 80-84.
черные вторники", то дефолты. Анализ статистических данных приводит к выводу, что, несмотря на предпринятые коммерческими банками усилия по привлечению сбережений населения, за годы реформ проявилось существенное расхождение между целями финансовой политики государства, заинтересованного в увеличении потока частных инвестиций, и реальным сберегательным поведением граждан, большинство которых ориенти- ровано на размещение сбережений в виде наличной валюты.


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 4(72).
С. 4-18.
В сентябре 2004 г. проведено исследование при участии ВЦИОМ, исследовательской группы "ЦИРКОН" (Россия), лаборатории "Новак" (Белоруссия), Донецкого информационно-аналитического центра (ДИАЦ) (Украина) и Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) (Казахстан) в рамках проекта "Евразийский монитор". В каждой из стран исследование проводилось по общенациональной репрезентативной выборке (всего опрошено 1550 человек в России, 1075 — в Белоруссии, 2100 — в Украине, 1500 — в Казахстане).


Опубликовано на портале: 26-08-2003
Борис Владимирович Дубин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2002.
№ 4 (60).
С. 49-59.
Автор критически анализирует понятие "глобализация" и альтернативные ему ("glocalization"
и др.), включая их в контекст процесса модернизации, его различных стадиальных трансформаций
и функциональной роли "культуры" (европейского проекта культуры) в динамике перехода
европейских обществ к их "современному", "развитому" состоянию.


ЕГЭ-эксперимент: промежуточный финиш [статья]
Опубликовано на портале: 19-07-2013
Владимир Владимирович Солодников
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2007.
№ 4(84).
С. 114-129.
Аббревиатура ЕГЭ — единый государственный экзамен — сегодня знакома большинству россиян. Многие считают его нововведением, однако у ЕГЭ есть своя история.


Опубликовано на портале: 17-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2004.
№ 4(72).
С. 37-44.
Произошедшие за последние годы значительные изменения коснулись не только политической системы, но и массового сознания. Исчезли непримиримые противоречия между либералами и патриотами, левыми и правыми, традиционалистами и прогрессистами, западниками и русскими националистами. Патриотические ценности, если и не принимаются всеми безусловно, то, по крайней мере, и не отвергаются ни в одном из электоральных сегментов, как это было в 1990-е годы.


Опубликовано на портале: 22-08-2003
Виктория Семенова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2002.
№ 5 (61).
С. 54-59.
На материалах опроса ВЦИОМ по поколенческой проблематике
(август 2001 г., 1600 чел.) и глубинных биографических интервью 1990-х гг. рассматриваются
представления россиян, принадлежащих к возрастной когорте тридцатилетних, об их коллективном
жизненном опыте; степень их адаптированности к социально-экономическим переменам
1990-х годов; отношение к рыночным реформам. Наиболее успешная сегодня в экономическом
плане по сравнению с другими возрастными группами россиян, когорта тридцатилетних
- кандидатов на ведущие места в политике и экономике страны ближайшего периода.
Тем не менее она демонстрирует заметную приверженность к советской модели социальных
аспираций, профессиональной мотивации и жизненной карьеры, выражает неудовлетворенность
настоящим, разочарование в социальных реформах последнего десятилетия, чувство быстро
утраченного "своего" времени.


Опубликовано на портале: 19-07-2013
Сергей Черняховский
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2007.
№ 3(83).
С. 38-43.
Редакция решила опубликовать статью профессора Сергея Черняховского (в августе 2007 г. уже обнародованную им в русской части Интернета), затрагивающую важную тему методологии постановки вопросов в опросах общественного мнения. Многие социологи и политологи полагают, что нередко формулировка вопросов в анкетах, особенно по политической тематике, подводит, подталкивает отвечающих к определенным ответам, что создает искаженное представление об истинных политических взглядах населения. В данном случае автор статьи выбрал в качестве предмета для анализа вопросы анкет Левада-центра. Однако аналогичные упреки периодически адресуются и другим социологическим центрам, в частности, ВЦИОМ. Поэтому мы считаем, что дискуссия на данную тему, особенно в разгар политической жизни в стране, была бы весьма полезна для повышения объективности политической социологии, опросов общественного мнения.


Запад, граница, особый путь: символика
"другого" в политической мифологии
современной России [статья]
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Борис Владимирович Дубин
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2000.
№ 6 (50).
С. 25-34.
По мнению 34% нынешних россиян (опрос ВЦИОМ, август 2000 г., N=1574 человек), большинство жителей России "уважительно" относятся к странам Запада; по оценке
еще 35%, — в этом отношении нет никаких "особых
чувств", оно нейтрально. Такие чувства, как "страх" или
"презрение" к западному миру, большинству россиян, по
мнению респондентов, абсолютно не свойственны, и лишь
для 9% опрошенных относятся сегодня к Западу россияне
с "тревогой" (11% затруднились с ответом). Напротив, на
Западе, по мнению тех же респондентов, гораздо реже относятся к России спокойно (это отношение отметили 19%
наших опрошенных). По оценкам россиян, чувства, с которыми на Западе относятся к России, ярко выражены:
преобладает "тревога" — 12%; "презрение" — 21%; но
сильнее всего здесь элемент "сочувствия" — 23%; люди
Запада выражают россиянам "уважение" — таково мнение лишь 8% опрошенных. Итак, "мы", по нашему мнению,
"их" уважаем и относимся к ним в целом спокойно, "они"
же из-за "нас" переживают, но чаще презирают, опасаются нас и уж точно нас "не уважают".


Опубликовано на портале: 25-07-2013
Анна Леонидовна Корженко
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2010.
№ 6(100).
С. 30-35.
В статье анализируются данные социологических исследований, демонстрирующие характерные черты современной молодежи, в частности, ее отношение к идеалам. Автор приходит к выводу, что большинство молодых людей лишены каких-либо идеалов, аполитичны и ориентируются скорее на собственные субкультуры.


Опубликовано на портале: 19-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2007.
№ 1(81).
С. 16-26.
В ближайшие полтора года россиянам предстоит избирать нового Президента России, новый состав Государственной думы, а также в некоторых регионах — Законодательные собрания, выборы в которые происходят два раза каждый год — в марте и октябре. Если в предыдущих избирательных циклах интрига во многом определялась не только возможным результатом тех или иных партий и кандидатов, но и возможным уровнем явки избирателей, то последние нововведения в избирательное законодательство, устраняющие порог необходимой явки, делают выборы еще более предсказуемыми.


Опубликовано на портале: 25-07-2013
Павел Иванович Мтиулишвили
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2010.
№ 6(100).
С. 55-64.
В статье рассматриваются некоторые особенности взаимодействия индивидуальных индексов социальных настроений в структуре интегрального индекса. Также показана мера воздействия указанных интегрального и индивидуальных индексов на показатели протестного потенциала и протестных намерений представителей различных социальных групп. Анализ проводится на основе данных еженедельных всероссийских опросов ВЦИОМ за период 2009–2010 гг.


Опубликовано на портале: 21-07-2013
Виталий Анатольевич Куренной
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2009.
№ 3(91).
С. 184-191.
Качественное социологическое исследование, посвященное состоянию интеллектуально- активной группы. Рабочая гипотеза: советский феномен интеллигенции в современной России принимает новые формы, задача сводилась к установлению таких новых форм общественной активности.

