Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Юрий Александрович Левада
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
1998.
№ 4.
С. 7-12.
С целью выработки подходов к решению одной из ключевых задач эмпирической социологии
– оценки адекватности данных, получаемых в опросах общественного мнения, -
автор выделяет в ответах респондентов два уровня: уровень «активных» суждений,
непосредственно связанных с определенными действиями, и уровень обобщенных, символических,
а также «интровертных» суждений, которые скорее являются оценочными или
характеризующими эмоциональное состояние субъектов. В этой связи рассматривается
и широко иллюстрируется на конкретных примерах всякий раз возникающая в процессе
интерпретации результатов исследования методологическая проблема формирования механизмов
взаимосвязей и переходов между этими уровнями. По мнению автора, методологически
грамотные исследования общественного мнения должны быть ориентированы на изучение
разных уровней массовых настроений и установок, и в первую очередь на исследование
проблемы перехода от намерения к действию (например, от политической симпатии к политической
поддержке, или от «протестных» настроений к реальному участию в акциях
протеста).

Опубликовано на портале: 22-08-2003
Юрий Александрович Левада
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
1998.
№ 1.
С. 12-18.
Исходя из понимания социальной элиты как социальной группы, располагающей уникальными
социально-значимыми ресурсами и способной использовать этот потенциал для поддержания
нормативных образцов, символических структур и опорных социальных «узлов»
данной социальной системы, сохранять и воспроизводить его, автор
пытается охарактеризовать социальную группу, персонифицирующую
современную российскую власть, на предмет ее соответствия роли и функциям социальной
элиты. Автор предлагает различать
«ближнюю» и «дальнюю» социальные элиты, из которых первая служит
своего рода посредником в отношении трансляции поведенческих и нормативных образцов)
между обществом и «дальними» элитарными структурами.

Опубликовано на портале: 22-08-2003
Андрей Петрович Горбачик
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
1998.
№ 5.
С. 15-18.
Исследуется возможность применения индекса социального самочувствия в качестве интегрального
выражения политических, экономических и социальных изменений в переходном обществе.
С той целью используются взаимосвязи между политическими ориентациями и субъективным
самоощущением граждан в качестве непрямой характеристики стратегических предпочтений
населения. Посредством сравнительного анализа данных украинских эмпирических социологических
исследований 1995-97 гг. показано, что сторонники капиталистической ориентации в
сравнении со сторонниками социалистической ориентации имеют более высокий индекс
социального самочувствия. Обсуждаются причины и предпосылки столь существенного различия
устойчиво сохраняющихся социально-политических характеристик ключевых сегментов украинского
общества.
