Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены

Выпуски:
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Татьяна Ивановна Заславская Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 15-19. 
В качестве целей, легитимирующих реформирование постсоциалистических обществ, обычно рассматриваются: формирование сильного правового государства, демократизация политической власти и общественной жизни, становление конкурентной рыночной экономики со сбалансированным развитием государственного и частного секторов, повышение качества жизни и рост благосостояния народа. Однако фактические результаты трансформации этих обществ оказались иными. В России вместо сильного правового возникло слабое криминализованное государство, где господствуют правовой беспредел и тотальная коррумпированность властных структур. Вместо конкурентного рынка, базирующегося на активности мелких и средних предпринимателей, сформировался полукриминальный монопольный рынок, главными действующими лицами которого являются квазигосударственные промышленно-финансовые корпорации. Национальное производство неуклонно сжимается, падает уровень благосостояния граждан, доходы 10% наиболее богатых семей в 20 раз превышают доходы наиболее бедных. Обобщающим социальным итогом реформ служит снижение ожидаемой продолжительности жизни россиян на 4-5 лет. Таким образом, результаты трансформационных процессов, возникших под влиянием реформ, скорее противоположны тем целям, ради которых они начинались.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Владимир Борисович Звоновский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 35-37. 
Во время проведения выборной кампании по избранию российского парламента 1999 г. местные власти, а через них и федеральные стали максимально широко использовать возможности смешанной системы избрания депутатов Государственной Думы, чего до сих пор старались избегать. В этой связи проблема влияния всей совокупности административных рычагов на мнение и поведение избирателей, получившей в прессе название административного ресурса, оказалась основной в большинстве аналитических материалов и отчетов наблюдателей, посвященных прошедшим парламентским выборам. Под административным ресурсом в данной статье понимается совокупность возможностей влиять на мнение и поведение избирателей, которые имеются в распоряжении руководителей предприятий, территориальных образований (районов, городов). Использование властных рычагов является одним из важнейших инструментов ведения предвыборной борьбы и агитации. Однако их не следует сводить, как это часто делается, к прямому воздействию на избирателя, принуждению его к какой-то форме поведения на выборах или к манипуляциям с избирательными бюллетенями в ходе подсчета голосов. Не следует также и переоценивать возможность такого влияния на избирателей. Как будет показано ниже, оно носит ограниченный характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Лев Дмитриевич Гудков Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 6 (50). С. 46-49. 
В конце октябре 2000 г. число сторонников мирных переговоров с чеченскими лидерами впервые превью -«то число сторонников активных боевых действий федеральных войск против чеченских вооруженных формирований: 46% опрошенных против 44% при 10% затруднившихся с ответом. При этом общая тенденция в динамике массовых настроений явно направлена на прекращение боевых действий, поскольку из группы сторонников активных боевых операций постоянно выделяются колеблющиеся, со временем склоняющиеся к мирным вариантам решения проблемы. Увеличение числа потерь в федеральных войсках заставляет часть из них (примерно 15%) отказаться от первоначальной позиции "добить бандитов" и волей-неволей смириться с нежелательным, но реальным положением вещей — признать сепаратистов (А.Масхадова) или полевых командиров реальной силой, а соответственно, и полноправным партнером (ибо в России традиционно уважают силу и признают ее в качестве законного аргумента). 21% из настаивающих на продолжении наступления в этой ситуации теряется и затрудняется с ответом. Таким образом, в ближайшее время группа воинственно настроенных граждан может лишиться еще около трети своих единомышленников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Владимир Борисович Звоновский Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 2 (46). С. 51-52. 
В ходе последней предвыборной кампании в очередной раз поднимался вопрос о точности социологических прогнозов, основанных на опросах избирателей. Принимая всю ответственность за возможные ошибки такого прогнозирования на себя, отечественные полстеры старательно обходят вопрос об обоснованности самого критерия достоверности официальных результатов выборов. Будучи совершенно оправданным с этической точки зрения, уход от этой проблемы не кажется вполне адекватным реальной ситуации, которая сформировалась на сегодняшний день в политической сфере жизни нашего общества. Попытки исследований возможных нарушений, или, выразимся точнее, корректировок волеизъявления граждан, во время или после голосования делались как отечественными исследователями, так и зарубежными. Наибольшую известность приобрела работа С.Собянина и В.Суховольского "Демократия, ограниченная фальсификациями", вышедшая в 1995 г. В ней авторы применяют одну из статистических теорий к распределению голосов по официальным данным во многих регионах России и приходят к выводу о несоответствии этих данных теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Вера Никитина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 49-54. 
Свершилось. То, чего в последнее время так хотели российские граждане, произошло. Первый президент Российской Федерации ушел в отставку. Его решение в этот раз соответствовало желанию большинства граждан. Вот как выглядела ситуация в стране незадолго до того, как Б. Ельцин стал всерьез думать об уходе. По некоторым свидетельствам, впрочем, не вполне внятным, это произошло осенью прошлого года (опрос 1999 г., сентябрь, N=1600).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Борис Владимирович Дубин Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 6 (50). С. 25-34. 
По мнению 34% нынешних россиян (опрос ВЦИОМ, август 2000 г., N=1574 человек), большинство жителей России "уважительно" относятся к странам Запада; по оценке еще 35%, — в этом отношении нет никаких "особых чувств", оно нейтрально. Такие чувства, как "страх" или "презрение" к западному миру, большинству россиян, по мнению респондентов, абсолютно не свойственны, и лишь для 9% опрошенных относятся сегодня к Западу россияне с "тревогой" (11% затруднились с ответом). Напротив, на Западе, по мнению тех же респондентов, гораздо реже относятся к России спокойно (это отношение отметили 19% наших опрошенных). По оценкам россиян, чувства, с которыми на Западе относятся к России, ярко выражены: преобладает "тревога" — 12%; "презрение" — 21%; но сильнее всего здесь элемент "сочувствия" — 23%; люди Запада выражают россиянам "уважение" — таково мнение лишь 8% опрошенных. Итак, "мы", по нашему мнению, "их" уважаем и относимся к ним в целом спокойно, "они" же из-за "нас" переживают, но чаще презирают, опасаются нас и уж точно нас "не уважают".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Лев Дмитриевич Гудков Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 5 (49). С. 35-44. 
Вторая чеченская война началась на характерном психологическом фоне — астеническом переживании безнадежности существования, 'бесперспективности, массовой усталости, истощенности смысловой почвы коллективной жизни. Но резкое изменение ситуации, особенно после террористических актов, взрывов домов в трех российских городах, всплеска ярости, мести и страха, а затем — прихода В.Путина к власти, сопровождалось быстрым повышением общего тонуса российского общества. Война заставила как бы повеселеть население России. И хотя эта фаза политической и социальной мобилизации продолжалась сравнительно недолго — к весне она закончилась, тем не менее интенсивность процессов массовой консолидации, наблюдаемая в России с начала второй чеченской войны, а перед этим — во время натовских бомбардировок Югославии, заставляет пересмотреть представления о характере механизмов социальной идентичности, дополнить прежние разработки идеей "негативной идентификации".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 2 (46). С. 3-6. 
Публикуются результаты всероссийского опроса общественного мнения (март 1993 - март 2000). Помимо данных о доверии различным политическим лидерам, приводятся данные о социально-экономическом оптимизме населения России, об оценке населением экономических реформ и динамики материального положения собственной семьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 1 (45). С. 3-14. 
Публикуются результаты всероссийского опроса общественного мнения (март 1993 - январь 2000). Помимо данных о доверии различным политическим лидерам, приводятся данные о социально-экономическом оптимизме населения России, об оценке населением экономических реформ и динамики материального положения собственной семьи. Кроме этого, публикуются данные по блоку вопросов, посвященному лидерским и личным качествам государственных деятелей России и США (Россия - по опросу ВЦИОМ, январь, 2000; США ~ Public Perspective, январь-февраль 2000)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 6 (50). С. 4-7. 
Публикуются результаты всероссийского опроса общественного мнения (март 1993 - ноябрь 2000). Помимо данных о доверии различным политическим лидерам, приводятся данные о социально-экономическом оптимизме населения России, об оценке населением экономических реформ и динамики материального положения собственной семьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 3 (47). С. 3-6. 
Публикуются результаты всероссийского опроса общественного мнения (март 1993 - май 2000). Помимо данных о доверии различным политическим лидерам, приводятся данные о социально-экономическом оптимизме населения России, об оценке населением экономических реформ и динамики материального положения собственной семьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 5 (49). С. 3-6. 
Публикуются результаты всероссийского опроса общественного мнения (март 1993 - сентябрь 2000). Помимо данных о доверии различным политическим лидерам, приводятся данные о социально-экономическом оптимизме населения России, об оценке населением экономических реформ и динамики материального положения собственной семьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 4 (48). С. 3-6. 
Публикуются результаты всероссийского опроса общественного мнения (март 1993 - июль 2000). Помимо данных о доверии различным политическим лидерам, приводятся данные о социально-экономическом оптимизме населения России, об оценке населением экономических реформ и динамики материального положения собственной семьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 3 (47). С. 52-93. 
Выборочные результаты Мониторинга общественного мнения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 5 (49). С. 61-90. 
Выборочные результаты Мониторинга общественного мнения.
ресурс содержит прикрепленный файл