Мир России
1970 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Опубликовано на портале: 31-12-2010
А Г Осипов
Мир России.
2008.
Т. 17.
№ 1.
С. 102-121.
Статья посвящена разным способам описания этнических различий в законодательстве
и политической практике. Сравнение законодательства на основе концепта «национально-культурной
автономии» и подходов, основанных на понятиях «мультикультурализма»
и «меньшинств», обнаруживает между ними много общего. Также сравнение практик
в России и в других странах позволяет найти ряд параллелей. Этнические различия организуются
и описываются в категориях «группы» и «культуры»; ключевым оказывается
вопрос об отношении группы к территории; проблематика равенства в значительной степени
сводится к вопросу о справедливой классификации и таксономии групп. Оказывается,
что подобные подходы не имеют прямого утилитарного значения, но служат задаче выработки
социально приемлемого описания окружающей общественной реальности. Эти наблюдения
заставляют поставить вопрос уникальность или своеобразие России в области, именуемой
«национальной политикой» или «этническими отношениями», и, напротив,
говорить о локальных проявлениях глобальных закономерностей в восприятии и репрезентации
этнического разнообразия.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ст Уайт, А МакАллистер
Мир России.
2008.
Т. 17.
№ 4.
С. 37.
Белоруссия и Украина – два представителя так называемых «промежуточных
государств». Своим языком, религией и историей они, с одной стороны, связаны
с Западом, а, с другой, по-прежнему тяготеют к бывшим советским республикам, к числу
которых некогда относились сами. Данные национальных представительных опросов, проведенных
в период с 2000 г. по 2008 г., свидетельствуют о том, что чувство «европейства»
в этих странах ослабевает также, как и в России. Количество людей, поддерживающих
инициативы по вступлению в Европейский союз или присоединению к НАТО, неуклонно снижается.
Все три государства в большей степени склонны отождествлять себя с Содружеством независимых
государств. Кроме того, собранный эмпирический материал свидетельствует о том, что
противоречия во внешнеполитической ориентации в большей мере выражены на Украине,
где общественное мнение в то же время является серьезным ограничением для действий
властей.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Сергеевич Малахов, А Г Осипов
Мир России.
2008.
Т. 17.
№ 3.
С. 67-91.
Целью статьи является определение того, какое место понятие «национальное меньшинство»
занимает в российских публичных дискурсах.
Необходимо принимать в расчет в первую очередь проблематичность самой категории «меньшинства»
и исторически связанного с ней эссенциалистского подхода к пониманию этничности.
Слабость идеи меньшинств – это допущение, что группу можно рассматривать как
изолированную и относительно однородную культурную целостность, имеющую границы,
членство, четкие отличительные признаки и способную действовать солидарно. Необходимо
также учитывать вовлеченность понятия «меньшинство» в политические коллизии,
а также его перегруженность смыслами.
В России этничность является способом организации социального и политического пространства,
средством классификации населения и фактором идентификации и самоидентификации индивидов.
Она воплощена в целом ряде социальных и политических институтов, в том числе дискурсивных
практиках, формальных и неформальных предписаниях, воздействующих на поведение людей.
В современных российских дискурсах общество предстает как сумма «этносов»,
которые мыслятся как коллективные личности со своей внутренней структурой, интересами,
способностью предпринимать осознанные действия и т. д.
Ключевым в интерпретации понятия «меньшинство» выступает представление
об исторической связи этнической группы с определенной территорией. Соответственно,
этническими меньшинствами считаются группы, которые живут за пределами «своей»
территории. Из понятия меньшинство исключаются «коренные» и «титульные»
общности, а также эпизодически группы, образуемые мигрантами. Предметом публичного
обсуждения в основном являются общие идеологические (а не утилитарно-прагматические)
вопросы, например, о символическом признании той или иной группы.
Та часть российского законодательства, которая имеет отношение к этничности, мозаична
и сложна, как по структуре, так и по содержанию. Правовые акты, как правило, адресованы
этническим группам как целостностям; при этом этническая категоризация отличается
большим разнообразием. Все законодательство, касающееся этнических групп, исходит
из общих этнонационалистических допущений: в частности, широко используются концепты
групповых прав, «этнического развития», «межэтнических отношений».
Среди принятых терминов присутствует и понятие «национальные меньшинства».
Правовое определение «меньшинства» отсутствует, а попытки ввести такую
дефиницию в законодательство пока не дали результата.
Законодательство, касающееся этнических групп, имеет в основном символическое значение,
а с содержательной точки зрения строится по принципу «сужающейся воронки»:
продвижение от общих декларации к подзаконным актам и правоприменению сопровождается
существенным сокращением государственных гарантий и обязательств.
Россия также несет ряд международных обязательств по защите меньшинств, однако, анализ
показывает, что активность страны в этой области ограничивается демонстративными
жестами, адресованными в основном внешней аудитории.
Причины того, что понятие «меньшинство» не играет существенной роли в российских
публичных дискурсах, авторы видят в том, что Россия в целом не осмысляет себя как
«национальное» в этническом смысле государство и что понятие «меньшинство»
имеет множество заменителей, которые исполняют сходные функции символической организации
этнических различий.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
С Мизобата
Мир России.
2008.
Т. 17.
№ 1.
С. 3-19.
Социалистическая система и ее трансформация способствовали переосмыслению подходов
к государственному управлению и созданию институтов. В данной статье на основе анализа
динамики развивающихся стран рассматриваются последствия российской трансформации
с точки зрения их влияния на изменения, произошедшие в «третьем мире»,
а также факторы, определяющие выбор государственной стратегии в развивающихся странах.
Такой подход обусловлен успешным опытом восточноазиатских социалистических стран,
таких как Китай и Вьетнам. Рекомендации, выработанные в этой статье, могут оказаться
полезными в контексте российской трансформации.

