ПОЛИС: Политические исследования
Опубликовано на портале: 07-04-2004
Владимир Яковлевич Гельман
ПОЛИС: Политические исследования.
2001.
№ 6.
С. 6-18.
Работа предназначена прежде всего для специалистов в области методологии общественных
наук. Согласно Владимиру Гельману, одна из опасностей, возникающих при анализе современной
российской политики – это опасность неверного формирования и применения концептов.
Ошибкам при этом подвержены не только “несознательные”, использующие
любые готовые теории исследователи, но и исследователи “сверхсознательные”,
пытающиеся подобрать свой собственный инструментарий. Некритичное заимствование “западного”,
равно как и разработка глобальных самостийных теорий чревато появлением “концептуальных
натяжек”, когда существующее объяснение, как предполагается, является объяснением
“на все случаи жизни”. “Объяснение” посредством такого “натянутого
концепта” страдает нормативным уклоном (крайний вариант - телеологизм) и низкой
познавательной ценностью. “Лидером в номинации” следует признать концепт
“политической культуры” (“гражданской культуры”, “правовой
культуры”…“культуры вообще”), рассмотрение употребления которого
выявляет оба вида натяжек: явный нормативный уклон (противопоставление наличного
и должного) и небольшую разрешающую способность. “Политическая культура”,
по мнению автора, входит в число “остаточных” категорий, использование
которых является индикатором того, что исследователь не в состоянии что-либо объяснить
- что связано не с принципиальной неприменимостью самой категории, а с неверным использованием,
размещающим ее сразу на нескольких ступенях “лестницы абстракций”, когда
смешиваются элементы теорий как макро-, так и микроуровня.


Опубликовано на портале: 22-08-2003
Елена Юрьевна Мелешкина
ПОЛИС: Политические исследования.
2002.
№ 5.
В статье анализируется опыт использования модели “воронки причинности”
при исследовании электорального поведения. Детально разобрав “классический”
вариант “воронки причинности”, предложенный в 1960 г. Э. Кэмпбеллом и
его коллегами в монографии “Американский избиратель”, а также ее версию,
разработанную Э. Оппенхойсом, автор конструирует собственную модель, адаптированную
к российским условиям. Эта модель, по признанию автора, носит сугубо схематический
характер, и для ее плодотворного применения при анализе поведения российских избирателей
необходимы адекватная операционализация представленных в ней факторов и получение
релевантных эмпирических данных.


Опубликовано на портале: 21-02-2003
Алексей Кириллович Толпыго
ПОЛИС: Политические исследования.
2002.
Обсуждаются результаты
регулярно проводимых экспертных опросов, выявляющих ведущих политиков Украины. Прослеживается
динамика рейтингов 75 украинских политиков; комментируются особенности этих процессов,
обусловленные статусом отдельных персон
в политической иерархии Украины, их официальными должностями, близостью к центрам
власти и т.д. На основе наблюдаемых изменений выстраиваются определенные корреляции,
обладающие, по мнению автора, определенной предсказательной силой.



Восприятие образов двенадцати ведущих политиков России
(Психологический и лингвистический
анализ) [статья]
Опубликовано на портале: 19-02-2003
Елена Борисовна Шестопал, Марина Вильгельмовна Новикова-Грунд
ПОЛИС: Политические исследования.
1996.
№ 5.
С. 168-191.
Обсуждаются
проблемы политической психологии, а именно массового восприятия политиков
на рациональном и бессознательном уровнях по результатам эмпирических исследований.
Особое внимание уделяется описанию процедуры и методологии исследования, построению
исследовательских гипотез. Результаты исследуются с использованием
политико-психологического, лингвистического и ассоциативного анализа. Выводы
и практические рекомендации, предлагаемые авторами, будут полезны при изучении политического
поведения, в электоральной прогностике, при коррекции публичного имиджа политиков
и т.п.



Восприятие политических лидеров и отношение к демократии:
некоторые
особенности сознания
россиян [статья]
Опубликовано на портале: 17-02-2003
Светлана Викторовна Нестерова, Вероника Геннадьевна Сибирко
ПОЛИС: Политические исследования.
1997.
№ 6.
Рассматривается психологический
аспект демократизации; обобщаются эмпирические данные двух исследовательских
проектов, направленных на изучение методами политической социологии вопроса о том,
какими личными и профессиональными качествами должен обладать политический лидер,
чтобы рассчитывать на доверие избирателей и гарантировать себе необходимую электоральную
поддержку. Дается типология представлений россиян о качествах ведущих политиков России.
Статья содержит обширный фактический материал.



Опубликовано на портале: 19-02-2003
Владимир Михайлович Анисимов
ПОЛИС: Политические исследования.
1995.
№ 4.
Обсуждается проблема контроля со стороны общества и политических институтов
над вооруженными силами и силовыми структурами. Отмечается, что она
актуальна и важна не только для современной России, но и многих других стран, переживающих
сложные переходные процессы. По мнению автора, контроль над военными структурами
должен включать институциональный контроль, осуществляемый парламентом и правительством,
специальный контроль, осуществляемый специальными вневедомственными федеральными
органами, собственно социальный контроль, субъектами которого могут выступать различные
организации и структуры гражданского общества. В заключение рассматриваются основные
условия и предпосылки создания в России системы гражданского контроля за процессами
формирования и реализации военно-кадровой политики с участием государственных органов
и общественных организаций.



Опубликовано на портале: 22-08-2003
Алексей Геннадьевич Володин
ПОЛИС: Политические исследования.
2000.
№ 3.
Исследуя в исторической ключе процесс становления в России гражданского общества,
автор, доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД РФ А. Г. Володин уделяет
внимание влиянию, какое оказывал и продолжает оказывать на него
«догоняющий» характер российской модернизации. При этом он отмечает, что
стремление «догнать и перегнать» Запад привело к быстрому осовремениванию
социально-экономической структуры общества и его институтов, следствием чего стало
накопление внутри российского общества элементов нового качества. Однако патримониальное
государство, пытаясь осуществлять модернизацию, одновременно стремилось сохранить
привилегии монополизировавших власть групп - этим отчасти и объясняется неэффективность
реформаторской деятельности последнего десятилетия. По мнению автора, решить задачи
современного этапа экономического и социально-политического развития России возможно
в рамках модели системного обновления, предполагающей качественные изменения социально-экономических
условий и политических институтов, технологии производства, структуры занятости населения
и характера внешнеэкономической деятельности, а также кардинальное обновление правящей
элиты.


Опубликовано на портале: 20-02-2003
Алексей Геннадьевич Володин
ПОЛИС: Политические исследования.
1998.
№ 6.
С. 92-102.
Ставится проблема системно-контекстного
описания процессов качественной трансформации так называемых обществ позднего старта
(к коим,
безусловно, следует относить и Россию). Ключевой
для России задачей автор считает создание устойчивых институциональных и интеллектуальных
условий для воспроизводства соревновательной экономической системы и механизма политического
представительства. Это требует пересмотра базовых подходов к пониманию взаимоотношений
гражданского общества и государства в России. Отмечается, что в стране наметилось
движение в сторону смены парадигмы политического
мышления. Среди признаков этого процесса указываются: переход от монетаризма к этатизму,
активизация экономического развития регионов,
совершенствование механизмов социальной защиты граждан и т.п. Следствием этих изменений
можно ожидать постепенное превращение массовых слоев населения в активного политического
субъекта.



Опубликовано на портале: 20-02-2003
Илья Борисович Левин
ПОЛИС: Политические исследования.
1996.
№ 5.
С. 107-119.
Понятие гражданского общества, по мнению автора, все еще находится на
периферии российского массового сознания и в этом есть как
отрицательные, так и положительные моменты. Проведен контент-анализ
и дается история употребления термина "гражданское общество" в России.
Обсуждаются теоретические аспекты обоснованности этого понятия; его методологической
валидности политическому целеполаганию; условия и ограничения его применимости в
разных этнокультурных (цивилизационных) контекстах, неизбежно меняющих отдельные
его характеристики; и актуальность исследования соответствующего феномена
российской политической наукой.
Современная проблематика гражданского общества разделяется на три среза: классический,
рассматривающий взаимосвязи
в треугольнике общество-государство-гражданин; цивилизационный и постиндустриальный
(который сегодня чаще называют глобализационным). Отмечается тенденция к развитию
и усложнению как самого феномена гражданского общества, так и соответствующего
понятия политической науки.



Опубликовано на портале: 25-02-2003
Сергей Петрович Перегудов
ПОЛИС: Политические исследования.
1995.
№ 3.
С. 58-60.
Авторитетный российский политолог, специалист по проблемам корпоративизма, групп
интересов и гражданского общества, доктор исторических наук Сергей Петрович Перегудов
вводит читателя в проблематику, намеченную в своем докладе профессором А.Арато (см.
Политические исследования, 1995, 3, с. 48-57). Речь идет о проблеме гражданского
общества, актуализировавшейся в современной политической науке в связи с крахом
государственного социализма в странах Восточной Европы и бывшего соцлагеря в целом.
Потребность ускоренной демократической трансформации этих стран побуждают к серьезному
теоретическому переосмыслению традиционной дуальной схемы государство - гражданское
общество, поиску более оптимальных моделей современной социально-политической динамики.


Опубликовано на портале: 22-08-2003
Владимир Яковлевич Гельман
ПОЛИС: Политические исследования.
2000.
№ 2.
Рассматриваются факторы диверсификации регионального
политического развития России. Автор представляет разработанную им на основе эмпирического
анализа «генерирующую гипотезу». Он считает, что синтез структурного и
процедурного подходов в исследовании трансформационных политических процессов в российских
регионах требует новых теоретических построений. Что касается изучаемого региона,
важнейшими факторами, обусловившими особенности и последствия трансформаций режима,
стали его (режима) ресурсные характеристики и специфические обстоятельства образования
новых формальных институтов, прежде всего местного самоуправления и всеобщих конкурентных
выборов. В 1988-1999 гг. в регионе произошел переход от моноцентричного режима позднесоветского
типа к неустойчивому бицентрическому режиму со структурными расколами на элитарном
и на социетальном уровнях. Эти расколы были перенесены на поле электоральной конкуренции,
что создает, по мнению автора, условия для успешной демократизации.


Опубликовано на портале: 24-02-2003
Владимир Петрович Горяинов
ПОЛИС: Политические исследования.
1997.
№ 4.
С. 57-77..
Обсуждаются результаты, полученные автором в ходе углубленного и методологически
выверенного
математического анализа регулярных общедоступных социологических данных
(ВЦИОМ. Мониторинг ориентаций, настроений и оценок российского населения).
Отслеживаются долговременные тенденции
в российском массовом сознании относительно
рейтингов доверия политическим лидерам. Исходя из
предположения о том, что каждый политический лидер олицетворяет собой довольно устойчивую
систему политических ценностей и ориентаций, автор выносит на суд читателя теоретико-методологическое
обоснование используемой в дальнейшем процедуры анализа данных (включающей методы
графического и параметрического анализа) и на ее основе выстраивает тренды доверия
политическим лидерам. Как показали последующие политические события, прогностическая
способность
данного исследования оказалась явно
недостаточной. Но это скорее проблема не автора, а российской политической социологии
в целом.



До и после парламентских выборов [статья]
Опубликовано на портале: 13-02-2003
Игорь Моисеевич Клямкин
ПОЛИС: Политические исследования.
1993.
№ 6.
С. 39-53.
Рассматриваются задачи российской политической социологии в период радикальных реформ.
Она должна, по мнению автора,
эффективно оценивать и прогнозировать не только основные,
наиболее яркие и протяженные во времени тенденции политического развития, но и ближайшие
перспективы политического процесса на уровне конкретных политических акторов. На
примере политической борьбы лета-осени 1993 г., предшествующей парламентским выборам
декабря 1993 г., по многочисленным данным систематических социологических
исследований прослеживается динамика политического и электорального ресурса основных
партийно-политических группировок того периода. Процессы, происходящие в российском
массовом сознании, интерпретируются с использованием дифференциации по социально-демографическим
и профессиональным признакам, по типу политических идеалов и ожиданий, а также ценностных
предпочтений.

Опубликовано на портале: 01-04-2003
Владимир Яковлевич Гельман
ПОЛИС: Политические исследования.
1996.
№ 2.
С. 84-100.
Обсуждается фундаментальная проблема политической модернизации России -
стабилизация избирательного процесса и самой избирательной системы, легитимация института
парламентских выборов в России и, собственно, Государственной думы. В качестве ключевого
события в этой связи автор рассматривает Думские выборы 17 декабря 1995 г.
Анализируется совокупность факторов стабилизации/трансформации российской избирательной
системы, особое внимание уделяется воздействию законодательных ограничений на течение
и перспективы процесса демократизации в России, отмечаются позитивные черты
сформировавшейся к 1996 г. избирательной системы и связанные с некоторыми
ее особенностями опасности и угрозы.



Избирательные кампании и проблемы их подготовки: равное
игровое поле и демократические
выборы [статья]
Опубликовано на портале: 01-04-2003
Maurice Merleau-Ponty
ПОЛИС: Политические исследования.
1995.
№ 4.
Рассматриваются основные предпосылки проведения свободных и честных выборов:
регистрация политических партий в соответствии
с нормами свободных конкурентных выборов; равномерное определение границ избирательных
округов; отсутствие дискриминации при регистрации избирателей, а также кандидатов
и партий, участвующих в выборах; адекватность ресурсов при организации выборов; честное
и всеобъемлющее освещение в средствах массовой информации позиций всех кандидатов
и партий. Отмечается, что без соблюдения этих условий доверие к выборам у широких слоев
населения будет подорвано, что неизбежно скажется на электоральном поведении избирателей.


