Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Александр Васильевич Новокрещенов Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 29-34. 
Автор статьи задается вопросом, действительно ли при наличии нужного количества ресурсов можно любого человека избрать на любой пост? Действительно ли электоратом можно управлять как угодно без всяких ограничений? Автор представляет результаты своего исследования, целью которого было определить, обладает ли местное сообщество каким-либо механизмом самозащиты от навязывания нужных власти кандидатов в ходе выборов. В основе исследования - опрос 700 человек в Новосибирске, проведенный в ноябре 2001 г. Оценивалось влияние биосоциальных факторов (пол, возраст, образование, социальный статус, продолжительность проживания в городе) на характер реакции электората на внешнее воздействие в ходе выборов. После анализа влияния каждого из указанных факторов делается вывод, что все они оказывают влияние на политические пристрастия избирателей и на их электоральную активность. Эти объективные факторы, а также еще добавленный автором фактор под названием «ментальность», ограничивают возможность манипуляции избирателями и являются частью защитного механизма общества от внешних воздействий. Этот механизм поддержания устойчивости автор не берется описать (в чем честно признается) и уподобляет его знаменитой «невидимой руке» Адама Смита, а также коллективному бессознательному.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2007
Евгений Григорьевич Андрющенко Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 16-18. 
В статье рефлексируется десятилетний опыт выборов в России и участие/неучастие в этом процессе в качестве экспертов социологов. Автор отмечает, что наиболее грамотно с прогнозами результатов выборов выступают специалисты по проблемам изучения общественного мнения. Однако круг тех, кто постоянно оказывался в поле внимания СМИ, особенно телевидения, был ограничен руководителями двух центров: Ю. Левадой (ВЦИОМ) и А. Ослоном (Фонд "Общественное мнение"). Оба центра при этом оказались в финансовой зависимости от участников предвыборной гонки со стороны "партии власти".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2005
Лариса Григорьевна Титаренко Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 96-108. 
Эмпирической базой анализа массового сознания населения Беларуси, в первую очередь, особенностей восприятия идеалов и ценностей демократического политического строя, являются материалы двух опросов, проведенных в 2000 г. в рамках общеевропейского исследования ценностей и в 2002 г. в рамках международного исследования политической культуры. Основная гипотеза состоит в том, что, несмотря на нынешнее позитивное отношение белорусов к рынку и демократии в целом, оно парадоксальным образом соединяется с желанием масс сохранить все завоевания социализма и совместить их с рыночными ценностями. По мнению автора статьи, это и означает противоречивость, парадоксальность массового сознания населения, причудливо соединяющего в себе типичные ценности и нормы социализма с существенно отличными нормами и представлениями рыночного демократического общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2009
Роман Николаевич Лункин Социологические исследования. 2008.  № 4. С. 27-36. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-01-2005
Владимир Васильевич Серебрянников Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 60-64. 
Выборы в Государственную Думу - особое для силовиков политическое событие. При их подготовке и проведении военные предстают в четырех ипостасях: как кандидаты в депутаты Госдумы; "военный электорат"; активные организаторы избирательной кампании; объект политической борьбы различных партий и движений. Иллюстративные материалы представлены периодом с 1993 по 1999 гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2006
Юрий Васильевич Ирхин Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 73-82. 
Автор поясняет, что под "электронным правительством" (E-Government) в литературе понимеются интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и с институтами гражданского общества. В процессе становления "электронного правительства" выделены три основные стадии-направления: "публичность", "участие" и "онлайн-транзикции". Под публичностью понимается использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к информации о деятельнсти федеральных органов государственной власти и местного самоуправления. Участие. - это включение граждан в управление государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении всего процесса подготовки и принятия политических решений. Онлайн-транзикции обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций, регистрацию общественных объединений и т.д. Автор отмечает, что в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока успешно реализована начальная стадия ("публичность"). Сообщается, что Финляндия первой в мире приняла закон об электронных услугах, включающий положения о правах и обязанностях органов государственного управления и их клиентов, о требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В статье также дается общая характеристика официальных правительственных веб-порталов США, Канады, Финляндии и Великобритании. В заключение рассмотрен ход реализации принятой в 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Приведены данные о серверах основных государственных служб Российской Федерации, серверах Правительства и административных округов Москвы, а также территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Пхён Ки Кан Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 147-152. 
Автор проводит краткий анализ характеристик правящих элит стран СНГ периода с 1991 по 2003 год. За отправную точку взята советская "номенклатура". Выделены такие особенности номенклатурной элиты, как закрытость, эгоистические интересы и аморальность. Показано, что характерной чертой постсоветских элит стало смешение номенклатурной и новой элиты. В России 1991-1995 гг. в качестве главных акторов политического господства названы выходцы из прежних элит и новички. В конце правления Ельцина заговорили об "олигархах" и "семье". В 2000-2003 гг. к ельцинским элитам добавились "питерцы" и "чекисты" от экс-КГБ. Отмечается, что нынешний Президент РФ избегает резкой смены кадров и формирует опору власти в кругах политического класса. При нем ослабла роль "семьи", "олигархов" и региональных элит. В Казахстане, где власть является "гарантией возможности распределения ресурсов и бюрократических постов", формирование правящих элит осуществляется преимущественно под влиянием президента. Там сложилась склонная к олигархии "клиентная" система с наличием влиятельных кланов, основанных на родо-племенных связях. В Узбекистане политически влиятельные кланы делятся на шесть группировок, имеющих региональные базы. Наиболее сильны, по мнению автора, Самаркандский, Ташкентский и Ферганский кланы. В Узбекистане статус-кво отражает баланс власти между политически влиятельными кланами. Тенденция клановой политики питает антипрезидентские настроения, которыми пользуются контрэлиты ради смены власти. Вывод автора по всем трем странам СНГ: общая особенность их правящих элит состоит в сохранении закрытости от общества и в укреплении клановости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2006
Петр Александрович Плютто Социологические исследования. 1990.  № 11. С. 147-151. 
Автор рассматривает эволюцию идеи «военного коммунизма» от статьи «Судьбы рабочей партии и нынешней революции» (1918 г.), в которой А.А.Богданов впервые употребил этот термин. В статье доказывается, что Богданов вкладывал в термин «военный коммунизм» более широкий теоретический смысл, чем современные определения, тесно связывающие данное понятие со сравнительно коротким историческим периодом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
И.А. Василенко Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 98-106. 
В этой части исследования автор на основе зарубежного опыта раскрывает содержание понятия «государственное администрирование», то есть «бюрократии». В идеале – это иерархическая, рациональная система (организованная структура), предназначенная для квалифицированного и ответственного исполнения политики в интересах общества. государственно-административная деятельность – ключевой элемент в любой современной социально-политической системе, которая в конечном счете определяет характер и специфику указанной деятельности. Поэтому стремиться к созданию некой универсальной, приемлемой для любой страны модель государственного администрирования невозможно и ненужно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-07-2005
И.А. Василенко Социологические исследования. 1993.  № 8. С. 88-95. 
Публикация представляет собой фрагмент монографии, в которой впервые в российской литературе излагается история возникновения теории административно-государственного управления. В ней также рассматриваются основные направления и пути развития этой науки, характеризуются ведущие школы в Западной Европе и США. Анализируется также эволюция государственной службы в ведущих странах мира. Особое внимание уделено исследованию объекта, предмета и методологии теории административно-государственного управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2005
John Biggart Социологические исследования. 1993.  № 7. С. 139-150. 
Автор (нередко в полемическом ключе) рассматривает вклад А. Богданова в развитие идеи дегенерации государственного социализма в систему, подвластную бюрократической элите (новому классу). Главным образом речь идет о том, как Богданов трактовал роль «радикальной технической интеллигенции». Цель статьи – доказать, что Богданов «никогда не приписывал» этой группе ведущей роли при переходе к социализму, что он лишь теоретически допускал превращение интеллигенции в правящий класс, что советская теория «нового класса» была провозглашена не им, а его последователями «богдановцами».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2006
Никита Евгеньевич Покровский Социологические исследования. 1993.  № 3. С. 98-99. 
Статья предваряет публикацию работы декана отделения докторских программ Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк) Алана Вульфа. Автор рассказывает о содержании фундаментального тома «Америка в конце столетия», вышедшего в 1991 г. и посвященного анализу основных сторон американской общественной жизни в конце ХХ в., редактором которой является Вульф.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2007
Михаил Валентинович Масловский Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 93-96. 
Концепция тоталитарной бюрократии представляет собой результат одной из немногочисленных в отечественной социологии попыток развить некоторые положения классических политологических и социологических теорий. В качестве исходных теоретических моделей в данном случае выступают теория тоталитаризма, разработанная X. Арендт, и теория бюрократии М. Вебера. Концепция тоталитарной бюрократии, призванная осуществить определенного рода синтез различных элементов этих теорий, сформулирована Ю.Н. Давыдовым, в его работе "Макс Вебер и современная теоретическая социология" данная концепция изложена наиболее последовательно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл