Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Опубликовано на портале: 31-10-2007
И.Е. Евдокимов
Социологические исследования.
2003.
№ 11.
С. 155-156.
Рецензия на книгу: Страны Балтии и Россия: общества и государства / Отв. ред.-сост. Д.Е. Фурман, Э.Г. Задорожнюк. М.: Референдум, 2002. 556 с.


Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ренальд Хикарович Симонян
Социологические исследования.
2003.
№ 1.
С. 59-66.
Стабилизация государственности у народов Балтии не только укрепила чувство безопасности,
но и способствовала пониманию того, что с русской общиной разумно и полезно ладить,
более того, ее следует использовать при построении современного демократического
государства с либеральной экономикой. Если в конце 80-х – начале 90-х гг. у
титульных народов Балтии доминировали экзистенциально окрашенные интересы (стабильность,
безопасность, солидарность), то сегодня характерен заметный сдвиг к прагматическому
и индивидуальному поведению.
В настоящее время господствующим становится мнение, что жизненно важные для общества
цели не могут быть достигнуты в ситуации, когда в государстве имеются сотни тысяч
жителей с неопределённым правовым статусом. Отмеченный многими аналитиками парадокс
перемен в массовом сознании населения Балтии состоит в следующем. У русских 10-12
лет назад вызывало беспокойство закрытость титульных (хуторян), а те в свою очередь
считали, что опасность исходит от инородцев. Сегодня же, наоборот, уже многие
титульные считают, что потенциальным источником опасности стала именно закрытость
инородческого сообщества, и связанная с этим этническая разделенность общего социума.
И что именно неясность перспектив является одной из главных причин самодостаточности
русской общины, ее замыкания в своей языковой среде. Таким образом, казавшаяся
раньше спасительной категория«закрытость» представляется титульным жителям
Балтии уже несколько в ином свете.



Опубликовано на портале: 30-10-2007
Ирина Викторовна Щербакова
Социологические исследования.
2003.
№ 11.
С. 132-137.
Изучение оценочных высказываний респондентогв о своей политической практике позволяет классифицировать общие принципы выбора ими «своих» и «чужих» партий, объединений групп, считает автор комментария. Соответствующий опрос партийных активистов (2002 г.) дает основания для вывода: идеологические, ценностные, организационные, ситуативные, аналитические и пр. критерии дифференциации у молодых политиков настолько размыты, что основания для объединения в различные внешне референтные группы могут совмещаться друг с другом.


Опубликовано на портале: 17-01-2006
Вероника Алексеевна Иванова
Социологические исследования.
2002.
№ 3.
С. 44-50.
Результаты социологического изучения катастрофического сознания россиян показал, что иерархия мнимых и реальных страхов людей, придерживающихся либеральных установок, и теми, кто выступает за сохранение вмешательства государства в экономику и социальные процессы, примерно одинакова. Это значит, что в действительности в России отсутствует четко выраженный барьер между сторонниками западных образцов развития и традиционного пути. Вдобавок обе группы населения занимают одинаковую пассивную позицию относительно реформ: они не намерены активно участвовать в социальных трансформациях.


Судьба русского коммунизма [статья]
Опубликовано на портале: 19-08-2005
С.В. Кортунов
Социологические исследования.
1997.
№ 2.
С. 48-64.
В статье анализируются проблемы коммунизма с позиций раннего марксизма. Отмечается, что «красная идеология» большевиков не строилась на постулатах раннего марксизма. Ставится вопрос, почему именно Россия стала местом проведения всемирного коммунистического эксперимента? Автор полагает, что в ситуации начала ХХ в., когда Запад стал грезить концом Истории, Россия нашла себя между недостаточностью цивилизационного уникализма и избыточностью религиозного универсализма. В национальном смысле, считает автор, коммунисты не только остановили хаотический распад России, но и восстановили единство и территориальную целостность страны, пусть и тиранически мобилизовав народ на построение великой державы. В свете проведенного анализа событий Октября и последующих десятилетий автор рассматривает течения современного российского коммунизма, прежде всего позиций КПРФ. Ставится вопрос: есть ли место коммунизму в ХХI в.? По мнению автора, коммунизму старого типа там места нет и не будет.


Существует ли в Польше «элита элит»? [статья]
Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ирена ПанькувПерев.: Андрей Анатольевич Зотов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004. № 8. С. 43-54.
Изучаются изменения в политических элитах и в отношениях между ними и обществом
(на материале преобразований в Польше 90-х гг. XX в.). Автор поддерживает позицию
социологов (Ж. Эрто, Й. Василевски, В. Веселовски), рассматривающих эти процессы
как идущую сверху революцию, где элитам принадлежит роль «инициатора»
и «вдохновителя» перемен, а также «стабилизирующего фактора».
Анализируются данные опросов, проведенных в 1996 и 2000 г. среди депутатов Сейма.
Используются материалы классических и современных теорий элит и теорий демократии.
Вывод: в политической организации польского общества отмечается два внутренне противоположных
процесса: 1. Формирование плюралистических элит. 2. Создание надпартийной "элиты
элит", когда сравнительно узкая элита над элитами действует в более широком, но также
элитном окружении.

Опубликовано на портале: 31-05-2006
Юрий Андреевич Гаврилов, Елена Николаевна Кофанова, Михаил Петрович Мчедлов, Александр Григорьевич Шевченко
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 56-69.
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования
«Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся
России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований
РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных
опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего
не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить
по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность
проявляют протестанты (среди них
меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание
от крайних
течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников
крайних течений).
Степень доверия к собственной религиозной
организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа
опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано
различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на
вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных
и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения»,
а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей»,
то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных
групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения»,
на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные
противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике».
Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального
фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в
порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе
места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность
в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе
места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения
к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании
его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.


Опубликовано на портале: 25-01-2005
Наталья Никитична Козлова
Социологические исследования.
1998.
№ 2.
С. 108-119.
Автор статьи исследует дневник партийного и профсоюзного
работника Николая Андреевича Рибковского, который тот вел во время ленинградской блокады. С помощью анализа дневника делаются выводы об устройстве советского общества того времени.


Опубликовано на портале: 05-10-2004
Наталья Алексеевна Алексахина
Социологические исследования.
1998.
№ 2.
С. 49-54.
В статье исследуется проблема изменения национальной идентичности, как важного аспекта
формирования межэтнического взаимодействия нового типа. Социально-политические и
экономические трансформации в России послужили катализатором возникновения национального
вопроса на всех уровнях общественной жизни. Одновременно произошла смена приоритетов
в национальной самоидентификации у детей, родившихся в смешанных браках. Все это
оказывает влияние на снижение численности этнически русского населения, происходящее
в настоящий период, и вместе с другими демографическими процессами определяет изменения
в составе русского этноса в будущем. Эти выводы автора статьи подтверждаются данными
государственной статистики, а также данными исследования, проведенного в Петрозаводске,
УланУде, Казани и Нарьян-Маре. Методом фокусированной выборки на базе микропереписи
1994 г. были проинтервьюированы 800 респондентов – членов домохозяйств, в составе
которых был хотя бы один представитель титульной национальности.


Опубликовано на портале: 12-02-2007
Святослав Иванович Григорьев
Социологические исследования.
2000.
№ 2.
С. 13-19.
Внимание ученых и практиков управленческой деятельности в России все более основательно
обращается к проблеме адекватного осмысления жизненных сил национальных групп, проживающих
в нашей стране. Этого требует не только явное обострение межнациональных отношений
во многих регионах Российской Федерации, их конфликтность, но и очевидная весьма
масштабная тенденция совпадения национально-этнической и социально-классовой структуры
российского общества. Кроме того, интерес к проблеме стимулируется все большим осознанием
угроз, рисков, обусловливаемых нарастанием глобальной проблематики, главным образом
связанной с экологией, сохранением естественных основ бытия человека.


Опубликовано на портале: 09-12-2005
Виктор Владимирович Танчер
Социологические исследования.
1999.
№ 10.
С. 16-26.
Автор ставит вопрос о применении теорий неоэлитизма при анализе ситуаций в новых независимых странах, в частности в Украине. Раскрываются историко-социологические корни и тенденции эволюции элитизма. Описывается теория демократического элитизма. Ставятся вопросы, связанные с политическими элитами посткоммунистического мира. Рассматриваются особенности украинской национальной элиты, проблемы взаимоотношения теоретических моделей и украинской реальности. Делается вывод, что неоэлитистская типология элит приложима к постсоветским реалиям с известными оговорками.


Теория дескрипции и метатеория [статья]
Опубликовано на портале: 24-04-2006
Виктор Павлович Макаренко
Социологические исследования.
1996.
№ 5.
С. 50-55.
В рамках разработки проблемы политической метатеории автор обращается к исследованию политического языка и типов политической фактуальности. Сущность политического язык автор видит в том, что каждое понятие в нем лишается строгого теоретического смысла и превращается в абстракцию, под которую можно подвести и оправдать любые действия данных групп. Политический язык есть средство экстериоризации идеологий и навязывания гражданам воли властей. В связи с этим автор, в частности, приходит к выводу, что советовать политикам – безнадежное дело.


Опубликовано на портале: 17-11-2004
Aily Aarelaid-Tart
Социологические исследования.
2004.
№ 10.
С. 63-72.
В отличие от психической травмы, которую исследовали психологи и психиатры, культурная
травма только недавно стала предметом изучения в социологии. Отмечается, что
в истории встречались примеры деформации ценностного мира больших социальных групп,
воспринимавшиеся как культурный кризис, перелом эпох. К концу XX века в связи с глобализмом
остро встал вопрос сохранения культурной идентичности социальных общностей.
Польский социолог П. Штомпка истолковывает культурную травму как последствие столкновений
культурных ценностей социума с «чужим» и враждебным окружением, вызвавшим
дисфункциональные изменения в социальной жизни. Автор применила эту концепцию
к исследованию двух травм: старой, вызванной аннексией Эстонии со стороны СССР и
заставившей народ адаптироваться к советскому менталитету; и новой – травмы
от посткоммунистических трансформаций. Эмпирическая база ее исследований - изучение
биографий и проведение биографических интервью. Как наиболее откровенные оцениваются
интервью, полученные в начале 90-х гг. В середине 90-х еще ощущалась атмосфера
социальной вражды, отчасти напомнившая годы разоблачения «буржуазных националистов».
Перед многими из живших при социализме эстонцами в связи с этим встал вопрос: неужели
они жили неправильно? В число излюбленных тем интервью вошли тогда обманы и трюки
сотрудничавших с советским режимом эстонцев с партийными чиновниками и КГБ. К 2001
г. старая «рана» зарубцовывается, общество преодолевает также и травмирующие
последствия перехода к рыночному хозяйству. Отмечено, что Мертон выделяет четыре
способа выхода из травмы: 1) инновация – восприятие новых навязанных ценностей;
2) ритретизм – возникновение «двойных стандартов», желание забыть
то, что было прежде; 3) бунт – противостояние ценностной агрессии; 4) бегство
– внутренняя или внешняя эмиграция.

Опубликовано на портале: 22-08-2003
Ред.: М.К. Эффендиев
Социологические исследования.
2001.
№ 5.
С. 3-11.
Материалы "Круглого стола", организованного и проведенного Отделением философии,
социологии, психологии и права Российской академии наук и Центром конфликтологии
Института социологии РАН.
В центре внимания выступающих – четыре основных вопроса – 1) критерии
идентификации общественно опасных акций, признаваемых террористическими; 2) социальные
условия возникновения и обострения терроризма, ситуации и факторы; 3) формы, способы
и средства, к которым прибегают современные террористы; 4) меры по предотвращению,
нейтрализации и подавлению терроризма.
В обсуждении приняли участие Е. И. Степанов (Центр конфликтологии Института социологии
РАН), Р. Г. Яновский (отделение философии, социологии и права РАН), В. В. Серебрянников
(Институт социально-политических исследований РАН), Ю. И. Авдеев (Академия ФСБ России),
О. М. Хлобустов (Фонд национальной и международной безопасности), В. Е. Петрищев
(Эксперный
Совет Комитета ГД ФС РФ по безопасности) и др.


Опубликовано на портале: 12-07-2006
Григорий Карлович Варданянц
Социологические исследования.
2005.
№ 7.
С. 78-83.
Автор полагает, что в настоящее время либерал-капиталистической идеологии противостоит выросшая из собственно либеральных идей идеология этнического национализма. Терроризм в этих условиях выступает как разновидность квазиполитических технологий. Поэтому диагностика его сводится к регистрации настроений этнически центростремительного характера, а социальный контроль – к нейтрализации националистической идеологии.

