Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 31-10-2007
И.Е. Евдокимов Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 155-156. 
Рецензия на книгу: Страны Балтии и Россия: общества и государства / Отв. ред.-сост. Д.Е. Фурман, Э.Г. Задорожнюк. М.: Референдум, 2002. 556 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 59-66. 
Стабилизация государственности у народов Балтии не только укрепила чувство безопасности, но и способствовала пониманию того, что с русской общиной разумно и полезно ладить, более того, ее следует использовать при построении современного демократического государства с либеральной экономикой. Если в конце 80-х – начале 90-х гг. у титульных народов Балтии доминировали экзистенциально окрашенные интересы (стабильность, безопасность, солидарность), то сегодня характерен заметный сдвиг к прагматическому и индивидуальному поведению. В настоящее время господствующим становится мнение, что жизненно важные для общества цели не могут быть достигнуты в ситуации, когда в государстве имеются сотни тысяч жителей с неопределённым правовым статусом. Отмеченный многими аналитиками парадокс перемен в массовом сознании населения Балтии состоит в следующем. У русских 10-12 лет назад вызывало беспокойство закрытость титульных (хуторян), а те в свою очередь считали, что опасность исходит от инородцев. Сегодня же, наоборот, уже многие титульные считают, что потенциальным источником опасности стала именно закрытость инородческого сообщества, и связанная с этим этническая разделенность общего социума. И что именно неясность перспектив является одной из главных причин самодостаточности русской общины, ее замыкания в своей языковой среде. Таким образом, казавшаяся раньше спасительной категория«закрытость» представляется титульным жителям Балтии уже несколько в ином свете.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2007
Ирина Викторовна Щербакова Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 132-137. 
Изучение оценочных высказываний респондентогв о своей политической практике позволяет классифицировать общие принципы выбора ими «своих» и «чужих» партий, объединений групп, считает автор комментария. Соответствующий опрос партийных активистов (2002 г.) дает основания для вывода: идеологические, ценностные, организационные, ситуативные, аналитические и пр. критерии дифференциации у молодых политиков настолько размыты, что основания для объединения в различные внешне референтные группы могут совмещаться друг с другом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2006
Вероника Алексеевна Иванова Социологические исследования. 2002.  № 3. С. 44-50. 
Результаты социологического изучения катастрофического сознания россиян показал, что иерархия мнимых и реальных страхов людей, придерживающихся либеральных установок, и теми, кто выступает за сохранение вмешательства государства в экономику и социальные процессы, примерно одинакова. Это значит, что в действительности в России отсутствует четко выраженный барьер между сторонниками западных образцов развития и традиционного пути. Вдобавок обе группы населения занимают одинаковую пассивную позицию относительно реформ: они не намерены активно участвовать в социальных трансформациях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-08-2005
С.В. Кортунов Социологические исследования. 1997.  № 2. С. 48-64. 
В статье анализируются проблемы коммунизма с позиций раннего марксизма. Отмечается, что «красная идеология» большевиков не строилась на постулатах раннего марксизма. Ставится вопрос, почему именно Россия стала местом проведения всемирного коммунистического эксперимента? Автор полагает, что в ситуации начала ХХ в., когда Запад стал грезить концом Истории, Россия нашла себя между недостаточностью цивилизационного уникализма и избыточностью религиозного универсализма. В национальном смысле, считает автор, коммунисты не только остановили хаотический распад России, но и восстановили единство и территориальную целостность страны, пусть и тиранически мобилизовав народ на построение великой державы. В свете проведенного анализа событий Октября и последующих десятилетий автор рассматривает течения современного российского коммунизма, прежде всего позиций КПРФ. Ставится вопрос: есть ли место коммунизму в ХХI в.? По мнению автора, коммунизму старого типа там места нет и не будет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2004
Ирена Панькув
Перев.: Андрей Анатольевич Зотов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 43-54. 
Изучаются изменения в политических элитах и в отношениях между ними и обществом (на материале преобразований в Польше 90-х гг. XX в.). Автор поддерживает позицию социологов (Ж. Эрто, Й. Василевски, В. Веселовски), рассматривающих эти процессы как идущую сверху революцию, где элитам принадлежит роль «инициатора» и «вдохновителя» перемен, а также «стабилизирующего фактора». Анализируются данные опросов, проведенных в 1996 и 2000 г. среди депутатов Сейма. Используются материалы классических и современных теорий элит и теорий демократии. Вывод: в политической организации польского общества отмечается два внутренне противоположных процесса: 1. Формирование плюралистических элит. 2. Создание надпартийной "элиты элит", когда сравнительно узкая элита над элитами действует в более широком, но также элитном окружении.
Опубликовано на портале: 31-05-2006
Юрий Андреевич Гаврилов, Елена Николаевна Кофанова, Михаил Петрович Мчедлов, Александр Григорьевич Шевченко Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 56-69. 
Эта статья представляет собой анализ части материалов единого исследования «Роль религии в формировании толерантного сознания и поведения в изменяющейся России», проведенного в 2004 году в Институте комплексных социальных исследований РАН (см. предшествующую ей публикацию номера). Авторы отмечают, что во всех охваченных опросом религиозно-мировоззренческих группах респонденты из числа верующих чаще всего не идентифицируют себя с конкретным идейно-политическим течением. Если судить по степени самоидентификации респондентов с радикальными движениями, наибольшую толерантность проявляют протестанты (среди них меньше всего сторонников «крайних» ориентаций – и самое высокое отмежевание от крайних течений). Наименее лояльны в этом отношении неверующие (среди них 18,6 % сторонников крайних течений). Степень доверия к собственной религиозной организации наиболее высока у католиков, где полностью ей доверяют 54,5 % от числа опрошенных, и у мусульман (46,2 %); среди православных – 37 %. Проанализировано различие в распределении ответов респондентов разной религиозной принадлежности на вопрос о наиболее существенных причинах межнационального разобщения. Если у православных и мусульман первое место по значимости занимает «ухудшение экономического положения», а на второе место выходят «ошибки в национальной политике центральных властей», то у католиков порядок обратный. Протестанты проявили сильное отличие от всех остальных групп: на первое место они ставят «низкую культуру межнационального общения», на второе – ухудшение экономического положения», на третье – «межрелигиозные противоречия», за которыми идут «ошибки в национальной политике». Авторы на основе серии показателей приходят к выводу, что в сфере влияния национального фактора на межличностные отношения наиболее толерантны протестанты, за которыми в порядке уменьшения уровня толерантности идут иудеи (наиболее толерантны в выборе места жительства), буддисты , мусульмане (проявляющие самую низкую толерантность в семейно-брачной сфере), затем - православные (они наименее толерантны в выборе места жительства). Авторы отмечают довольно высокий уровень положительного отношения к православию со стороны всех конфессиональных групп, что свидетельствует о признании его уникальной роли в процессе культурно-исторического развития России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Наталья Никитична Козлова Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 108-119. 
Автор статьи исследует дневник партийного и профсоюзного работника Николая Андреевича Рибковского, который тот вел во время ленинградской блокады. С помощью анализа дневника делаются выводы об устройстве советского общества того времени.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2004
Наталья Алексеевна Алексахина Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 49-54. 
В статье исследуется проблема изменения национальной идентичности, как важного аспекта формирования межэтнического взаимодействия нового типа. Социально-политические и экономические трансформации в России послужили катализатором возникновения национального вопроса на всех уровнях общественной жизни. Одновременно произошла смена приоритетов в национальной самоидентификации у детей, родившихся в смешанных браках. Все это оказывает влияние на снижение численности этнически русского населения, происходящее в настоящий период, и вместе с другими демографическими процессами определяет изменения в составе русского этноса в будущем. Эти выводы автора статьи подтверждаются данными государственной статистики, а также данными исследования, проведенного в Петрозаводске, УланУде, Казани и Нарьян-Маре. Методом фокусированной выборки на базе микропереписи 1994 г. были проинтервьюированы 800 респондентов – членов домохозяйств, в составе которых был хотя бы один представитель титульной национальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Святослав Иванович Григорьев Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 13-19. 
Внимание ученых и практиков управленческой деятельности в России все более основательно обращается к проблеме адекватного осмысления жизненных сил национальных групп, проживающих в нашей стране. Этого требует не только явное обострение межнациональных отношений во многих регионах Российской Федерации, их конфликтность, но и очевидная весьма масштабная тенденция совпадения национально-этнической и социально-классовой структуры российского общества. Кроме того, интерес к проблеме стимулируется все большим осознанием угроз, рисков, обусловливаемых нарастанием глобальной проблематики, главным образом связанной с экологией, сохранением естественных основ бытия человека.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-12-2005
Виктор Владимирович Танчер Социологические исследования. 1999.  № 10. С. 16-26. 
Автор ставит вопрос о применении теорий неоэлитизма при анализе ситуаций в новых независимых странах, в частности в Украине. Раскрываются историко-социологические корни и тенденции эволюции элитизма. Описывается теория демократического элитизма. Ставятся вопросы, связанные с политическими элитами посткоммунистического мира. Рассматриваются особенности украинской национальной элиты, проблемы взаимоотношения теоретических моделей и украинской реальности. Делается вывод, что неоэлитистская типология элит приложима к постсоветским реалиям с известными оговорками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2006
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 1996.  № 5. С. 50-55. 
В рамках разработки проблемы политической метатеории автор обращается к исследованию политического языка и типов политической фактуальности. Сущность политического язык автор видит в том, что каждое понятие в нем лишается строгого теоретического смысла и превращается в абстракцию, под которую можно подвести и оправдать любые действия данных групп. Политический язык есть средство экстериоризации идеологий и навязывания гражданам воли властей. В связи с этим автор, в частности, приходит к выводу, что советовать политикам – безнадежное дело.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2004
Aily Aarelaid-Tart Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 63-72. 
В отличие от психической травмы, которую исследовали психологи и психиатры, культурная травма только недавно стала предметом изучения в социологии. Отмечается, что в истории встречались примеры деформации ценностного мира больших социальных групп, воспринимавшиеся как культурный кризис, перелом эпох. К концу XX века в связи с глобализмом остро встал вопрос сохранения культурной идентичности социальных общностей. Польский социолог П. Штомпка истолковывает культурную травму как последствие столкновений культурных ценностей социума с «чужим» и враждебным окружением, вызвавшим дисфункциональные изменения в социальной жизни. Автор применила эту концепцию к исследованию двух травм: старой, вызванной аннексией Эстонии со стороны СССР и заставившей народ адаптироваться к советскому менталитету; и новой – травмы от посткоммунистических трансформаций. Эмпирическая база ее исследований - изучение биографий и проведение биографических интервью. Как наиболее откровенные оцениваются интервью, полученные в начале 90-х гг. В середине 90-х еще ощущалась атмосфера социальной вражды, отчасти напомнившая годы разоблачения «буржуазных националистов». Перед многими из живших при социализме эстонцами в связи с этим встал вопрос: неужели они жили неправильно? В число излюбленных тем интервью вошли тогда обманы и трюки сотрудничавших с советским режимом эстонцев с партийными чиновниками и КГБ. К 2001 г. старая «рана» зарубцовывается, общество преодолевает также и травмирующие последствия перехода к рыночному хозяйству. Отмечено, что Мертон выделяет четыре способа выхода из травмы: 1) инновация – восприятие новых навязанных ценностей; 2) ритретизм – возникновение «двойных стандартов», желание забыть то, что было прежде; 3) бунт – противостояние ценностной агрессии; 4) бегство – внутренняя или внешняя эмиграция.
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Ред.: М.К. Эффендиев Социологические исследования. 2001.  № 5. С. 3-11. 
Материалы "Круглого стола", организованного и проведенного Отделением философии, социологии, психологии и права Российской академии наук и Центром конфликтологии Института социологии РАН. В центре внимания выступающих – четыре основных вопроса – 1) критерии идентификации общественно опасных акций, признаваемых террористическими; 2) социальные условия возникновения и обострения терроризма, ситуации и факторы; 3) формы, способы и средства, к которым прибегают современные террористы; 4) меры по предотвращению, нейтрализации и подавлению терроризма. В обсуждении приняли участие Е. И. Степанов (Центр конфликтологии Института социологии РАН), Р. Г. Яновский (отделение философии, социологии и права РАН), В. В. Серебрянников (Институт социально-политических исследований РАН), Ю. И. Авдеев (Академия ФСБ России), О. М. Хлобустов (Фонд национальной и международной безопасности), В. Е. Петрищев (Эксперный Совет Комитета ГД ФС РФ по безопасности) и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Григорий Карлович Варданянц Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 78-83. 
Автор полагает, что в настоящее время либерал-капиталистической идеологии противостоит выросшая из собственно либеральных идей идеология этнического национализма. Терроризм в этих условиях выступает как разновидность квазиполитических технологий. Поэтому диагностика его сводится к регистрации настроений этнически центростремительного характера, а социальный контроль – к нейтрализации националистической идеологии.
ресурс содержит прикрепленный файл