Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуск N7 за 1991 год
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Виктор Николаевич Земсков
Социологические исследования.
1991.
№ 7.
С. 3-16.
Продолжение (начало см.: №6, 1991) исследования социального профиля обитателей ГУЛАГа в период с начала Великой отечественной войны до середины 1950-х гг. Анализируется этнический, половозрастной и профессиональный состав заключенных. Отдельно рассматриваются характеристики нового «спецконтингента НКВД»: военнопленных, коллаборационистов, окруженцев и лиц, проживавших не оккупированной противником территории. Вскрывается политическая подоплека амнистий и реабилитаций периода пребывания у власти Г. Маленкова, Н. Хрущева, К. Ворошилова и В. Молотова.


Опубликовано на портале: 11-05-2006
Е.И. Трошкин
Социологические исследования.
1991.
№ 7.
С. 54-64.
Рассматривая современный советский социум в категориях проекта идеального всемирного гражданского общества И. Канта, автор приходит к выводу. Насаждаемый насильно тотальный коллективизм дискредитировал такие общечеловеческие ценности, как: «сотрудничество», «взаимопомощь», «альтруизм», «бескорыстие» и т.п. Однако вроде бы логичный и естественный отказ от упомянутых категорий, на которых в действительности зиждется современная гражданственность, отдаляет нас от нее. Поступая подобным образом, мы рискуем столкнуться с аномией, от которой до гражданского состояния очень далеко.


Опубликовано на портале: 11-05-2006
Лариса Григорьевна Титаренко
Социологические исследования.
1991.
№ 7.
С. 48-54.
Автор статьи, исследуя характер позднего советского общества, определяет его как «псевдотехнократический». Сложившиеся в СССР в 1950–1970-е гг. высшее звено управленческих кадров представляло собой бюрократов-полупрофессионалов, не умевших по-деловому руководить современной экономикой. Их низкая управленческая культура сделала сферу руководства прибежищем иррационализма и некомпетентности. Это полностью не соответствует принципам подлинного технократизма, восходящим к синтезу знаний и практического опыта ученых и технических специалистов, которым общество вручило бразды правления.


Размышления о революции во Франции [статья]
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Edmund Burke
Социологические исследования.
1991.
№ 7.
С. 125-132.
(начало см.: №6, 1991)
В этой части публикации английский мыслитель рассматривает вклад церкви в становление устойчивости государства. По его мнению, ее роль здесь огромна, поскольку через церковь осуществляется взаимосвязь опыта и приобретенных знаний. Поэтому она должна обладать определенной самостоятельностью, основанной на владении землями, имуществом и т.п., смысл которой в том, чтобы церковь могла заниматься религиозным наставлением не только простого народа, но и аристократов. Именно слабость народной веры плюс безбожие и авантюризм знати привели к тому, что во Франции во времена «старого режима» рухнули общественные взаимные обязательства.

