Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуск N2 за 2001 год
Опубликовано на портале: 29-04-2005
Андрей Анатольевич Зотов
Социологические исследования.
2001.
№ 2.
С. 108-116.
В статье представлен анализ классиком итальянской социологии Вильфредо Парето
феномена
социализма, данный в публицистике 90-х годов и в книге «Социалистические
системы»
(1902-1903 гг.). Рассмотрен его подход к решению проблемы отношения объективного
и
субъективного: субъективное явление – это искаженный образ объективного явления.
На этом основано выделение и раздельное рассмотрение социализма как «объективного
явления»
(реальные системы) и как «субъективного явления» (идеальные системы). В
разделе, посвященном «реальным системам социализма» изучаются исторически
конкретные
государственные и общественные образования, в которых доминировала общественная (коллективная)
формы собственности. Здесь представлены взятые Парето из истории ранние прототипы
социалистических систем: от античной Спарты и сельских общин до экспериментов Оуэна
и кооперативных обществ конца XIX века. В разделе, посвященном «идеальным
системам»
социализм анализируется преимущественно как социалистические доктрины, теории, идеалы,
воззрения и убеждения.


Опубликовано на портале: 24-12-2004
Владик Сумбатович Нерсесянц
Социологические исследования.
2001.
№ 2.
С. 24-34.
Предлагается концепция "объективно возможного и необходимого постсоциалистического
строя". Автор полагает, что логика движения общества от социалистического прошлого
к постсоциалистическому будущему понятна только в контексте всемирно-исторического
процесса, в ходе которого происходит увеличение степени свободы человека. Всемирная
история как прогресс свободы в соответствии с учением Гегеля завершается установлением
строя, основанного на частной собственности и на признании формально-правового равенства
всех граждан. В статье отмечается, что Карл Маркс, при всем радикальном отличии его
подхода от идей Гегеля, отрицал саму возможность иного, послебуржуазного типа
права.
При коммунизме, согласно Марксу, право и государство отмирают, а частная собственность
на средства
производства упраздняется. Встает вопрос о соотнесении реального социализма и
искомой
концепции постсоциализма с этими двумя версиями развития всемирной истории. В
зависимости
от политических ориентаций выделяются три группы ответов: 1. Социализм и коммунизм
– историческая ошибка, надо возвращаться к капитализму. 2. Надо вернуться к
социализму, отчищенному от искажений, и двигаться к коммунизму. 3. Пришло время для
нового, не социалистического и не капиталистического строя. Автор придерживается
последней концепции и рассматривает социализм, представляющий собой «отрицание»
капитализма, как переходную ступень на пути к цивилизму (от civis –
гражданин).
Такой общественный строй может быть сформирован путем правового изменения форм собственности:
на смену капиталистическому антагонизму между собственниками и не собственниками
придут отношения между владельцами большей и меньшей собственности при государственно-правовом
обеспечении неотчуждаемого права каждого гражданина на минимум собственности.


Опубликовано на портале: 17-06-2005
Наталья Федоровна Туценко
Социологические исследования.
2001.
№ 2.
С. 35-45.
Казачье движение, милитаризированное по форме и обладающее подчеркнуто этатистской
идеологией, может восприниматься как антитеза гражданскому обществу. Автор статьи,
не принимая данную точку зрения, доказывает, что причина значимости казачьего движения
для процесса становления гражданского общества заключается в его "политическом долгожительстве".
Кроме того, казачьи организации, в отличие от большинства узконаправленных по целям
деятельности общественных объединений, обладают не только более широкой, но и более
социально-разноплановой базой.


Опубликовано на портале: 25-05-2005
Piotr Sztompka
Социологические исследования.
2001.
№ 2.
С. 3-12.
Автор рассматривает период трансформации социалистического режима в Польше в конце
1980-х годов в качестве иллюстрации концепции культурной травмы. Исчезновение с политической
арены прежней власти потребовало компетентных акторов, способных действовать в демократическом
обществе. Их отсутствие определяет трудности построения новых институтов власти,
при этом различные факторы экзистенциальной неуверенности проявлялись в синдроме
недоверия,
политической апатии и ностальгии по прошлому.

