Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N12 за 2003 год

Опубликовано на портале: 26-08-2005
Лариса Григорьевна Титаренко Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 96-108. 
Эмпирической базой анализа массового сознания населения Беларуси, в первую очередь, особенностей восприятия идеалов и ценностей демократического политического строя, являются материалы двух опросов, проведенных в 2000 г. в рамках общеевропейского исследования ценностей и в 2002 г. в рамках международного исследования политической культуры. Основная гипотеза состоит в том, что, несмотря на нынешнее позитивное отношение белорусов к рынку и демократии в целом, оно парадоксальным образом соединяется с желанием масс сохранить все завоевания социализма и совместить их с рыночными ценностями. По мнению автора статьи, это и означает противоречивость, парадоксальность массового сознания населения, причудливо соединяющего в себе типичные ценности и нормы социализма с существенно отличными нормами и представлениями рыночного демократического общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-01-2005
Agnes S. Ku
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 11-20. 
Гражданство и гражданское общество возникли вместе с национальным государством. Несмотря на глубокие связи гражданства с гражданским обществом, ученые обсуждают эти понятия скорее в отношении к государству, нежели друг к другу. Гражданское общество сдвигают в частную сферу с корнями в капиталистической экономике, а гражданство определяют как набор универсальных прав, связанных с гражданством в национальном государстве. Гражданство таким образом рассматривается как производное от собственности и как юридический статус в государстве. В этом случае: 1. Гражданство становится категорией статуса без действия, а гражданское общество - областью действия без практики гражданства; 2. Гражданство понимается как статус человека, определяемый государством, а гражданское общество обозначает социальную сферу вне государства. Определения гражданства и гражданского общества по-разному соотнесены с государством - первое в терминах его, второе в оппозиции к нему. Возникает концептуальный парадокс: гражданское общество без гражданства. Статья обсуждает формы этого парадокса в либерализме и марксизме, предлагая альтернативную теорию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-10-2004
Наталия Викторовна Фреик Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 3-10. 
В статье представлены основные идеи выдвинутой М. Вебером концепции политической харизмы. Он использовал это понятие применительно к «определенному качеству индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Это, например, политический вождь, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на массы. При харизматическом господстве политические мнения формируются в основном «наверху», а не передаются лидеру избирателями в ходе делегирования полномочий. Харизматическое правление в чистом виде возникает из «коллективного возбуждения», вызванного необычной ситуацией и/или при наличии экстраординарных психических состояний у ведомых масс (к примеру, таков массовый энтузиазм). Отмечается, что в современной социологии нет единства взглядов в отношении как самой концепции харизмы, как и к применимости этого понятия к анализу политических процессов. Лёвенштейн полагает, что феномен харизмы возможен только в «ранние эпохи» и в несовременных обществах. В современную эпоху преобладающей тенденцией стало искусственное создание харизматического лидера бюрократическими структурами. Глассман пишет о «сфабрикованной харизме», Й Бенсман и М. Гайвант вводят понятие «псевдохаризма». Понятие харизмы широко используется в теориях модернизации (Эптер, Валлерстайн) при описании типа правления в период перехода от традиционной системы господства к современному государству. В современной литературе встречается также "мессианский подход", при котором харизматический лидер рассматривается как некий "спаситель", способный вывести группу (общество) из кризисной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл