Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуск N3 за 2003 год
Белорусский вариант харизмы [статья]
Опубликовано на портале: 04-10-2007
Д.Г. Ротман, Наталья Петровна Веремеева, Ирина Владимировна Левицкая, Виктор Владимирович Правдинец
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 29-38.
При изучении феномена политической харизмы следует разделять его имманентную (мифологическую) и «сконструированную» (реальную) составляющие, считают авторы. Исследование состояния политического пространства Белоруссии посредством фокусированных интервью со сторонниками трех харизматических лидеров: А. Лукашенко, З. Поздняка и В. Гончарика в период избирательной кампании 1994 г. показало следующее. Рядовые участники электорального процесса (избиратели) в действительности слабо дифференцируют идеальные и реальные качества своих кумиров. Это значит, что многие позитивные характеристики политиков созданы пропагандистскими методами.


Опубликовано на портале: 05-10-2007
Екатерина Ходжаева, Елена Алексеевна Шумилова
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 106-108.
Социологический опрос молодежи Татарстана с целью выявить уровень предмет ее религиозности (2001 г.) показал следующее. Сами по себе религиозные взгляды для основной части молодых людей нехарактерны: к традиционным мусульманам (придерживающимся основных канонов и предписаний своей религии) отнесло себя около ¼ респондентов. Для подавляющего большинства опрошенных принадлежность к исламу носит не столько конфессиональный характер, сколько выступает в качестве дополнительного, наряду с языком и традициями, определителя этнической принадлежности.


Опубликовано на портале: 03-10-2007
Eatwell, Roger
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 9-20.
Введенная в научный оборот М. Вебером категория «харизматический лидер»
– в силу своей эклектичности в минимальной мере поддается строгому определению.
Политики данного типа обладают слишком различными характеристиками, которые трудно
типологизировать, полагает британский социолог. Тем не менее, введенное в дискурс
феномена лидерства (особенно идеального: мессианство, личная представительность,
мачизм, жертвенность, дихотомическое отношение к действительности и пр.) это понятие
может использоваться социологией, по крайней мере, как аналитический конструкт.


Опубликовано на портале: 05-10-2007
Рафаэль Гасанов
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 96-101.
Анализируя отношение азербайджанцев к религиозному буму, начавшемуся после восстановления независимости (активизация культово-обрядной и просветительской деятельности, появление политического ислама и пр.), автор приходит к обоснованному выводу. Исламский ренессанс в республике не играет такой существенной роли, как, например, на Ближнем Востоке. Это – важный, но не доминирующий фактор общественно-политической жизни Азербайджана. Для большинства населения страны возврат в ислам – это путь культурного и духовно-нравственного возрождения и консолидации общества.


Опубликовано на портале: 13-10-2004
Римма Павловна Шпакова
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 109-114.
Анализируется содержание «русских» статей Макса Вебера: «К
положению буржуазной демократии в России» (февраль 1906 г.), «Переход
России к псевдоконституционализму» (август 1906 г.), и его более поздние
работы, не переведенные на русский язык, которые относятся к периоду первой мировой
войны и Февральской революции. Это «Переход России к псевдодемократии»
(апрель 1917 г.) и «Русская революция и заключение мира» (май 1917
г.). Отмечая хорошее знакомство немецкого социолога с содержанием русских периодических
изданий, публиковавших статьи Ленина и Плеханова, Р.П. Шпакова видит цель осуществленного
Вебером анализа не только в понимании политической ситуации в России, но и в прогнозировании
дальнейших событий. Образ «увеличительного стекла» вполне уместен для характеристики
цели исследования Вебером русских материалов. Вебер пишет, что он ее видит в том,
чтобы «обнаружить, понять и по возможности ослабить или предотвратить кризисы
и социальные взрывы в Германии». В этих статьях анализируется опыт первой
русской революции, деятельность Государственной Думы, конституционный проект П. Струве,
реформы Столыпина и, наконец, события первой мировой войны и Февральской революции.
Действительно, в Германии в то время удалось избежать социальной катастрофы, к которой
там могло привести дальнейшее развитие политических процессов после Ноябрьской революции
1918 г. Другой вопрос, который интересовал Вебера – это возможно ли в России
развитие событий в направлении демократических завоеваний и построения гражданского
общества. Вебер считал маловероятным движение России по этому пути, поскольку
она не имела в историческом прошлом тех демократических традиций, которые были у
Германии (Реформация). В России присутствовали значительные факторы, препятствовавшие
либерально-демократическим преобразованиям.


Опубликовано на портале: 04-10-2007
Оксана Юрьевна Бандурович, Александр Григорьевич Стегний, Николай Николаевич Чурилов
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 38-47.
Выявление значимых в глазах украинского электората характеристик политического лидера (данные получены в ходе общенационального опроса 2000 г.), позволяет автором исследования сделать такой вывод. Нынешняя генерация ведущих политиков страны (Л. Кучма, В. Ющенко, П. Симоненко, А. Мороз, Н. Витренко и др.) по своим качествам и стилю поведения вполне соответствует предпочитаемому различными группами респондентов идеалу политического деятеля. Однако тяготение населения к идее подконтрольности лидера народу, уважения им мнения простых людей выступает как гарантия от появления политиков-харизиматиков общенационального масштаба.


Опубликовано на портале: 05-10-2007
Софья Эрдниевна Лиджи-Горяева
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 122-124.
Россияне, как правило, идентифицируют власть как институт с личностью главы региона, субъекта Федерации, государства. Анализ электоральных симпатий населения Республики Калмыкия в канун выборов ее президента (октябрь 2002 г.) однозначно указывает на новую тенденцию – наметившуюся «усталость» общества от существующей региональной элиты и желание перемен. На момент опроса подобное отношение к федеральной власти не прослеживалось.


Опубликовано на портале: 04-10-2007
Сергей Владимирович Туманов, Александр Tенгизович Гаспаришвили, Лидия Димитровна Митева
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 20-29.
Кластерный анализ причин, побуждавших избирателей голосовать на выборах президента
РФ 2000 г. за Г. Зюганова, В. Путина и Г. Явлинского, показал следующее. В основе
электоральных предпочтений россиян находится причудливое смешение трезвых оценок
реальных качеств того или иного претендента с стереотипными представлениями об идеальных
качествах лидера как такового (энергичный, заботливый, человечный и т.п.). Это значит,
что сегодня в российском обществе нет выраженной потребности в лидере харизматического
типа, но потенциал вождистских настроений населения достаточно велик и способен к
резкой активизации.


Феномен ислама [статья]
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Абдирашид Мирзахметов
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 93-96.
Как считает автор, исламский фактор – это многоплановое явление. С одной стороны,
оно содержит в себе возрождение религиозных традиций, образа жизни, культуры и активизацию
и рост влияния мусульманских стран в мире; с другой – стремление к политизации
ислама (вплоть до установления шариатского правления) и достижению поставленных целей
с примирением насилия. Борясь с проявлениями исламизма, следует помнить, что ислам
может стать стержнем созидательного, позитивного развития многих государств и содействовать
межконфессиональному взаимопониманию и толерантности.


Опубликовано на портале: 07-10-2004
Теодор Ильич Ойзерман
Социологические исследования.
2003.
№ 3.
С. 3-8.
Отвечая на поставленный в заглавии статьи вопрос, акад. Т.И. Ойзерман показывает,
что либерализм сформировался исторически как идеология «третьего сословия»,
лидером которого выступила буржуазия. Центральным понятием этой идеологии стало понятие
свободы. Но кроме буржуазного содержания теоретические построения либерализма
включают общечеловеческие ценности. По мнению автора, К. Маркс и Ф. Энгельс,
выступив в раннем периоде с демократическими требованиями, и в дальнейшем продолжали
отстаивать принципы либерализма. Они придали новый импульс развития в отношении содержательной
стороны их демократической составляющей. Т.И. Ойзерман разделяет мнение цитируемого
им американского социолога Ч.Р. Миллса: «То, что является наиболее ценным в
классическом либерализме, наиболее убедительно и плодотворно воплощено в классическом
марксизме». Ленин и лидеры Советского государства отвергли основополагающие
принципы либерализма. Их отказ от свободы печати и введение строгой цензуры, как
и отказ от разделения законодательной, исполнительной и судебной властей означал
отрицание не только либерализма, но и демократии. При анализе истории либерализма
была рассмотрена позиция таких его выдающихся представителей, как Д. Локк, Ж.Ж. Руссо,
Ш. Монтескье, Д. Дидро, Дж. Ст. Милль. Свою задачу акад. Т.И. Ойзерман видит в обосновании
тезиса: либерализм – это не только идеология класса буржуазии, но и теоретическое
обоснование общечеловеческих демократических и гуманистических ценностей.

