Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуск N11 за 2004 год
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Владимир Олегович Рукавишников
Социологические исследования.
2004.
№ 11.
С. 23-33.
Автор анализирует публикации СМИ и данные опросов
американского
общественного мнения. Отмечается, что неизбежно за ответами на вопросы об отношении
американцев к России предполагается некая интерпретация, объяснение выявленного
паттерна общественного мнения. В этом плане оказывается необходимо рассмотрение уровня
информированности американцев о происходящем в мире, анализ эволюции в предыдущие
годы системы ценностей
и установок в отношении внешней политики США вообще и отношений с Россией в частности,
а также выявление сути распространенных в США представлений о роли России в современном
мироустройстве, обсуждение проблемы устойчивости фобий
и мифов, а также степени и механизмов влияния общественного мнения на внешнюю политику.


Опубликовано на портале: 23-11-2004
Александр Михайлович Осипов, Сергей Владимирович Иванов
Социологические исследования.
2004.
№ 11.
С. 105-110.
Рассмотрение вуза как корпорации позволит, по мнению авторов, лучше исследовать его
структуру и социальные функции. В историко-социологическом экскурсе представлены
исследования М.Вебера (школа как бюрократическая организация),
Т. Веблена (университет как капиталистическое предприятие), Т. Парсонса (функции
университета в профессиональном комплексе). В зарубежной социологии университеты
и их объединения с 1960-х гг. рассматриваются как корпорации. Сложился подход, сочетающий
организационный и властный аспекты изучения образовательной системы. Обоснованность
отнесения университетов к корпоративным структурам авторы аргументируют наличием
в них выделенных А.И. Пригожиным признаков корпорации как сложного образования, возвышающегося
над перичными организациями и противостоящего как целое внешней конкурентной среде.
Для выявления черт корпоративности выбран Новгородский государственный университет
им. Ярослава Мудрого, возникший при интеграции небольших отраслевых вузов. Анализ
его особенностей проводится на базе материалов социологических исследований структурных
подразделений этой "корпорации" и их деятельности за 1994-2003 гг. Рассматриваются
действия преподавателей и руководства университета по поддержанию "корпоративного
духа". Проведен анализ экспертных интервью с заведующими 109 кафедр НовГУ, позволяющий
выявить следующие ориентации: 1. На рост контингента студентов 2. На поддержание
популярности, престижа соответствующей профессии среди населения. 3. На развитие
вузовской подготовки как условие воспроизводства культуры и науки. 4. На повышение
благосостояния сотрудников корпорации. Внимание авторов привлекли призывы местных
и федеральных органов остановить устойчивый рост числа студентов в связи со сложной
демографической, экономической и социальной ситуацией в регионе.
