Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N12 за 2004 год

Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.
Опубликовано на портале: 16-06-2006
Дина Далабаевна Ешпанова, Абдумалик Нысанбаевич Нысанбаев Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 86-94. 
Данное исследование показало более высокую степень адаптации казахстанской молодежи к рыночным условиям, чем старшего поколения. Авторы отмечают превалирование в сознании молодых ценностей, характерных для частного, приватного человека - надежда на себя, собственные силы, свой дом, семью. Значительная часть молодежи настроена на продолжение и успешное продвижение социально-экономических и политических реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 3-15. 
Тема фантомов общественного сознания еще не получила в российской социологии систематического отражения, хотя факт широкого появления фантомных персонажей в период «демонтажа» советской общественной системы, сопровождавшегося ломкой ее ценностей, привлек внимание ученых. Представляется, что данная статья восполняет этот пробел. В ней затронуты многие аспекты «фантомной тематики», выполнен сущностный анализ феномена, проведена классификация фантомных типов личности, выявлены порождающие их причины. Слово «фантом» в широком (общеупотребительном) смысле означает «причудливое явление, призрак». Автор представил основные значения слова в современном русском языке и обратился к содержанию понятия «социальный фантом». Это те «явления, которые олицетворяют специфические, порой аномальные, экстравагантные формы общественной (публичной) активности, оказывающие серьезное влияние на политические, экономические и социальные процессы». Показан негативный, деструктивный характер такого влияния в различных сферах – в политике, экономике, культуре и т.д. и на различных уровнях общественного сознания. Оно сопряжено с другим, не менее необычным явлением: «в условиях коренных сдвигов в экономике и политике произошло рождение удивительного явления – парадоксального человека». В разделе «Опыт классификации фантомных типов личности» (политических мутантов, «оракулов», разного рода авантюристов, создателей «финансовых пирамид», финансовых олигархов…) мы угадываем известных персонажей, часть которых сегодня ушла с политической сцены. В итоге прочтения статьи приходит понимание фантомности как результата ломки общественных устоев с сопровождающим ее увеличением виртуальности в общественной жизни. Всему этому сопутствуют «оболванивание» людей через СМИ путем распространения массовой культуры, слабости правовой системы, увеличение социального неравенства, стихия «дикого рынка», и связанный со всем этим рост социальной поляризации. Представляется что наметившиеся процессы разумного усиления государственного регулирования, перевода рынка в цивилизованное состояние, восстановления производства вселяют надежды на скорое исчезновение или, по крайней мере, уменьшение степени одиозности фантомов, перевод их в латентное состояние.