Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуск N9 за 2004 год
Опубликовано на портале: 13-10-2004
Ульяна Анатольевна Блюдина
Социологические исследования.
2004.
№ 9.
С. 41-50.
Автор исследует концепцию Л.И. Петражицкого (1867-1931) – философа,
социолога, правоведа, родоначальника психологического направления в социологии
права. В основе предложенных им решений лежит стремление оградить научную концепцию
права от метафизических привнесений и произвольных допущений в духе классической
теории естественного права. Он предлагает взять за основу правила формальной логики
и опытные данные в качестве средств конструирования научных понятий. Проводя
линию на сближение правовой науки с психологией, Петражицкий различает право
официальное и право неофициальное, право интуитивное, как итог
внутреннего, интуитивного самоопределения индивидов, и право позитивное, имеющее
источником авторитет (по отношению к актам официальных властей, к неписаным
общественным и групповым нормам, к религиозным установлениям и т.д.). Идеи Петражицкого
получили признание не только в России и Польше (куда он переехал после 1917 г.),
но и за рубежом, особенно в США. Его учениками и последователями были Ж. Гурвич,
П. Сорокин, Н. Тимашев. В дальнейшем и во многом в связи с влиянием американского
правового реализма в польской науке наметился переход от психологии права к социологии
права. Автор прослеживает развитие социологии права в Польше, институциалиация которой
падает на 60-е годы. Выполнен краткий сравнительный анализ становления школ теории
права в России и Польше, показано развитие идей Петражицкого его учениками.


Опубликовано на портале: 27-07-2005
Михаил Петрович Мчедлов, Юрий Андреевич Гаврилов, Александр Шевченко
Социологические исследования.
2004.
№ 9.
С. 95-101.
Статья посвящена раскрытию характера взаимосвязи и взаимообусловленности мировоззренческих
ориентаций принадлежностью к этническим, конфессионально-культурным общностям. Автор
опирается на данные общероссийского социологического исследования, проведенного в 2003 г.
в 11 территориально-экономических районах страны, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Опрошены представители 11 социальных групп населения: гуманитарная интеллигенция,
работники торговли, сферы бытовых услуг, транспорта и связи, служащие, предприниматели
малого и среднего бизнеса, военнослужащие и сотрудники МВД, жители сел и деревень,
городские пенсионеры, студенты вузов, безработные, всего - 1750 респондентов от 18
лет и старше в 58 поселениях - мегаполисах, областных центрах, районных городах и
селах.

