Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N4 за 2004 год

Опубликовано на портале: 28-05-2007
Андрей Андреевич Возьмитель Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 103-106. 
Автор размышляет об итогах думских выборов 2003-го года в партийно-политическом и общегражданском контексте, приходя к выводу, что то главный из них состоит в том, что страна снова настроена на перемены в экономике, административной и социальной сферах. Далее в статье рассматривает возможности реализации этих ожиданий выстроенной "вертикалью власти", предлагая вновь вернуться к идее объединения на основе религии и идеологии, имея в виду, что Россия исторически и генетически, хотя и многоконфессиональная страна, но, прежде всего, христианская цивилизация.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Кусейн Исаевич Исаев Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 77-83. 
К международным ценностям глобальной демократии относятся, по мнению автора, ряд показателей, касающихся выборов властных структур, гражданских прав и свобод. В Кыргызстане права и свободы человека и гражданина конституционно закреплены на уровне лучших мировых образцов. Как они реализуются? Для выяснения этого в республике в 2002 г. проведен репрезентативный опрос 2000 респондентов. Его результаты и анализируются в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2004
Dennis Smith
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 24-32. 
В статье намечены пути (способы, алгоритмы) снятия в современном мире острых политических, религиозных и межэтнических конфликтов, а также предотвращения войн. По мере становления мирового сообщества перед человечеством рано или поздно встанет задача создания «глобального управления». Речь идет о глобальном диалоге: энергичных действиях мирового гражданского общества с опорой на политические институты глобального уровня по разрешению конфликтов внутри тех или иных стран, между отдельными нациями и государствами. Автор опирается на работу израильского ученого Авишаи Маргалит под названием «Порядочное общество» /Margalit A. The Decent Society. Cambridge, Mass. 1996/. Основная идея этой книги: общество только тогда можно назвать порядочным, когда оно не унижает никого из своих членов. Унижение может быть вызвано открытым насилием, дискриминацией, эксклюзией (исключение – ограничение прав в экономической, политической, культурной и иных сферах) по отношению к отдельным нациям, народам или социальным группам. Ссылаясь на примеры, автор анализирует механику раскручивания цепи унижений и ответной мести со стороны униженных. Это непрекращающаяся война Израиля с палестинскими экстремистами, военная акция США в Ираке, спор между Индией и Пакистаном по поводу Джаммы и Кашмира и т.д. В качестве яркого примера выхода из цикла унижений представлено окончание апартеида в ЮАР. Став президентом, Нельсон Мандела убедил своих последователей «отказаться от возмездия, достиг понимания с ключевыми лидерами белых, установил диалог с белым сообществом через программу поиска истины и примирения».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 64-70. 
В настоящей работе речь идет о восприятии и самооценке субъектом богатства и власти в связке одного с другим (т.е. под богатством и властью понимается их субъективный эквивалент). Целью работы является не просто фиксация субъективных оценок материально-властных ресурсов, а выяснение того, какая "пропорция" этих ресурсов, присутствующая в сознании человека, обусловливает то или иное его социальное самочувствие. Отображенные в самооценке ощущения той или иной степени властности или материальной состоятельности сами по себе выступают важнейшими составляющими социальной комфортности субъекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2004
Андрей Владимирович Чугунов, Вера Алексеевна Ачкасова Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 71-77. 
В статье выявляются связи между развитием электронных технологий и процессами регионализации в условиях глобализации. Авторы отмечают, что в большинстве развитых стран в последнее время усиливается автономия локальных территорий и возрастает роль регионов. Выделены три группы подходов к интерпретации данных явлений. В одних случаях интеграция и регионализация оцениваются как естественные в условиях глобализации тенденции развития, составляющие единое целое. В других – напротив, регионализация расценивается как новая феодализация: большие социальные образования распадаются на соперничающие друг с другом домены; усиливается автономия локальных сообществ (И. Уоллерстайн, Д. Лестнер, В. Шляпентох). При сетевом подходе (М. Кастельс, А. Турен) регионализация видится как неизбежный результат процессов становления информационного общества. Формируется новый тип политического образования – государство информационной эпохи, «основанное на сети политических институтов и органов принятия решений национального, регионального, местного и локального уровней, неизбежное взаимодействие которых трансформирует принятие решений в бесконечные переговоры между ними» (Кастельс, Киселева). Процесс перехода к сетевому государству благодаря интерактивному характеру коммуникаций облегчает участие граждан в управлении и контроле действий властей. Авторы отмечают, что такая благостная картина далека от российской действительности. В менталитете российских граждан по-прежнему актуален стереотип главенствующей роли государства в социальных процессах. При наличии единого экономического центра, где сосредоточены финансовые ресурсы и властные рычаги, нарушаются внутренние связующие функции взаимоотношений центр – периферия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2007
Владимир Иосифович Кравченко Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 134-137. 
Понятие харизмы частично утратило "идеально-типическую" чистоту, свойственную веберовскому пониманию. Однако очевидно, что в науке сегодня не существует единого подхода к исследованию данного феномена. Как правило, "харизма" истолковывается как божественный дар, особая одаренность человека. На взгляд автора, данное понятие многоаспектно и, чтобы раскрыть его содержание, необходимо учитывать религиозный, социологический, культурологический, психологический, коммуникативный, социально-политический и историко-философский ракурсы понимания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Хасан Владимирович Дзуцев Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 127-130. 
Тенденции к росту жалоб и обращений населения в адрес высших органов власти республики Алания привели к необходимости изучения этого явления. Для этого в сентябре-октябре 2002 г. был проведен экспертный социологический опрос граждан, обратившихся за помощью в Администрацию Президента и Правительство республики. Анкета включала в себя вопросы, имеющие демографическую направленность, помимо этого, вопросы касались цели обращения и степени удовлетворенности заявителя решением по его жалобе. Большинство граждан остаются неудовлетворенными ответами на свои обращения: это в значительной степени связано с тем, что многие вопросы, поднимаемые в жалобах, не должны решаться Президентом и Правительством, поскольку для этого существуют специальные структуры. Однако большинство опрошенных полагают, что безответственность чиновников нижнего звена не оставляет им (гражданам) другого выхода и является следствием безответственности высших органов власти.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2004
Николай Сергеевич Тимашев
Перев.: Николай Валентинович Романовский, А.С. Маткова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 107-112. 
Перевод опубликованной в American Journal of Sociology (1937) статьи русского социолога и правоведа Николая Сергеевича Тимашева (1886-1970), который с 1936 г. проживал в США, где тесно сотрудничал с П.А. Сорокиным. Тема статьи – место социологии права среди общественных наук и ее отношение к правовым дисциплинам. Отмечается, что подходы к изучению права различны для юриспруденции и социологии. Цель юриспруденции состоит в изучении правовых норм, анализе их структуры, выяснении их логической взаимосвязи. Рассмотрение взаимовлияний человека и этико-юридических норм непосредственно не входит в объект юриспруденции. Социологическое исследование права направлено, согласно Тимашеву, на рассмотрение трех групп вопросов, тесно связанных с юриспруденцией, но выходящих за пределы ее изучения: 1. В чем сила закона? Как закон определяет поведение человека в обществе? Каковы условия эффективности или неэффективности права. 2. Какие силы определяют создание, преобразование и крушение правовых образцов поведения? 3. Каковы связи между изменениями в праве и в социальных явлениях, а также между определенными правовыми структурами и определенным общественным устройством? Каузальное исследование - главный метод социологии права. Рассматриваются определения предмета этой дисциплины, которые предлагают Дж. Крафт, И. Эрлих, Б. Хорват. Представлен подход Ж. Гурвича. Поскольку нормы поведения людей находят отражение не только в праве (законе), но также в морали и обычаях, социология права исследует также феномен этики и феномен власти.
ресурс содержит прикрепленный файл