Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуск N2 за 2005 год

Опубликовано на портале: 11-11-2005
Ольга Алексеевна Копцева Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 113-120. 
Автор выясняет, насколько детские и юношеские общественные организации (ДОО) в состоянии стать ячейками формирования гражданского общества. Приводятся результаты исследования, проведенного силами Молодежного Парламента в Ленинском р-не Магнитогорска при поддержке районной администрации и местного отделения Российского детского фонда. Опрошено 2184 учащихся 18 общеобразовательных школ и 1240 учащихся профессиональных училищ (ПУ) в возрасте от 13 до 18 лет. Было установлено, что большинство учащихся проявляет пассивный интерес к ДОО (об участии в них сообщили только 7,7% респондентов). Выявлена база возможного в ближайшие годы 2-кратного роста участия молодежи в таких организациях. Наиболее высокое стремление включаться в них проявили школьники 13-14 лет (учащиеся школ здесь намного активнее учащихся ПУ). Проанализированы ответы учащихся о причинах неучастия в работе общественных организаций. Общий вывод: слабая социальная активность молодежи — одно из проявлений социального отчуждения, недоверия к организованным структурам в детской среде и к государству. Принимаются во внимание макроусловия: механизмы взаимодействия поколений, неумение властных структур вовлекать молодое поколение в активную общественно-политическую жизнь, распространенность ориентаций на индивидуализм и прагматизм в системе общественных ценностей.
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 3-15. 
По показателям качества демократии, конкурентоспособности экономики, развитости гражданского общества, электоральной активности граждан и некоторым другим характеристикам проведено сравнение семи стран – Финляндии, США, Германии, Италии, Южной Кореи, Бразилии и Российской Федерации. Рассмотрены статистические связи между значениями соответствующих показателей (по индексам и рейтингам стран, рассчитанным по опросам экспертов в 2000-2004 гг. в рамках реализации исследовательских проектов Программы развития ООН, Всемирного банка, Центра Фридом Хаус и др.). По большинству из них лидирует Финляндия; Россия значительно отстает от стран Запада и находится на уровне, близком к Бразилии, не имевшей до последнего времени устойчивых демократических традиций. Выявлена латентная зависимость между «качеством демократии» и «глобальной конкурентоспособностью» национальной экономики: в более конкурентоспособных обществах в целом лучше обеспечены гражданские и политические свободы, «больше прозрачности в принятии общественнозначимых решений и возможностей для выражения мнений бизнесменов, чем в обществах менее конкурентоспособных» (с. 7). Чем ниже оценивают эксперты влияние профсоюзов в стране, тем ниже рейтинг конкурентоспособности ее экономики. Между ВВП на душу населения и значениями индексов демократичности политического устройства имеется слабая положительная корреляция. В странах с невысоким жизненным стандартом низок индекс соблюдения законности, велик показатель коррумпированности, значительна разочарованность населения в отношении функционирования демократии. В заключительной части автор отмечает, что демократические институты препятствуют узурпации государства бизнесом и криминалом. Подчеркивается, что в условиях экономической глобализации необходима перманентная модернизация национальной экономики как условие, препятствующее смене роста спадом с превращением страны в неконкурентоспособную.
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Лариса Игоревна Никовская Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 149-152. 
В заглавии анализируемой книги применяется известное евангельское выражение «quo vadis?», чем подчеркивается неопределенность предстоящего выбора путей развития России и неясность ее перспектив (Галкин А.А., Красин Ю.А. РОССИЯ: QUO VADIS? М.: ИС РАН, 2003). Авторы отмечают, что России предстоит решать вопросы о том, каковы будут национальные интересы страны, какой общественный строй и какая форма власти могли бы им соответствовать, какая экономическая система обеспечит ее процветание, какое место надлежит ей занять в глобализирующемся мировом сообществе. Автор обсуждения соглашается со сделанным в ней выводом, что авторитарная власть не будет в состоянии последовательно и системно реализовать экономическую реформу, призванную обеспечить выход страны из кризиса и сколько-нибудь удовлетворительным образом решить политические проблемы. Именно поэтому «выход России из модернизационного тупика видится авторам книги на пути органического взаимодействия гражданского общества и государства как ключевой проблемы развития демократии и противодействия авторитарным тенденциям постиндустриализма».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2005
Jerzy Wiatr
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 15-21. 
Обобщаются итоги лонгитюдных исследований местного управления в Польше. Работы проводились в рамках международного исследования политических ценностей. Координаторы польской части проекта: Б. Джекоб, Е. Вятр, К. Островски, А. Ясинска-Каня, Г. Тюни. Результаты представлены в сборниках: «Местная власть и удовлетворение потребностей: обследование по шести городам» (1980); «Местная власть в условиях кризиса» (1983); «Местная власть в условиях демократии» (1998); «Местная власть после реформы самоуправления» (2002). Работы велись с 1966 г. до 2002 г. На начальном этапе установлено, что местные лидеры во многих аспектах не проявляли характерные для коммунистической идеологии установки и скептически относились к расширению участия граждан в управлении местными общностями. В 1989-1990 гг. в ходе исследования среди лидеров, пришедших к власти перед сменой режима, отмечен высокий уровень принятия ими демократических перемен, что связано с ростом эгалитарных настроений. В мае 1990 г. на местных выборах победу одержали комитеты Солидарности. Это были сторонники системы, основанной на частной собственности, но, как и их предшественники, они не стремились расширять участие граждан в управлении. Только после прихода в местные органы власти лидеров от партий левого центра (на выборах 1994 г.) местные власти стали ориентироваться на расширение местного самоуправления. В 1998 г. на местных выборах контроль перешел к партийным объединениям правой коалиции (Избирательная Акция Солидарность и Союз Свободы). Проведенный летом 2001 г. опрос населения зафиксировал снижение его удовлетворенности реформой самоуправления, что отличается от данных опроса среди местных лидеров: 57,1% из них заявили, что результаты реформы в целом явились позитивными для граждан. Такое расхождение можно интерпретировать двояко: 1. граждане оценивают местную власть по конечным результатам, а лидеры – в терминах механизма подготовки и исполнения решений; 2. Психологический механизм идентификации с выполняемой задачей приводит к тому, что местные лидеры видят реформу самоуправления в положительном свете. Анализируются итоги выборов местной власти 27 октября – 10 ноября 2002 г., отмечается наряду с успехом «Союза демократических левых сил» рост влияния партий: «Самообороны» и «Лиги польских семей» – противников вступления Польши в Евросоюз.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 21-03-2005
Геннадий Константинович Ашин Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 87-95. 
Автор отмечает, что термин «элитное образование» в литературе трактуется неоднозначно: 1. как образование высокого качества; 2. как образование для элиты (экономической, политической, культурной). Проводится терминологическое разграничение между открытым элитным образованием (которое предполагает отбор и подготовку талантливой молодежи из всех страт общества) и закрытым элитарным образованием (оно ориентировано главным образом на детей из богатых и знатных семей). Основной тезис эгалитаристски настроенных критиков элитных образовательных учреждений сводится к тому, что они закрепляют социально-классовое неравенство. В ответ на нее сторонники элитного образования указывают, что единая (единообразная) система подавляет индивидуальность, нивелирует учащихся, не стимулирует развитие уникальных способностей особо одаренных детей. Дается ряд концептуальных подходов, сложившихся в зарубежных исследованиях проблем образования. В функциональном направлении подчеркивают роль образования для обеспечения социального порядка, связанного с рациональностью, меритократией и демократией. Приверженцы конфликтного направления выступают с критикой функциональной концепции и утверждают, что организация элитного образования отражает диктат корпоративно-капиталистической экономики и выполняет социальный заказ – служит сохранению прежней иерархии и передаче привилегий от поколения к поколению. Популярная в настоящее время концепция «человеческого капитала» акцентирует внимание на накоплении «интеллектуального капитала», которое означает улучшение продуктивности человека благодаря затратам на образование. Даны материалы о конкуренции между элитными вузами в США, Великобритании, Японии, о традициях российских высших школ.
Опубликовано на портале: 30-03-2005
Борис Зусманович Докторов Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 121-130. 
В статье дается биография, рассматривается общественная и исследовательская деятельность Эмиля Хурьи (1892-1953) – журналиста, дипломата, организатора проведения массовых политических опросов в США, официального консультанта президента Рузвельта по ведению избирательных кампаний 1932 и 1936 года. Хурья пришел в область прогнозирования результатов парламентских и президентских выборов в 20-е годы, а его наивысшие достижения в этой сфере приходятся на первую половину 30-х. Имена создателей современных строгих методов изучения электората Д. Геллапа, А. Кроссли и Э. Роппера в то время еще не были известны, а журналисты ведущих газет Америки начинали сообщения о шансах претендентов на победу в ходе президентских выборов словами: «Так сказал Эмиль Хурья…» Его деятельность соединяет эпоху «соломенных опросов» и современный период изучения общественного мнения, начинающийся с середины 30-х годов.